Версия для печати

О Международной ассоциации «Мир через Культуру»

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ВТОРОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ АССОЦИАЦИИ «МИР ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ»

(выступление Ю.А. Агешина на юбилейном вечере, посвященном двадцатилетию МА «Мир через Культуру»)
14 июля 2009 г. г. Москва, посольство Индии

Двадцать лет назад, а именно 12 июля 1989 года, была учреждена ассоциация, в основу деятельности которой был положен девиз, впервые прозвучавший в Гималаях из уст великого русского художника и духовного учителя Н.К. Рериха: «Мир через Культуру». Собственно, этот девиз и сегодня является для нас программой действий, поскольку предполагает утверждение идеалов мира через культуру на всех уровнях жизни: от бытовых до общегосударственных. В нынешнее время этот лозунг – «Мир через Культуру» - обретает все большую актуальность: на наш взгляд, человечеству суждено выжить лишь в том случае, если этот лозунг пронижет все сферы жизни, политическую, экономическую, социальную в том числе.
Надо сказать, что мы были первой рериховской организацией, получившей официальный статус в нашей стране. Спустя несколько месяцев был учрежден Советский фонд Рериха, преобразованный впоследствии в Международный центр Рерихов, а затем появились и другие организации.
Так получилось, что мы стали пионерами общественного духовного движения, начавшегося в нашей стране. И то, что мы делали, делалось в нашей стране впервые. Мы были первыми публикаторами текстов Учений Живой Этики, апостолами которого являются Рерихи. Мы приложили максимум усилий для того, чтобы состоялось возвращение на Родину несправедливо оклеветанной великой русской женщины – Елены Петровны Блаватской. Впервые по нашему приглашению к нам приезжала г-жа Радха Бернье – президент Международного теософского общества, основанного Е.П. Блаватской. Впервые мы провели День Белого Лотоса, посвященный памяти Блаватской, причем не где-нибудь, а в Колонном зале Дома союзов. Впервые по нашему приглашению состоялся официальный приезд, тогда еще в Советский Союз, Его Святейшества Далай-Ламы XIV. Впервые по нашей инициативе состоялись парламентские слушания в Государственной Думе (дважды) и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Я не буду перечислять все наши мероприятия. Это заняло бы слишком много времени. К тому же Л.А. Трунина подготовила хронику деятельности ассоциации, которую мы обязательно издадим. Но на одну принципиальную особенность нашего сообщества я бы хотел обратить внимание. Она состоит в том, что ассоциация «Мир через Культуру» не отождествляет себя ни с какой духовной школой, ни с какой религиозной конфессией. Она является мостом, на котором предлагает встречаться представителям различных духовных и религиозных направлений на базе духовного синтеза, на объединительной основе лозунга «Мир через Культуру».
Благодаря такой позиции нам подчас удается свести воедино казалось бы несоединимые фигуры. В этой связи следует особо выделить идею Всемирного Конгресса Духовного Согласия, которая впервые была реализована в октябре 1992 года в Алма-Ате. Там под эгидой президента Казахстана Назарбаева состоялась учредительная сессия Конгресса, на которой присутствовали посланцы из двадцати двух стран мира, представители пятидесяти с лишним религиозных конфессий, духовных школ, общественных движений. Вторая сессия Конгресса прошла в Индии в Ришикеши. Там была выдвинута замечательная идея о создании Международного Этического комитета, в состав которого вошли бы или духовные лидеры планеты, или их представители и который воздействовал бы на современную ситуацию, в отличие от ООН, не политически, а силой своего нравственного авторитета. Проблеме вступления человечества в Новую Эпоху была посвящена третья сессия Конгресса Духовного Согласия, которая прошла в Москве в феврале 2002 года. На сессии принят ряд важных документов, определяющих перспективы духовного развития. Особо следует отметить Декларацию, опубликованную в журнале «Дельфис».
Духовное согласие остается главной стратегической линией всех истинно духовных движений. Мы и впредь будем уделять этой задаче первостепенное внимание. Но жизнь потребовала конкретизации духовной идеологии, выявления того изначального первородного звена в инструментарии предстоящего духовного преображения мира, который должен быть положен в основу всей нашей преобразовательной работы.
Поиск этого ключевого звена был непростым и нелегким. Ни один год в нашей среде проходили дискуссии и обсуждения. Шел непрерывный, напряженный синтез всех духовных наработок последнего времени, перерабатывались гигантские отвалы духовной литературы, мы все ближе и ближе подходили к осознанию Истины. И Истина, наконец, открылась. Доминантой наших поисков стала Духовная Культура!
Казалось бы, что нового мы открыли? И к чему были все наши усилия? Ведь Духовная Культура – широко известное, часто употребляемое понятие.
Но не спешите разочаровываться. По мере приближения к Истине, казалось бы широко всем известная Духовная Культура засветилась новым светом, начала открываться новыми гранями. По моему глубокому убеждению, Духовная Культура – это еще далеко не до конца открывшаяся нам реальность. Ее постижение продолжается… Этому процессу во многом способствовал новый источник сокровенной информации, поступающий от Великого Учителя по новому для нас каналу.
Осознание Духовной Культуры как первоосновы духовного развития человечества поставило в повестку дня Международной ассоциации «Мир через Культуру» ряд качественно новых задач.
Во-первых, насущно необходимо было сформулировать, довести до широкой общественности истинное понимание Духовной Культуры, особенно в части, ранее не проявленных ее особенностей и качеств.
В этой связи Международная ассоциация «Мир через Культуру» и Общественное движение «Новая Страна» объявляют начавшийся век «Веком Духовного просвещения» и готовят обширную программу по реализации этой задачи.
Во-вторых, необходимо было начинать вырабатывать долгосрочную стратегию реальных практических действий, направленных на возвышение Духовной Культуры, на утверждение ее в качестве высшей ценности современного общества, на занятие ею в современном мире истинных места и роли во всех сферах жизни общества.
Среди многообразных направления этой работы следует выделить две линии:
Первая линия – это взаимодействие и сотрудничество с широким кругом государственных органов и общественных организаций. Приоритетным партнером по такому сотрудничеству стал Комитет Государственной Думы по культуре. Из наших соратников при Комитете по культуре был сформирован квалифицированный экспертный Совет, который активно и устремлено работал по всем ключевым направлениям отечественной культуры. Не буду перечислять все многочисленные конференции, круглые столы, совместные заседания по ключевым вопросам развития культуры. Обращу ваше внимание только на пять вех на этом непростом, но весьма трудоемком восхождении. Первая веха – это организация и проведение в Государственной Думе Российской Федерации парламентских слушаний на тему «Культура против терроризма». На этих слушаниях впервые в мировой практике был в полной мере раскрыт и рельефно показан весь неисчерпаемый арсенал возможностей культуры в борьбе против антисоциальных проявлений. Рекомендации, предложения и выводы парламентских слушаний были направлены Президенту Российской Федерации, в Правительство, во многие другие государственные органы. Однако адекватной реакции на эти предложения, к сожалению, не последовало.
Вторая веха – это проект Федерального закона «Об обеспечении чести и достоинства гражданина России». Такой законопроект был подготовлен. Он мог бы стать первым законом нового поколения российского законодательства Новой Эпохи. Законопроект успешно прошел первое чтение. Однако, потом «забуксовал», сдерживаемый административным аппаратом, опасающимся необратимых изменений для себя, которые бы повлекло его принятие. Главное в законопроекте – резкое повышение этической планки в отношениях бюрократического аппарата к гражданам. Существенно также то, что достоинство гражданина напрямую увязывалось с достойной жизнью, что потребовало бы от социального государства, каким объявила себя Россия, в кратчайшие сроки покончить с бедностью.
Третья веха – это серия публикаций в «Литературной газете» по ключевым проблемам общественно-экономического развития под общим девизом «К Культуре власти через Власть Культуры». Первые публикации были адресованы Президенту Российской Федерации как напутствие в работе над очередным Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года. Во втором блоке публикаций уже давалась оценка произнесенному Президентскому Посланию. Ключевым моментом этих публикаций стал вывод о том, что «Президентское Послание Федеральному собранию Российской Федерации 2006 года впечатляет, но не дает ответа на самый жгучий вопрос современности: о месте и роли Культуры в диктуемых жизнью преобразований.
Публикации получили широкий отклик. Нашлись даже энтузиасты, которые независимо от нас издали эти публикации, в виде отдельной брошюры.
Четвертая веха – это начало работы над проектом Федеральной программы «К Миру через Культуру». Такая работа развернута по нескольким линиям и направлениям. Конечно, наши весьма скромные возможности не позволяют нам полномасштабно сконцентрироваться на этом деле. Работаем по этой теме урывками. Однако дело потихонечку двигается. И не только в Москве. Спасибо екатеринбуржцам (Суханова И.П.), которые сумели издать отдельной брошюрой введение к этой программе «Духовно-приветственные истоки проекта федеральной программы «К Миру через Культуру».
Пятая веха – это подготовленная книга И.Д. Кобзона «Исцеление культурой». В этой книге мы сформулировали программу перехода от современной потребительской цивилизации к качественно иной более гуманной и современной цивилизации нового типа – духовной цивилизации. Тема емкая, многоплановая, специально останавливаться я на ней не буду.
Конечно, самодеятельность, активность наших соратников далеко не сводится к перечисленным вехам. Были и другие инициативы, предложения, начинания, реализовывавшиеся по самым разным направлениям. Только Президенту Российской Федерации готовились и неоднократно направлялись постановочные записки «О Всемирном Форуме Духовной Культуры», «О создании Исследовательского центра Духовной Культуры», «О преобразовании Ассамблеи народов России», «О проекте закона «Об обеспечении чести и достоинства гражданина России» и многие другие.
Вторая линия нашей работы, направленная на возвышение Духовной Культуры, связана с теоретическим осмыслением путей и средств вознесения ее на пьедестал высшей ценности современного общества, а также распространения открывающегося нам нового духовного знания по всему миру. Главным местом, где проходили «обкатку» и «объективизацию» все эти идеи, стала Астана, столица Казахстана. Именно там создались наиболее благоприятные условия для коллективного мозгового штурма, легализации всех этих новых идей.
Надо отдать должное нашему преданному соратнику и другу Толегену Мухамеджановичу Мухамеджанову – сенатору парламента Республики Казахстан, президенту Фонда «Конгресс Духовного Согласия». Он провел титаническую просветительную и воспитательную работу среди элиты республики, сумел убедить Президента Казахстана Н.А. Назарбаева в насущной необходимости и высокой полезности движения к Духовному Согласию и проведении целенаправленных, скоординированных мер, ведущих к этой цели. С октября 1992 года с первой сессии Всемирного Конгресса Духовного Согласия эта работа ведется в Казахстане последовательно и планомерно. Результаты – налицо. Практически погашены все межнациональные, этнические конфликты. Ситуация в Казахстане как нигде на постсоветском пространстве спокойная и стабильная.
Последние шесть лет в Астане в октябре проводятся весьма актуальные, крайне ценные международные научно-практические конференции, на которых вырабатываются новые идеи, новые подходы, новые инициативы, призванные обеспечить вступление человечества в Новую Эпоху.
Именно в Астане родилась и получила закрепление идея проведения Всемирного Форума Духовной Культуры. Принято специальное обращение, которое широко распространено по всему миру. Идет активная подготовка к форуму. Форум состоится в Астане в октябре 2010 года.
Надобно признаться, что наша организация создавалась в другой стране, чем сегодняшняя, в условиях иной цивилизации, у которой сложилась традиция достаточно доброжелательного отношения к культуре. Мы рассчитывали и на первых порах получали поддержку государственных структур, ибо выполняли задачи государственного характера. Но все, как вы знаете, разительно изменилось, и мы очутились в другой стране, в условиях иной цивилизации, с иным отношением к культуре. Собственно, культура была брошена на произвол судьбы, что превратилось в подлинную трагедию для многих деятелей культуры. Естественно, это не могло не сказаться и на судьбе нашей организации. По инерции мы продолжали и продолжаем делать дела государственного масштаба, но теперь опираясь лишь на энтузиазм и добровольные пожертвования энтузиастов. Однако испытания, которые выпали на нашу долю, нельзя воспринимать однозначно. Да, с одной стороны, кто-то надломился, кто-то ушел в сторону, кого-то окончательно подавили материальные неурядицы. Но с другой стороны – шла закалка людских характеров, шел жесткий и в чем-то необходимый отсев. И те, кто остался в этих условиях верным Ассоциации, ее идеям, это, можно сказать, духовная гвардия, и представители этой гвардии сейчас присутствуют здесь, в этом зале. И это не только посланцы Москвы, сюда приехали из Белгорода, Воронежа, Екатеринбурга, с Украины.
Разумеется, это не случайность, что наше юбилейное мероприятие мы, находясь в Москве, проводим на территории Индии, поскольку посольство Индии – это все же территория Индии, вместе с нашими друзьями – индийцами. Дело в том, что стратегия Ассоциации с самого начала нацелена на Индию. Мы руководствуемся заветом Николая Рериха, который полагал, что лишь теснейший союз России и Индии может стать залогом спасения и грядущего обновления человечества. В духе этой задачи, намеченной Рерихом, мы и действуем. Поэтому в известном смысле слова нашу организацию можно считать проиндийской. По нашей инициативе еще при В.М. Сидорове в Государственной Думе были проведены парламентские слушания по теме «Россия-Индия – стратегическое партнерство во имя мира». Мы не боимся открыто заявить о себе, что мы проиндийская организация, потому что вкладываем в эти слова возвышенный духовный смысл.
Свидетельством того, что мы последовательно продолжаем рериховскую линию, могут служить имена выдающихся деятелей, с которыми мы установили рабочие контакты (к сожалению, некоторые из этих людей не так давно ушли из жизни). Это глава ордена святых Читананда, это духовный глава джайнитов – Ачария Тулси, это духовный лидер сикхов Баба Вирса Сингх Джи, это православный делийский митрополит Паулос Мар Грегориос, это президент Международного теософского общества Радха Бернье, это мать Тереза из Калькутты, это Его Святейшество Далай-Лама XIV.
Нужно сказать, что мы опирались и опираемся на постоянную дружескую поддержку посольства Индии в Москве. Самое активное участие принимал в акциях Ассоциации наш друг и соратник Садбир Синг. Откликались на наши предложения и инициативы практически все.
Особое место в нашем сотрудничестве с Индией занимает период общения с его святейшеством Баба Вирса Сингхом. Это был самый светлый, радостный период, наполненный любовью, стремлением к совершенству, осознанием истинного понимания жизни. Многим присутствующим есть что вспомнить от общения с великим Учителем. Его заветы, его уроки навсегда останутся с нами, будут помогать нам выбирать правильные пути дальнейшего восхождения. Есть несколько проектов-наказов Бабаджи, которые по мере наших сил будем продолжать претворять в жизнь. Он любил Россию, верил в нее, так будем верны заветам нашего Учителя.
И в заключение, хотел бы выразить вот какую мысль. Сегодня сама жизнь вносит в наш лозунг «Мир через Культуру» определенные коррективы. Ведь нам важно не просто уберечь, сохранить тот мир, который мы имеем со всеми его изъянами, деформациями, несправедливостью, несовершенством. Сегодня этого явно мало! Главное найти пути и средства начать качественно преобразовывать его, существенно изменяя вектор развития. Да и понятие Культура слишком огромно и многогранно! Важно выявить сердцевину проблемы, уточнить направленность действий. Это можно сделать сфокусировавшись на доменанте Культуры – ее Духовной основе. С учетом этих соображений обновленный лозунг мог бы звучать так: «К Новому Миру через Духовную Культуру».
От всего сердца поздравляю членов Международной ассоциации и всех ее друзей со вступлением в третье десятилетие. А в качестве пожелания хочу повторить последние слова, сказанные В.М. Сидоровым ровно десять лет назад: путь «духовное знамя Ассоциации – три круга, олицетворяющие гармоничное единство Прошлого, Настоящего и Будущего в кольце Вечности, - все выше реет над нашей Планетой».