Версия для печати

Программа Международной ассоциации «Мир через Культуру» 1989г.

ПРОГРАММА МЕЖДУНАРОДНОЙ  АССОЦИАЦИИ «МИР ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ»     июль 1989 года

I.
Лозунг «Мир через Культуру» принадлежит  великому художнику, философу и гуманисту ХХ века Николаю Константиновичу Рериху. Этот лозунг, взывающий к лучшим  чувствам человека,  появился в промежутке меду первой и второй  мировой войной. Он обрел  многочисленных сторонников. В его поддержку выступили такие  писатели, как Рабиндранат Тагор и Ромен Роллан, Бернард  Шоу и Герберт Уэллс, такие ученые, как Альберт  Эйнштейн и Роберт Малликен, такие государственные  деятели, как президент США Франклин Рузвельт и король Югославии Александр. Практическое воплощение лозунг  получил в Пакте Рериха, подписанном в Вашингтоне в 1935 году, и  Гаагской Международной Конвенции 1954 года.
    Правда, чеканные юридические формулировки этих документов не  в полной  мере отражали  основную идею Рериха. Во-первых, Пакт и  Конвенция ограничивали действие статей лишь зоной военных столкновений. А для Рериха проблема выглядела совершенно по-иному. Он писал: «Для нас Знамя Мира является вовсе не только  нужным  во время  войны, но, может быть, еще более нужным каждодневно, когда без грома пушек часто совершаются такие же непоправимые ошибки против культуры».
    Во-вторых, международными  договорами предусматривались лишь чисто оборонительные мероприятия в области культуры. Это,  разумеется, хорошо, но этого, разумеется, мало. Ибо, как говорил Рерих, «одни защитные действия без наступательных  ведут к поражению». Поэтому он  и мечтал о «Крестовом  Походе» во имя  отстаивания  культуры  и культурных   ценностей, этого «незаменимого и основного достоянии  человечества». А Елена  Ивановна Рерих, жена и  соратник художника, заявляла:
«Истинно, культура нуждается не только в охране, но  необходимо уметь сражаться за культуру. Тогда только человечество начнет выходить из одичалого состояния. Пора становиться человечными в полном значении этого понятия».


II.
С высоты наших  дней отчетливо видно, что Рерих с его призывом «Мир через Культуру» и его идеей Пакта о защите культурных ценностей был первой ласточкой народной дипломатии,  той дипломатии, которая сегодня выросла в могучую общественную силу. Воскрешая к новой жизни  девиз Рериха «Мир через Культуру», мы отдаем себе отчет в том, что современная ситуация столь же (если не более) грозная, чем во времена столкновения с темным  воинством фашизма. Третья мировая  война, которую мы так хотели предотвратить, в сущности уже началась.
Если же мы не замечаем, что находимся в эпицентре страшного бедствия,  то это потому, что  третья  мировая война коренным образом отличается от первых двух. Предыдущие, хотя и  считались мировыми, не охватывали всей земли, а лишь определенные участки ее. Да и противник был тогда зрим: он находился по другую сторону окопов. В нынешней же войне противник, как правило, незрим. И действительно, кого мы должны считать противником, когда сами же своими руками роем пропасть под собственным домом?
С одной стороны, мы хотим вкушать чистые плоды земли, а с другой – губим ту же землю химикатами. С одной стороны, мы хотим дышать чистым воздухом и пить чистую воду, а с другой – наращиваем темпы индустриального производства, отравляя окружающее нас пространство. Наконец, мы хотим жить и  естественно, хотим, чтобы жили дети и внуки наши, а сами, невзирая на предупреждения апокалипсического характера, - Чернобыль, землетрясение в Армении, когда лишь по чистой случайности Закавказье не прекратилось в ядерный ад, - с самоубийственным азартом продолжаем строить АЭС в густонаселенных районах.
Как будто кто-то нас заколдовал. Как будто кто-то нас загипнотизировал. Как будто именно к нам и обращена вещая строка великого поэта: Ужасный сон отяготел над нами».
Но если это так, то наше спасение – в немедленном пробуждении. Мы должны, наконец, очнуться от нравственной спячки и духовной летаргии. Мы должны с предельной ясностью осознать, что наши глобальные кризисы – экономический, социальный, экологический – лишь следствия одного и того же процесса, а именно: кризиса духовно-нравственного, охватившего все человечество. Мы должны также с предельной ясностью осознать, что в третьей мировой войне, не похожей ни на какую другую, или все мы будем побежденными, или все мы будем победителями.

III.
    Призыв «Мир через Культуру», прозвучавший  в свое время с гималайских вершин, был ориентирован главным образом на будущее, то есть на нашу современность. В емкой формуле «Мир через Культуру» сконцентрирована  целая программа действий. Что означает для нас этот лозунг, этот призыв, этот девиз?
    Прежде всего, он означает утверждение идеалов мира через уважение к культуре, через развитие культуры на всех уровнях нашей жизни – от межгосударственных до каждодневных   и бытовых.
    Он означает, что  основным  принципом в общении между людьми  для нас  становится – или должна становиться  терпимость. Причем терпимость не пассивная, а активная, когда люди настойчиво ищут не то, что их разъединяет, а то, что их объединяет.  Взаимный же поиск соединяющего  позитивного  начала неизбежно ведет к тому, что разъединяющие моменты блекнут и отступают в тень и, лишенные притока нашей энергии, могут со временем навсегда увянуть или погаснуть.
    Лозунг «Мир  через Культуру» означает, что нами берется на вооружение мысль Махатмы Ганди о  красоте компромиссов, где уже само необычайное сочетание понятий «красота» и «компромисс» дает новый ключ к решению старых проблем. Не  чувство уныния должен рождать компромисс: дескать, вынужден был уступить под напором  обстоятельств. Наоборот, компромисс должен рождать чувство радости: наконец-то нашли точки соприкосновения друг с другом!
    Говоря иными словами, реализация лозунга «Мир через Культуру» может стать, на наш взгляд, реальной практической основой для гармонизации отношений между людьми.

IV.
    Но лозунг «Мир через Культуру» несет с собой не только гармонизацию отношений между людьми. Гармонизацию отношений с природой – тоже.
    Мы  стоим перед экологической катастрофой. Чтобы  предотвратить ее,  требуются меры  безотлагательные и чрезвычайные. Страшиться их не следует, потому что они просты и лежат в пределах наших возможностей. Их моно назвать мерами благоразумия, и  они, если не опоздаем с ними, могут способствовать не только оздоровлению природы, но и нравственному очищению людей. Какие же это меры?
    Первое. Прекратить варварское расточительство энергии. Ведь  чуть ли не половину ее мы расходуем впустую! По подсчетам японских специалистов, лишь в одной отрасли Советского Союза,  а именно в металлургии – из-за бесхозяйственности расходуется  энергии больше, чем  ее  вырабатывают все атомные  электростанции страны. Значит, если мы наведем элементарный порядок в металлургии, а также и в других отраслях хозяйства, то  отпадет надобность в АЭС, а вместе с ними отпадет непрекращающаяся угроза радиоактивного заражения наших сел, городов, земель.
Поэтому мы считаем, что никакие ссылки на нехватку энергии не могут служить оправданием существования мин  замедленного  действия, именуемых АЭС. Мы будем бороться за то, чтобы в законодательном  порядке было  остановлено строительство новых АЭС, и чтобы в течение ближайших десятилетий был произведен демонтаж ныне работающих атомных  станций.
    Второе. Сознательно ограничить размеры нашего  потребления. Ведь  в производстве тряпок и всякого рода  поделок мы давно  уже  переступили  границы разумной деятельности. Идет нескончаемый  конвейер выпуска товаров, которые чуть ли  не на  другой день уже образуют  горы мусора. Да  будет  для нас вдохновляющим  пример Сократа, который, придя на афинский рынок, с неподдельной радостью воскликнул: «Сколько же здесь ненужных для мен вещей».
    Третье. Отказаться (хотя бы на время) от глобальных технических проектов, в том  числе и космических. Дело  не только в дороговизне космических экспериментов. Дело   в том, что  наши ракеты наносят колоссальный ущерб атмосфере  и защитной  зоне планеты (в частности, озоновой) и, следовательно, ставят под угрозу здоровье и жизнь людей на земле.

V.
    Однако  приведенные выше соображения отнюдь не означают, что мы требуем запрета науки и отказа от всех достижений современной цивилизации. Нет,  речь  идет об ином – о том,  чтобы  перепрофилировать науку, чтобы поставить  ее, а вместе  с ней и нашу цивилизацию, на другие  рельсы. Очевидно, настало  врем, когда наука должна сосредоточить  главные усилия не на  освоении  Макрокосмоса, а Микрокосмоса, каковым  является человек. Если «каждая живая  клетка имеет куда более сложное  строение, нежели какое-либо светило» (Ф.Дюрренматт), то  высвобождение потенциальных  возможностей человеческого организма сулит  непредсказуемые открытия. Не исключено, что  будут найдены и более гибкие и экологически чистые варианты тех же полетов в Космос.
    «Мир через Культуру» - это  и гармонизация отношений человека с Космосом, возможная лишь при условии  расширения человеческого сознании до вселенского уровня. Должна  быть  усвоена столь  очевидная на сегодняшний день истина: вначале мы – жители Вселенной, потом уже жители Земли. Но если мы жители Космоса, то, значит, обладаем колоссальными резервами космической энергии (называемой иногда психической энергией), еще не освоенной нами. И значит, на  нас ложится ответственность высочайшего нравственного толка за разработку и использование этой энергии в ближайшем  будущем.
    Можно сказать, что лозунг «Мир через Культуру» призывает к устроению жизни человеческой по законам красоты, одухотворенной красоты, которая, по незыблемому убеждению Рериха, и ведет к подлинному познанию Космоса.

VI.
    Сейчас  стало модным говорить  об Апокалипсисе. И это  неспроста  и неслучайно. Конец света, который долгое время являлся лишь риторической фигурой, обрел ныне зримые очертания. Нужно  считать чудом, что мы еще живем, невзирая на то, что столь  легкомысленно вмешиваемся в тайны атомного  ядра и с такой  нарастающей  сатанинскою силой разрушаем среду своего обитания.
    Однако устрашить человека легко, дать  надежду – не призрачную, а реальную – гораздо труднее. А надежда на спасение есть. Кстати, в том же Христианском Завете, что пророчествует  об Апокалипсисе, возвещается о приходе – в критический момент  существования человечества – Параклета, или Утешителя. Он, как обещает Евангелие, «наставит вас на  всякую истину». Но не только христианство бросает  спасительный якорь тонущему человечеству. Священное писание буддистов пророчит о появлении (и тоже в критический момент существования планеты) Майтрейи, Будды грядущего, знаменующего собой победу  Шамбалы, то есть царства истины над невежеством и злом.
    Вряд ли можно считать случайностью, что мировые религии сходятся в одной и той же точке и несут – под разными  наименованиями – одну и ту же весть.
    Если перевести существо этой вести на язык современности, который может быть одинаково приемлем как для верующих, так и для неверующих, то речь идет о коренном, революционном обновлении нашего мышлении и превращении его в космическое сознание.  Живая этика, которую  исповедовали Рерихи и которая не является религией, а является синтезом  сокровенной информации  существовавших  и существующих религий, а также обобщением их позитивного нравственного опыта, настаивает как на  неотложной задаче наших дней – на освоении психической энергии, то есть энергии космической, заключенной в человеке. Сознательные и целеустремленные действия в этом направлении могут послужить реальным противовесом Апокалипсису, симптомы которого стали четко обозначаться, начиная с первой мировой войны.  Елена Ивановна  Рерих  предупреждала:
    «В конце этого  столетия  грозные симптомы появятся снова  и судьба наших землян и нашего «Домика» будет зависеть всецело от наших усилий  отвратить такое страшное бедствие  осознанием высокой Психической энергии, чтобы тем самым создать  новый прилив этой страстно мощной силы, которая одна может противостоять многим, если не всем разрушительным энергиям».
    Иными словами – спасение наше  зависит от нас самих, от  нашей решимости и воли сделать  правильный выбор.

VII.
    Мы живем в период обострившейся до последней степени борьбы сил света и сил тьмы. Смертельная  угроза нависла не только  над экологией природы, но и над  экологией  человеческой души. Как никогда  актуальны слова Рериха о том, что «человечество находится в небывалой еще опасности».  «Тьма редко бывала  активна, как сейчас. Редко можно  было  наблюдать  истинный  интернационал тьмы, как  в наши дни».
    Темные тайно и явно сражаются – напоминал Рерих. Ныне они предпочитают  сражаться явно, не утруждая себя камуфляжем. Идет  открытая тотальная психическая атака на умы и сердца людей.  «Массовая культура», порнография, дегероизация, дегуманизация, деэстетизация, - все, если разобраться, подчинено одной цели: превращению человека в двуного робота.
    По существу, «интернационал тьмы» бросает наглый вызов духовной культуре всего человечества, традициям нравственности, здравому смыслу вещей в конечном счете. Не замечать  этого – значит уклоняться под тем или  иным предлогом (иногда даже и  благовидным) от борьбы и значит обречь себя на поражение.
    Учреждая Ассоциацию, мы  выполняем  волю Никола Константиновича Рериха, ибо провозглашаем Крестовый Поход во имя Мира и Культуры с большой буквы, во имя их нерасторжимого единства, запечатленного в девизе «Мир через Культуру». А поход – это всегда наступление.
    Слово «Культура» Рерих  разбивал  на две части:  «Культ» - почитание, «Ур» - свет. Получалось: «Почитание Света».  Но отсюда следует, что лозунг «Мир через Культуру» мы можем в свою очередь расшифровать как «Мир через почитание Света».  Собственно, в этом и состоит сокровенный смысл девиза.
    Осуждением тьму не прогонишь, отрицанием тьму не победишь (наоборот, при определенных условиях тем самым даже ее усилишь).  Рериховская «наука побеждать» зиждется на следующем постулате:  «Лишь привнесение Света  уничтожает тьму». Вот этой главной задаче – привнесению Света во все сферы жизни – мы и обязуемся отдавать и силы наши, и устремления наши.