Версия для печати

Первый президент Международной ассоциации «Мир через Культуру»

Валентин Митрофанович  Сидоров

«Люди, отдающие себя миру, не ограничиваются местом  рождения и воспитания. Их благое радение преображает всю  землю».   

Из послания Бабы Вирса Сингха «Устремитесь к всемогущему Богу».  Гобинд-Садан, 1993г.

  
Последние три десятилетия жизни В.М.Сидорова  (семидесятые – девяностые годы века минувшего) были насыщены глубокими духовными постижениями и активной общественной деятельностью. Это исследование – первая попытка приобщения к глубинам духовного мира человека-творца построена на материалах из книг, статей, интервью самого Валентина Митрофановича. Хотелось создать ощущение присутствия собеседника, который сам, своими трудами говорит нам о себе.

     В семидесятые годы, постигая духовное наследие Н.К.Рериха, В.М.Сидоров воспринял  его идеи о духовном родстве России и Индии, о союзе России  с Шамбалой. Прикасаясь к глубинным истокам древних сокровенных знаний , он написал книгу «На вершинах» (1974-1977), в которой впервые для народов нашей страны (тогда СССР населяло более ста наций и народностей) было рассказано о непобедимой силе – радости, о красоте, ведущей к познанию Космоса, о Космической роли России.
       Затем последовал семилетний период активного изучения нового откровения в подпольном центре у «белых сестёр России – Надежды Михайловны Костомаровой и Марии  Вадимовны Дороговой. Это были две удивительные женщины, принимающие в  Москве Новое Учение новых сокровенных знаний для Новой Эпохи.  О степени их духовного подвижничества писала Е.И.Рерих, которая была уверенна в Космической роли России: «Им труднее, чем нам, но они живут и действуют в России во имя спасения России…» (1. стр. 93.)    В..М. Сидоров писал, что  у них познал доктрину непадшего человечества, прошел целый курс арканологии, прошёл медитативный курс изучения чакрамов, прошёл поле посвятительных легенд…(1. стр. 108.)  Так же  постиг Учение Параклета – эзотерическое христианство, являющееся непосредственным продолжением космического учения атлантов и египтян. Шли беседы о России и Индии, которые тяготеют друг к другу, потому что они заповеданы для будущего. На основе их духовного единения сформируется,  и будет развиваться новая раса человечества. Предстоящему единению России и Индии  была посвящена жизнь и деятельность Н.К.Рериха. Развивать эти идеи в России стал В.М.Сидоров.
      Единению России и Индии будет предшествовать эпоха Параклета, которая ознаменует собой Начало Новой Эпохи. (1. стр.124-127) В интервью Учительской газете Валентин Митрофанович отмечал: «Я был причастен к новой  подпольной духовной России и контакты  с Рерихом, устанавливая не сам по себе, а как представитель подпольной духовной России. Я знал, что «в катакомбах – если говорить образно, выковывается новое учение, которое должно спасти мир – это учение Параклета – Духа Святого. Если верить нашим святителям и подвижникам, то сокровенная тайна России состоит в том, что она должна стать страной воплотившегося Духа Святого». (2. ) Не внешняя церковь будет приветствовать приход Параклета, а тайная, сокрытая, те камни живые, которые по утверждению апостола Павла, и составляют Истинную Церковь Христову…» (1. стр.385)  И Христос говорил: «Созижду церковь мою, и врата ада не одолеют её» (3), т.е. Он имел в виду строительство Храма Духа.
     Об этом знали и Рерихи. Н.К.Рерих писал, что Ивану Стотысячному будет дана возможность проявить свой потенциал и что будет заложена Новая Религия – Религия Святого Духа.(4. стр. 338) Мария Вадимовна говорила: «Мы с вами, (имея в виду круг близких ей людей), выступаем в роли своеобразных ессеев, предвосхищающих приход Параклета. Во всяком случае, мы  должны таиться точно так же, как и они накануне прихода Христа».(1. стр.121)
       Более двух десятков лет Валентин Митрофанович постигал науку Параклета. Рождались, как озарение, мысли. «Христос спас мир не затем, чтобы он погиб»(1. стр. 121) – пришло ему однажды  в алтарной  храма Ильи Обыденного. К этой теме он возвращался трижды: в «Семь дней в Гималаях», в «Знаках Христа», в «Космической йоге». (1. стр. 357)
     «Космическая йога» была написана в 1996 году в связи с «непосредственным участием в нашей жизни Духа Утешителя». (1.стр. ) Осознавая это, Валентин Митрофанович решил, в связи с приходом на землю Параклета - Утешителя, приобщить нас к духовной науке о незримых центрах человека. Он передал нам опыт духовной школы Параклета, который прошел у белых сестер, чтобы помочь нам приблизиться к Царствию Небесному. Он писал: «мы должны  открыть себя светоносному потоку из Космоса». (1. стр. 357) Время пришло. Дух Святый нисходит на физический план. Он разъясняет, что Дух Святый, вторая ипостась Единого Начала проявится не как  отдельная  индивидуальность, заключенная в отдельное физическое тело, а как индивидуальности, утончившееся сознание которых позволит незримое для других сделать зримым для себя. Будет цепная  ядерная реакция, которая, начинаясь на невидимом уровне атомов, вырастает потом в ослепительный, затмевающий сияние солнца взрыв. (1. стр. 387)
      При Марии Вадимовне и Надежде Михайловне Валентин Митрофанович ощущал «Эффект присутствия Учителя <…> в вибрации, сопровождающей слова и даже предваряющей их». (1. стр.169) Он разъяснял, что христианская традиция даёт проблеме Учителя новый, неожиданный импульс. В качестве общечеловеческого Гуру  здесь выступает, Тот, кого именуют одновременно Сыном Человеческим и Сыном Божьим. «Учитель у нас один -  сказано в Евангелии – Иисус Христос <…> вот уже две тысячи лет этот Учитель Учителей воплощен физически». (1. стр. 330) Валентин Митрофанович предупреждает: «мучительно трудным был этап превращения животного в человека. Так же мучителен и нынешний этап превращения человека в космочеловека. <…>  Но процесс совершается, <…> и  новая раса уже появляется. Этот процесс невозможен без Учителя, без соединения с Ним».(1. стр.333).
      Размышляя об Учителе, Валентин Митрофанович говорит, что понятие Учителя в высшей степени диалектично, и не обязательно оно должно быть персонифицировано, в сущности. «Учитель есть  не что иное, как собственное высшее «Я». (1. стр. 333)

  Он объясняет: учиться мы должны сами и главным образом у самих себя. Слиянными  должны предстать перед внутренним взором твоё высшее «Я»   и твой Учитель»  (1. стр. 333) Это есть начало лестнице Иакова, ведущей в небо.
      Как рассказывает В.М.Сидоров, у белых сестер он ощущал вибрацию Учителя, а первым уроком общения с Учителем явилась поездка в Индию, в Кулу, летом 1974 года. Учитель Мория сказал ему: «Ты нам нужен в Индии. Ты – звено, соединяющее Индию и Россию. Это твоя миссия, твоя задача, и ты должен выполнить её. Не один, а много раз ты будешь в Индии».  (В мае 1999 года на творческом вечере в ЦДЛ  В.М.Сидоров сказал, что он был в Индии 19 раз.)  Ещё было сказано ему Учителем: «Я твой Гуру. Ты, Валентин, мой ученик. Ты был уже моим учеником в прежней жизни <…> во времена Сергия Радонежского». (1. стр.234)   Видимо следствием того, что Валентин Митрофанович не впервые ученик столь высокого Учителя, явилось то  обстоятельство, что «Две жизни»  К.Антаровой он, по собственному признанию, не просто читал в общепринятом смысле слова, это был процесс узнавания самого себя в мыслях и поступках других людей. (1. стр.235)
      Как приходит Учитель? Валентин Митрофанович поделился с нами: «Средь бела дня, в момент концентрированной и напряженной работы мысли – я впал в неожиданную сонливость. Отключившись от внешнего мира, я увидел неотчетливую фигуру Учителя, но отчетливо услышал Его голос: «Воспринимай меня». Волна радости охватила меня. Мне что-то говорилось, но слов я не мог разобрать. Но постепенно я успокоился и стал привыкать к окружающей обстановке». (1. стр.328) Было это дома в его московской квартире.
      В результате занятий медитативной практикой возник «Дневник  медитаций» (1975-1995годы), в  котором Валентин Митрофанович передает нам свои накопленные познания о настоящем времени – времени дерзаний, о ноше, которую принимают вставшие на путь Света, об устремлении духа, с которым можно преодолеть все испытания, и о напутствии Учителя ученику, и что есть человек перед Богом, и что есть Путь, на который встаёт ищущий Света, и каков венец этого пути. Он показывает, как человек может прийти к Шамбале. Он обращает нас к Евангелию от  Иоанна, которое нам даст освобожденье.  «Дневник медитаций» это программа преображения человека в космочеловека. Его медитативные стихи и поэмы – совершенно новый жанр русской поэзии. Это новое явление, пожалуй, и в духовной жизни той части народа русского по духу, которая устремлена вперёд, к грядущему космочеловечеству.
      Медитативные стихи и поэмы, как и стихи о родине, и лирические стихи Валентина Митрофановича  поют в разных городах России. Медитативные поэмы учат раскрытию чакрамов (энергетических центров человека).

 Этот его опыт сейчас крайне своевременен, он необходим для тех пионеров, которые встали на путь духовного совершенствования, преображения сознания.
      Подвижническая жизнь Валентина  Митрофановича Сидорова была многогранной. Наряду с сокрытой стороной деятельности, Валентин Митрофанович активно вносил в жизнь идеи Учителей. Впервые в СССР, (по его инициативе и активном участии), в декабре 1974 года в Большом театре состоялось празднование юбилея 100-летия со дня рождения Н.К.Рериха. Гостями на этом торжестве были С.Н.Рерих, Девика Рани Рерих, З.Г.Фосдик. Зинаида Григорьевна объяснила мотивы и цель своего визита: она прибыла по указанию Учителя, чтобы увидеть 5-6 человек, и в том числе его. Она сказала, что «читала поэмы о Вивекананде, о Рерихе и убедилась здесь, что они воздействуют на сердца людей. <…>  Значит, людские сердца созрели и готовы уже к восприятию вибраций будущего». (1. стр. 186)  И летом 1977 года по приглашению Совета директоров Музея Рериха в Нью-Йорке, В.М.Сидоров в течение месяца работал над архивом Рерихов: «Собирал и систематизировал сведения о контактах с Белым Братством и Шамбалой». (1. стр. 216). В результате появился очерк «По маршруту Рериха», т.к. получилось, что он проехал маршрут Рериха  только наоборот. «Вначале – Гималаи - затем Алтай - потом Нью-Йорк, где вынашивалась идея экспедиции, и откуда начался её путь». (1. стр. 191)
      Летом 1979 года болгарская прорицательница Ванга сообщила, ему, что он в трудах своих будет утверждать Учение Белого Братства, древнее индийское учение, которое впоследствии завоюет весь мир.
     Летом 1980 созрел замысел книги «Семь дней в Гималаях». «Часть индийских впечатлений ты должен оформить таким образом, чтобы  появилась возможность для публикации. Основные творческие идеи я дам тебе непосредственно» - передал ему Учитель.(1. стр.334)  В этой книге курсивом набраны тексты из древнего индийского учения, которые Валентин Митрофанович называл «Наукой Радости”, Евангелием нашей повседневной жизни. В книге «Лестница Иакова» Валентин Митрофанович писал, что Наука Радости имеет отношение к новому откровению, которое белые сёстры России связывали с именем Параклета – Утешителя. В докладе на 3-й Международной конференции в Воронеже в 1993году Валентин Митрофанович отметил, что «Семь дней в Гималаях» была опубликована в конце периода застоя. Она  вызвала не только массовый читательский интерес, но и массированную критику со стороны официоза, усмотревшего в ней подрыв устоев господствующей идеологии, так и со стороны единомышленников, усмотревших в ней разглашение эзотерических тайн…
Оценка С.Н.Рериха книги заключалась  в следующем: «В то время это была единственная возможность пробить брешь в массовом сознании людей».(6. стр.4)
     В 80-е годы также написаны «Рукопожатие на расстоянии» (2985-1986), «Мост над потоком» (1987): в них – о жизни и творчестве Н.К. Рериха, его  воззрениях, о людях искусства, литературы, о роли культуры.
     Поездка в Индию, встречи со Святославом Николаевичем, его рассказы о Камне, хранителями которого были Акбар и Углукбек, Наполеон и Рерихи. – «Он Камень находится под нашим неусыпным контролем. Готовьтесь принять его», - произнёс однажды С.Н. Рерих. (1. стр. 346) В июне 1993 года  в Бангалоре  С.Н. Рерих обратился к Валентину Митрофановичу: «Дорогой друг! Это только вступление в будущее. Это будет яркое будущее, причём, особенно важно, что  оно наступает очень скоро». В другой раз, С.Н. Рерих в присутствии Р.Б. Рыбакова произнес: «Я рад, что вы предстали здесь в своих  подменных одеяниях. <…> Затем он обратился к Валентину Митрофановичу: «Передайте моё благословение тем, кому вы сочтёте нужным». На третьей встрече Валентин Митрофанович был с переводчиком Николаем Огородниковым. Она стала прощальной. В конце её Святослав Николаевич сказал: «Моё благословение с теми, кто вас окружает».
-Со всеми? – спросил я.
-Со всеми, кто будет с вами». (6).
      Рериховское движение в стране давно испытывает трудности. Разъединение, раздробленность сил не дает возможности осуществлять серьёзную целенаправленную работу. По инициативе  В.М. Сидорова в мае 1994 года прошел рериховский  объединенный съезд, на котором он выступил с докладом: «Приказ Учителя». Он напомнил, что все мы – последователи Космического Учения Блаватской и Рерихов.  «Выход движения на широкую дорогу жизни принес суровые  испытания, опасности разъединения и разобщенности – напомнил он слова Е.И.Рерих. Учение  Рерихов зовет к объединению. Валентин Митрофанович пытался разъяснить, что в тот момент, когда Россия катится по наклонной плоскости одной молитвы и медитации недостаточно. Нужны активные совместные действия. Он выдвинул программу, которая опиралась на Послание Махатм Советскому правительству в 1926 году и на книги «Община» и «Напутствие вождю». Он развеял миф о демократии в нашей стране, призвал к строительству того духовного храма, которое не прерывалось ни на мгновение, Храма, устремленного в будущее. Напомним пророчество: «Ваша страна должна начать огненную революцию духа». (7. стр.21)  Он отметил, что мы (последователи Рерихов) исповедуем, самое революционное учение современного мира – Учение Агни-Йоги и что мы должны начать эту духовную революцию. (7. стр.21) Завершил он  свой доклад строками из книги «Утешитель»: «Приказ Учителя сегодня: побеждать!… Срок наступил, завещанный веками». (7. стр.33)
      Серьёзным камнем преткновения явилась для продолжателей рериховских идей проблема наследия, которое было привезено на родину. По этому поводу В.М.Сидоров высказал свою точку зрения на 3-й Международной конференции в г.Воронеже в начале июня 1993 года:

«Наследие Рерихов космично, оно принадлежит всему человечеству и потому здесь неуместны претензии на монополию, от кого бы они ни исходили. <…> Наследие Рерихов так же, как и наследие Пушкина или Льва Толстого должно быть объявлено национальным достоянием». (6. стр.4)  Он подчеркнул, что Рерих жил и работал ради единения двух стран – России и Индии – и уже, в силу этого, рериховские проблемы надо решать на нашими объединенными усилиями, в тесном контакте и взаимодействии нашем. В своём докладе, посвященном духовным заветам С.Н. Рериха (не так давно до этого умер С.Н. Рерих) он отметил, что созданная им (Валентином Митрофановичем  Сидоровым) Ассоциация «Мир через Культуру», почётным президентом которой был С.Н. Рерих, является преемником общественного движения 20-х годов, основанного Н.К. Рерихом. Он напомнил, что ещё в 1992 году, призвал принять участие в конференции своих оппонентов, посвященной С.Н. Рериху; в апреле 1992 года такая конференция состоялась. Так, Валентин Митрофанович постоянно стремился к объединению всех продолжателей рериховского движения.
     Эту свою позицию: на критику отвечать конкретными позитивными делами Валентин Митрофанович продолжал все годы, приглашая к сотрудничеству своих оппонентов».
     18 апреля 1996 года в Горках Ленинских В.М.Сидоров выступил с докладом на конференции «Духовное значение Октябрьской революции» эта конференция была посвящена 126-й годовщине со дня рождения В.И.Ленина. Валентин Митрофанович говорил уже не только о единении рериховцев, а о том, что «духовное обновление человечества, равно как и спасение его возможно лишь на путях единения с космической ветвью человечества, т.е. с существами, значительно опередившими в своём развитии землян». (5. стр. 2)
      Вся жизнь и  творчество  Валентина Митрофановича,  его активная деятельность, направлены на пробуждение народа, на осознание своей миссии. Остро переживал он годы после распада СССР.  В 1992 году в газете  «Правда»   была опубликована его статья: «Единственный шанс». «Кризис, в эпицентре которого мы ныне оказались, не сопоставим ни с чем, ибо обретает, совершенно зримые, апокалиптические черты. Недаром зловещим знаком  Чернобыля окрашено небо над нами. Главная наша беда в том, что мы не можем вместить в сознание масштабы надвигающегося катаклизма, что мы пытаемся мерить его узкими земными мерками, ищем объяснения случившегося в экономических и социальных противоречиях и не видим, без чего невозможен в принципе поиск выхода из тупика, космических причин происходящего».(8)   А в речи на третьей Международной конференции в Воронеже он прямо сказал: «Все мы, кто по незнанию, кто из трусости и чувства самосохранения, кто по равнодушию – способствовали разрушительным процессам.
 Осознавая всю глубину своей вины перед Родиной; воскресающим духом своим мы должны осознать и всю глубину ответственности за её будущее. Спасение России в самой России. Спасение  нас – в нас самих» (6.)
     Жизнь подарила ему много встреч с глубокомыслящими людьми, у которых сердце болело за Россию. Возможно, и в беседах с ними формировалось, оттачивалось его понимание судьбы Родины. Одними  из таких интересных  знакомств были встречи с В.В.Шульгиным, который, в конце жизни, сквозь невероятные испытания, пришёл к осознанию, что придут годы, и люди оценят Ленина как ярчайшего выразителя именно русского духа. Потому что в характере русского человека, огненная неистовость, желание немедля увидеть небо на земле. (1. стр.302)  И поэтому говорил Шульгин, эксперимент, затеянный Лениным? мог состояться только в России. Ибо Россия – это не определенная территория, на которой живут разношерстные народы <…>  Россия – это идея…». (1. стр.302)
     В трудные для страны 90-е годы В.М. Сидоров продолжал, пожалуй, ещё более активно всестороннюю деятельность во спасение Родины. Воскрешая к новой жизни девиз Н.К. Рериха  « Мир через Культуру», который он предлагал как программу действий – утверждение идеалов мира через культуру на всех уровнях жизни: от бытовых до общегосударственных: «Мы объявляем себя духовными наследниками Рериха, приемниками того общественного движения, которое возглавлял художник в 20 –30 годы». (9) Ассоциация «Мир через Культуру» стала пионером духовного  движения в стране. Впервые  начало  публиковаться Учение Живой Этики. Возвращено было на родину имя Е.П.Блаватской. Съезды, конференции, симпозиумы, установление контактов с заграничными духовными организациями. Впервые была создана в Москве библиотека духовных знаний ( №27), создано общество «Друзей Блаватской», движение «Новая Страна». Две сессии Всемирного Конгресса Духовного  согласия, Международный этический комитет. Организация и проведение парламентских чтений ( об экологии и праве, о сотрудничестве с Индией). В.М. Сидоров мыслил «Мир через Культуру» как призыв к устроению жизни человеческой по законам духовной красоты. Он считал, что эта общественная организация не должна, отождествлять себя с какой – либо школой, конфессией. Она является мостом для встреч на базе духовного синтеза. В своей последней речи на юбилейном вечере, посвященном десятилетию организации, Валентин Митрофанович сказал: «В нынешнее время этот лозунг «Мир через Культуру» обретает всё большую актуальность. На наш взгляд, человечеству суждено выжить лишь в том случае, если этот лозунг пронижет все сферы жизни, политическую в том  числе». (10. стр.1)  На парламентских слушаниях в Государственной Думе (25.02.1997г.), в сообщении: «Россия и Индия – стратегическое партнерство на рубеже XXI века» Валентин Митрофанович говорил об индо-русском магните, что в политике России Индия должна занимать одно из самых приоритетных мест. Он считал, что союз России и Индии будет благом для всего человечества. Будущее Азии он мыслил как гигантский духовно-творческий полигон человечества. Тогда мало было сторонников этой идеи в высших сферах власти. Ныне мы являемся свидетелями сближения России на государственном уровне не только с Индией, но и с Китаем, о чем он также писал.
     Во  внутриполитической жизни нашей  страны, когда нам внушали идею о том, что мы строим капитализм по западному образцу, Валентин Митрофанович говорил, что народ не принял капитализм. И в эти июльские 2001 года дни наши средства массовой информации рассказывают нам о пикетах в стране против купли-продажи земли; это подтверждает мысль Валентина Митрофановича, что народу нашему  изначально чужда идея частной собственности.
     Как  и Е.П.Блаватская и Рерихи, В.М.Сидоров не был понят до конца даже последователями Живой Этики. Это участь  пророков, опережающих время, ибо взгляд их видит глубже и шире.
     Но дело жизни В.М.Сидорова продолжается. Его идеи, его подвижническая огненная жизнь, отданная во благо людей – образец подлинного служения миру и созиданию Новой Эпохи.
     В.М.Сидоров явился апостолом Нового Учения – Учения Параклета – Утешителя. Духовное наследие В.М.Сидорова , публицистика, поэзия и проза, политические работы дают нам ориентир в этом сложном, меняющемся мире. Созданные им на духовной основе общественные организации продолжают деятельность.
   Завершить хочется Указом Учителя из Живой Этики:
«Прими в сердце Огненный Завет помочь переустройству Мира». (Мир Огненный, ч.II, п.198).

ЛИТЕРАТУРА:
1 В.М. Сидоров «Знаки Христа», М, Художественная Литература, 2000.
2 Учительская газета, 1992. М. Издательство «Пресса», 20.07. 1992.
3 Евангелие от Иоанна.
4 «Оккультизм и йога», т.1, М, «Сфера», 1996.                   
5 Газета «Восхождение» , №3, 1996г.
6 Газета «Знамя Мира», 1993, №7  Доклад на 3-й Международной Конференции в Воронеже.
7 В.М. Сидоров. «Приказ Учителя». М, 1996, «Мир через Культуру».
8 Газета «Правда» 1992 год №
9 Речь В.М Сидорова на юбилейном вечере, посвященном десятилетию  создания Международной Ассоциации «Мир через Культуру».
10 Газета «Восхождение» №7, 1999(№1).