Важное о важном
В прошлом столетии, в эпоху, сложную для всей планеты, Учителя Человечества провозглашают лозунг: «Мир через Культуру». Этот лозунг становится призывом к духовной революции на принципах созидания мира и установления гармонии жизни. В решении этой важной задачи одной из акций Международной ассоциации «Мир через Культуру» стало учреждение Общественного движения «Новая Страна», призванного решать социальные проблемы на основе незыблемых принципов Духовной Культуры. О том, на каких духовно-нравственных принципах базируется созданное движение, мы беседуем с членами координационного совета Общественного движения «Новая Страна» Юрием Андреевичем Агешиным и Ириной Степановной Дарневой.
- Юрий Андреевич, в своей книге «Мир в новом измерении» Вы уделили большое внимание основополагающим принципам функционирования Межрегионального общественного движения «Новая Страна», которые были заложены при его создании. Какие из них Вы бы выделили в качестве наиболее важных на сегодняшний день?
- Хочу напомнить, что начало деятельности Общественного движения «Новая Страна» восходит к 1994 году. Тогда в мае состоялся объединительный Рериховский съезд. На съезде с основным докладом выступил В.М. Сидоров. С докладом об организации и деятельности «Новой России» было поручено выступить мне. Съезд прошел насыщенно, интересно, на высоком духовном подъеме. Было большое количество ярких, содержательных выступлений, четко обозначивших специфику нового движения, основные направления его деятельности. На съезде был избран высший орган Движения – Координационный комитет. Функции высшего должностного лица – Координатора движения по инициативе Валентина Митрофановича Сидорова было доверено выполнить мне.
Качественно новым элементом Общественного движения стало создание Этического комитета – органа, хотя формально и не входящего в организационную структуру движения, но, тем не менее, пользующегося непререкаемым моральным авторитетом. Председателем Этического комитета по единодушному одобрению стал Валентин Митрофанович Сидоров.
С немалым трудом, но мы все-таки зарегистрировали новое движение. Правда в ходе регистрации пришлось изменить его наименование. Вместо «Новой России» мы его назвали «Новая Страна». Таковы были жесткие требования законодательства. Для того чтобы употреблять в наименовании движения слово «Россия», необходимо было иметь свои организации по меньшей мере в половине субъектов Федерации, т.е. в 45, а у нас было только 12 региональных организаций.
Так начало свою жизнь качественно новое Общественное движение «Новая Страна».
Движение возникло на изломе истории России. Рухнул нерушимый Союз… Великая, и как казалось, могучая партия унизительно беспомощно, быстро и тихо распалась. По бескрайним просторам Родины мощной приливной волной разливались горе, страдания, невиданные опустошения и потрясения. Разрушительные сепаратистские тенденции стремительно нарастали. И помня завет Е.И. Рерих, что гибель России - это гибель всего мира, главной задачей Движения было определено - не допустить гибели России. В качестве основополагающего принципа организации деятельности выделен примат духовности над всеми другими ценностями человеческой цивилизации. В основу Движения заложены такие вечные принципы, как справедливость, социальное единение, духовное согласие, мир, дружба народов.
Создавая Общественное движение, мы исходили из того, что истинное будущее России лежит на путях глобальной революции духа, призванной преобразить и спасти человечество.
Духовная революция вовсе не означает навязывание чужой воли, насильственное вторжение в устои народной жизни, искусственное социальное конструирование. Нет здесь и попытки «облагодетельствовать» человечество вне зависимости от его воли и желания. Наш призыв к духовному обновлению каждый должен обратить именно к себе, последовательно осуществлять внутреннюю работу именно над собой. Мы глубоко убеждены, что только здесь ключ к успеху! Только на путях духовно-нравственного преображения каждой отдельной личности, осуществляемого сознательно, открываются невиданные горизонты продвижения человечества к единению, к согласию по ступеням общественного прогресса. Поэтому революция духа – это самая мирная из революций, она способна осуществить чудесные преобразования, безгранично развернуть созидательные возможности человечества, решить весь комплекс задач, стоящих перед ним.
«Новая Страна» - это не просто еще одно общественное движение. В нашем понимании данное понятие значительно более многообразно и емко. Оно ломает традиционное представление об общественных объединениях и партиях, раздвигает привычные рамки их деятельности. В нашем понимании «Новая Страна» - это образ жизни, которому мы обязаны следовать.
Все более заметное место в нашем идейном словаре в последнее время занимает понятие Духовной Культуры. Мы живем в эпоху, когда нам поистине заново открывается это понятие. Причем открывается как главный преобразующий инструмент предстоящей революции духа, ключ к новой эпохе. Качественное изменение всех сфер жизни можно осуществить именно с помощью Духовной Культуры.
- Как было сказано, мы живем в эпоху, когда заново открывается понятие Духовной Культуры. Ирина Степановна, в чем заключается этот новый взгляд?
- Если посмотреть на историю нашей планеты, то она проходила очень долгий и мучительный путь становления цивилизаций, их гибели. Также происходило нарождение и исчезновение этносов, народов и рас. Все они имели свой культурный код развития, в соответствии с которым строилась жизнь, складывалась система ценностей. На современном этапе эволюции одной из важных планетарных точек является Россия. Ее историческая миссия сохранения первозданных основ этико-нравственного фундамента человеческой цивилизации говорит сама за себя. Об этом в свое время напоминали и многие прорицатели. Но они лишь указывали на возможность России осуществить эту миссию, не давая конкретного пояснения – что должно стать во главу действий, какой инструмент следует применить, чтобы отрегулировать и ситуацию в мире, и внутри самой страны в первую очередь. Вполне очевидно, что религии, данные нам для проникновения в духовную среду жизни, не решают мирового равновесия, а порой и обостряют ситуацию религиозным экстремизмом. Их современное применение «заточено» на индивидуальный путь человека к Богу, где каждый человек, принадлежа той или иной конфессии, находится в замкнутой системе отношений. Но, несомненно, в каждом религиозном учении есть свое рациональное зерно, своя польза. Вопрос социального единства и мирного сосуществования народов, например, не рассматривает ни одна мировая религия, а это является серьезным упущением. Человеческий мир периодически сотрясают войны, возникают очаги военных конфликтов, не говоря уже о сложной международной обстановке. Поэтому многополярному миру нужна объединительная инициатива, общая основа сосуществования народов, которая будет надрелигиозной и надполитической. Это создаст толерантную среду в первую очередь, а во вторую – обеспечит возможности мира во всем мире. Такой основой является Духовная Культура как общие для всех народов базовые ценности.
В древности исторический ведизм, от которого произросли все ныне существующие религиозные концепции, как раз давал единое мировоззрение. Благодаря чему народы находились в толерантном состоянии, потому что они имели одно мировоззрение. Все учения даются на эпохи определенному народу, конкретному типу ментальности народа для воспитания, как сейчас говорят, толерантного сознания.
Но многие понятия, данные в религиозных учениях, ориентированы были на исторический отрезок времени и соответственно их контекст заключался в картине, языке и проблемах того периода. Но мир изменился и в современных условиях многие религиозные формулы, обряды, ритуалы стали не совсем доступны для понимания, а по большому счету - мы принимаем их как традицию, но не становимся неотделимой частью той или иной религиозной культуры. Отсюда и возникновение так называемой светской духовности, вобравшей в себя синтез главных формул всех религий.
Сегодня важным вопросом является задача социализации основных понятий, данных в религиозных учениях разных эпох. Это и есть задача Духовной Культуры, а именно: не упростить, а осовременить применительно к жизни и к социальному опыту повседневности.
Духовная Культура вбирает все лучшие зерна мыслей, которые посылались в мир человеческий нашими Учителями на протяжении многих тысячелетий. Это как раз те незыблемые основы, на которых стояли более древние цивилизации, которые придерживались этих основ.
Естественно все закономерно в этом мире, есть и циклы спада, и циклы подъема. Некоторые цивилизации покидали свои территории, предоставив возможность дальше делать эволюционные шаги.
И само понятие социализации древних знаний – это необходимость говорить на одном понятийном языке, на котором нас научили говорить в институтах, в школе, в образовательной системе. Это тот язык, которым мы говорим сейчас о Духовной Культуре, хотя и она с трудом понимается, потому что длительный период, если мы с вами посмотрим в словари, понятие духовной культуры относилось исключительно к религиозному мировоззрению.
Нам дана возможность, которая открылась после 90-х годов, выбирать восточные учения, философии, изучать их, прикасаться, и не быть за это гонимыми. Мы подошли к другой черте бытия, когда появилась светская духовность. Она погранична с религиозной духовностью, философской мыслью, эстетической концепцией и вбирает в себя очень многие аспекты разных знаний. Это площадка, на которую могут встать и школьники, и педагоги, и государственники, и обычные люди. Несмотря на то, что Господь разделил нас всех на разные языки, у нас остался один язык сердца. Один язык нашего духовного единения и понимания незыблемых основ говорит о мире между народами, любви, веротерпимости, братстве, добродетельности, общем благе, обо всем светлом и прекрасном. Вот с этими общими формулами будут согласны очень много людей. Они будут говорить – мы вместе. Мы идем одни путем. Это верхний путь. Это не просто высокий или духовный путь. Это верхний путь в смысле устремления к Высшему.
- Ирина Степановна, как Вы сказали, есть духовно-нравственные формулы-основы, с которыми уже согласно большинство людей. Для чего тогда нужно общественное движение «Новая Страна»?
- В нашей стране существует устоявшаяся государственная система, регулирующая внутренние и внешние отношения. Эта система складывалась веками. Конечно, она несовершенна, раз в ней периодически происходят революции, перевороты, бунты. И не так-то просто ее видоизменить, чтобы она была доступна всем людям, и мы могли жить в согласии с властью, друг с другом, открыто участвовать в государственном процессе, а не только в выборах. На самом деле не следует менять систему государственности радикальными способами, ведь история показывает, что такие методы временно дают некоторый прогресс, за которым следует упадок и даже развал страны. Государственная система постепенно сама сбалансируется, по мере того как мы, гражданское общество, встанем на другую платформу новых отношений. Она естественно подстроится под новую гражданскую ситуацию, по сути, новый формат жизни. Сейчас в стране много политических партий работает в этом направлении, через политтехнологии они задействуют определенные пласты населения, привлекая сторонников в свои организации. Но любая партия отстаивает, прежде всего, интересы своей идеологии, либо вертикали власти, а потом уж интересы гражданского общества, поэтому стране нужны свободные от партийных и государственных предпочтений общественно-политические движения. Одним из таких проектов является «Общероссийский народный фронт» как площадка независимых от партий экспертов. Но следует отметить, что это направление относится к вертикали власти. А это всё система государственного управления. Стране в новых условиях жизни, а именно с учетом роста гражданского самосознания, имеющего намерения открыто участвовать в государственном процессе, нужна платформа для государственного управления. А именно, система регулирования наших внутренних отношений, гражданских отношений, правовых отношений через представительскую власть, ту самую власть народа. Кто, как не мы, граждане России, лучше знаем на местах и реальную ситуацию в стране, и ее проблемы, и возможности их решения. Более того, мы знаем, что нашему обществу необходимо и в какой стране мы хотим жить, с какими ценностями и устоями, с каким образованием и наполнением самого государства в разных сферах жизнедеятельности. Не мы для страны, а страна для нас. Это не регламентированная государством платформа, это наша с вами гражданская общность, наша эволюционная площадка Новой Страны. Если мы ее не сформируем, не создадим, то вертикаль власти всегда будет болтаться в поисках балансировки, как мачта корабля, когда подует ветер. Нам нужно устойчивое положение государственного корабля, и его может дать только горизонталь власти. Именно мы, народ, являемся этой эволюционной площадкой для нашей страны, для нашего будущего, для будущего наших детей. Поэтому Общественное движение «Новая Страна» и задумано как горизонталь власти. Но не горизонталь управления, а горизонталь регулирования отношений между всеми направлениями государственности, своего рода – буфер обмена между законодательной и исполнительной вертикалью власти. Сегодня нам не хватает коммуникаций, не хватает контактности, не хватает обмена информацией. Каждый город, регион, каждая общественная организация богаты своими проектами в разных сферах, которые уже успешно прошли на этих территориях, были финансированы при поддержке государства, и готовы к дальнейшему тиражированию по стране. Строительство России не может возрасти только от лозунгов, невнятной государственной политики, водружения знамени Мира в Думе, в Кремле, в других культурных местах. Нужны конкретные действия, направленные на наполнение нашей страны тем содержанием, которое востребовано в нашем многонациональном обществе, определено вызовом времени. Это не только национальные и Федеральные проекты, заявленные по линии вертикали власти, а и гражданские рабочие проекты по реконструкции всех сфер жизни. Это то, что нам, народу, необходимо привнести в государственность, чтобы мы не остались в очередной раз на обочине жизни, а могли твердо знать, что мы живем в такой стране, которая является страной для людей, а не для качественного потребителя благ, как сказал один из наших государственников. Мы не хотим быть потребителями, мы хотим быть полноценным гражданским обществом и иметь гарантии светлого будущего и настоящего. Для этого нам надо по кирпичику строить площадку Новой России, Новой Страны, формировать горизонталь власти.
Мы должны строить крепкий фундамент. И эта крепость в нас уже есть. Эту крепость нам дает наше понимание происходящего. Мы, граждане нашей страны, не хотим больше ни революций, ни государственных переворотов, ни системных кризисов. Мы хотим жить в гармоничном обществе, в нормальных условиях, с нашими базовыми ценностями – Духовной Культурой. Поэтому необходимо формировать Федеральную программу, своего рода антикризисную программу, в дальнейшем представлять ее на Парламентские слушания, поскольку, как мы все давно уже поняли, только экономическими рычагами не вывести страну в передовые. Допустим, что она будет высокоорганизованной экономической державой, а что с внутренним нашим содержанием? Мы будем жить «хорошо» (как Европа), но останемся потребителями благ, постепенно морально и нравственно разлагаясь, тогда как Россия всегда жила на идее, а в безыдейные периоды только существовала и была гонима со стороны внешнего зарубежья. Наша задача – дать стране жизнеутверждающую идею, замечу, не идеологию, поскольку она всегда связана с политическим предпочтением. Идея жизни русского народа, опять-таки замечу, не нации, а гражданского общества в целом – это, может быть, и национальная забава, но точно не «фишка» так называемого русского сообщества народов. Это смысл жизни всех нас, без которого мы теряем свою историческую и культурологическую основу. Это, если хотите, русская философия: идти на отдачу, реализовывать наше, а не брать и потреблять, в том числе чужеродные для нас искаженные ценности. У нас сохранилась собственная идентификация и наше русское миропонимание: мысль об истинной справедливости и человечности. Мы должны показать этот опыт соборности русского народа, представить миру такую основу горизонтали народной жизни нового уровня государственности. Это действительно титанический труд. И пока мы сейчас просто обсуждаем, говорим, озвучиваем свои мысли, свои намерения, но отчетливо понимаем, что два-три человека, будь то лидер страны, либо очередной выдающийся государственный вождь, «временное» правительство, не спасут нас. Мы сами себя спасем. Лишь объединившись в гражданское общество, мы сможем реализовать все наши мечты, проекты и наставления, которые рождены в наших сердцах и даны нам, в том числе и от Учителей Человечества.
Поэтому под таким фокусом внимания мы поставили Духовную Культуру как социальное понятие, которое вобрало в себя все лучшие мысли и светлые побуждения, светлые идеи, присущие всем народам мира, включая самые дикие племена. Вы придете к вождю любого племени и скажете: «Мир». Он ответит: «Да. Хочу, чтобы мое племя жило в мире, чтобы не истреблялись мои народы. Чтобы мы пришли к согласию с другими народами и развивались дальше».
Общие ценностные ориентиры едины для всех. И мы будем продвигать их дальше на Всемирном Форуме Духовной Культуры, на других площадках, которые будут нам предоставляться для того, чтобы освещать эту тему.
- Ирина Степановна, встречается мнение, что идет подмена Живой Этики Духовной Культурой?
- Чтобы принять фокус внимания Учителей Человечества, посылающих нам знания, нужно понять, во-первых, что это не плоскостное видение. Оно масштабно охватывает всю систему жизнедеятельности людей и даже более высокие порядки существования. Живая Этика (Агни Йога) не новое очередное послание Махатм, а на самом деле адаптированная к современности реконструкция очень древнего знания, которое еще в ведийских трактатах называлось «йога лишенная касаний». Это йога сознательного взаимодействия с космической энергией. В науке сейчас подобное называется автотрофностью, что является противоположностью гетеротрофности, или способа потребления человеком биологической потенции жизни. Мы по своей природе гетеротрофы: нам все надо и мы хотим все брать из биосферы, чтобы жить. Но в связи с изменениями в Солнечной системе и мощной радиоактивной «подзарядкой» нашей планеты, чего не наблюдалось ранее, мы должны перейти на автотрофность и приспособить эту космическую энергию для своей эволюции, включая и биологическую составляющую. То есть мы должны перестать «поедать» все на своем пути и стать генератором энергий, который в том числе может воспроизводить и биологическую энергию для жизнедеятельности самого человека. А для этого нам необходимо знать объемную картину Мира, расширить свое сознание за пределы относительности, тем вобрать в себя другую массу жизни и ее живое вещество. Это примерно как выход из тюремного заключения на свободу. Снимаются ограничения восприятия жизни и самого себя в ее неизбывном процессе. Иначе радиоактивность, идущая на нас и наше замкнутое состояние, уничтожит человека как биологический вид. Возникает естественная необходимость научиться жить в других условиях существования, в повышенном радиоактивном фоне Земли, в так называемом «огненном мире». Учителя дают нам понимание автотрофности с позиции Агни Йоги, нацеливая наше внимание на широту восприятия всего Мироздания, дабы мы смогли перейти рубикон от старого состояния биосферы и потребительских рефлексов – к Новому его ноосферному содержанию. Именно с позиции жизненной необходимости Учение названо огненной йогой, по существу, вхождением в практическую взаимосвязь с высокой космической энергией, которая преображает самого человека на клеточном и молекулярном уровнях, видоизменяет его тонкие структуры атомов и сам генотип человека. С позиции же нашей человеческой социальной жизни Учение – это Живая Этика, то есть миропонимание и концепция гармоничных отношений со всем Сущим, какими они видятся приближенными к идеалу. Человек должен стать частью могучего Космического океана, частью Иерархии Света, частью Вселенной. Живая Этика аутентична в своем контексте, эти знания не рассчитаны на то, чтобы они стали, например, государственной идеологией, или масштабной религией. Они предназначены для частного пользования, так сказать, для нашего тонкого развития – психодинамики сознания. Это воспитательные знания для тех, кому близко понятие светской духовности. Их невозможно «насаждать» (как рекомендуют некоторые приверженцы Учения) в общество, поскольку они содержат метафизические вопросы, требующие дополнительных комментариев и пояснений с научной точки зрения, однако, наука не шагнула так далеко, чтобы облечь метафизику жизни в естественнонаучное обоснование. К тому же, нам необходимо в физическом мире первостепенно все привести к гармоничному состоянию без всякого оккультизма и мистики. Агни Йога (Живая Этика) – это творческий процесс создания космической индивидуальности человека и в то же время формулы построения гармонического сообщества людей. Но, подчеркну, не сама идеология жизни. Она черпается в виде Духовной Культуры из Учения между строк, что называется – от проникновения в существо вопросов, рассматриваемых Учителями Человечества с Их позиции Гималайских вершин. Духовная Культура – это более современная адаптация и социализация формул Учения применительно к нашей жизни, к нашему относительному миру, к практическому приложению опыта повседневности. Это, прежде всего, понятийный язык, который способны принять все люди, даже те, кто не разу не открывал и возможно не откроет книги Учения, но они чувствуют возвышенные сферы и живут мыслями о Прекрасном. Духовная Культура – фокус внимания на истинах, на тех незыблемых нерушимых для всех народов формулах бытия, которые общеприняты и понятны любому человеку. Опротестовать их невозможно, потому что на этом мир стоял, стоит и будет стоять всегда. Все эти знания принесли наши Учителя и дали нам как основание жизни. Духовная Культура – новая сфера восприятия происходящего и новый эволюционный виток развития человека и мира.
- Правовая форма организации «Новая Страна» выбрана как общественное движение. Но уже само словосочетание ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ подразумевает коллективные действия. Юрий Андреевич, что сделано и что предстоит?
- Наши усилия проявляются в разных сферах жизни. Но для того, чтобы они не носили разрозненный стихийный характер, мы стараемся концептуально встраивать их в предлагаемую нами федеральную программу «К новому миру через Духовную Культуру». Речь идет о преобразовании всех без исключения сфер жизни: экономики, политики, социальной сферы, духовной сферы. И именно Духовная Культура будет являться основополагающим инструментарием такого преображения. Эта задача крайне непростая и крайне ответственная. Как таковой самой программы у нас пока нет. Ее проект на стадии набросков, и мы призываем всех соратников к сотрудничеству. Программа должна быть прорисована во всех пластах жизни. Нам предстоит эту программу создавать, доказывать ее жизненность, необходимость. И, расширяя круг поддержки этой программы, добиваться ее практической реализации.
На Всемирном Форуме Духовной Культуры, в работе которого приняли участие представители из 72 стран, возникла идея создания всемирного общественного движения «К новому миру через Духовную Культуру». В Астане прозвучал такой лозунг. Он получил пока робкое отражение практически на всех континентах. Место и роль России в этом процессе, безусловно, должна быть ключевая. Еще великий Свами Вивекананда сказал, что Россия поведет за собой весь мир, но путь ей укажет Индия. И нам предстоит оправдать это великое провозвестие. Общественное движение «Новая Страна» организовало приезд в Россию святого человека библейского величия, великого бодхисатвы Бабы Вирса Сингха. Он был в Москве, и еще раз предсказал особое место и роль России в эволюционном развитии человечества.
Наша многообразная деятельность развертывалась в самых разных направлениях. Мы проводили парламентские слушания в Государственной Думе, в Совете Федерации. Проводили различные конференции. Участвовали в проведении Всемирного Форума Духовной Культуры. Предтечей этого Форума был Всемирный Конгресс Духовного Согласия. При всем многообразии нашей работы, большое внимание уделяется подготовке издания книг, газет, публикаций. Наиболее важные материалы публикуются в центральной прессе, где мы вскрываем какие-то особые пласты в экономике, в политике. В нашей газете «Восхождение» мы также постепенно отслаиваем, подчеркиваем грани будущей федеральной программы «К новому миру через Духовную Культуру», которые с нашей точки зрения имеют сегодня важное значение. Шаг за шагом пытаемся формировать общую картину видения, какой должна стать Россия. И какими путями мы должны идти к ней. И это должно стать именно широким общественным движением!
Интервью провела Лариса Трунина