Версия для печати

Тамара Новикова: «Революционная практика» по Марксу – основа развития современного общества»

 


Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. V Ялтинские философские чтения. Карл Маркс в мировой истории и культуре ( 15-16 ноября 2018 года)

 

Т.М. Новикова

««Революционная практика» по Марксу – основа развития

современного общества»

«… коммунизм… является делом … всего человечества». Ф. Энгельс[1].

«… необходимо массовое изменение людей …». К. Маркс, Ф. Энгельс[2].

Россия провела первую в мире социалистическую революцию, оказав мировое влияние на другие страны.

Но все ли было понято у Маркса и Энгельса? Важнейшие стратегические их положения до сих пор остаются неосознанными до конца. В том числе:

1. Понятие «революционная практика». В 3-ем Тезисе о Фейербахе К.Маркс пишет: «Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика»[3]. Слова «изменения обстоятельств» К. Маркс не пояснил. Долгое время понятие «революционная практика» оставалось для российских философов [4], также как, к примеру, и для китайских философов[4], не понятым.

Одним из первых дал разъяснение этого понятия российский философ Н.А.Натаров. Он пишет, что слова «изменение обстоятельств» означают «объективный закономерный процесс, совершающийся стихийно» [2, т. 1, с. 170]. Следовательно, понятие «революционная практика» требует совпадения объективного, природного хода развития общества и человеческой, субъективной деятельности людей. В настоящее время такого совпадения пока нет. Процесс объективного развития идет, а субъективная деятельность людей расходится с этим природным процессом.

2. Способ производства и воспроизводства действительной жизни как определяющий фактор развития общества[5] был понят на все века, как способ производства материальных благ. Хотя этот последний является определяющим фактором развития общества только для трех классовых формаций (рабовладельческой, феодальной и капиталистической). Способ производства и воспроизводства действительной жизни для первобытнообщинной формации – физическое воспроизводство людей. Способ производства и воспроизводства действительной жизни для коммунистической формации – воспроизводство целостного человека.

Такое непонимание способа производства и воспроизводства действительной жизни породило вывод, что экономика на все времена есть главная сфера деятельности человека. Она, действительно, - главная сфера жизни, но только для классовых формаций. Там господствует экономическая основа производства. В первобытнообщинной формации существует природная основа производства. В коммунистической формации будет господствовать гуманистическая, социально-культурная основа производства. Сегодня необходим «перелом в типе культуры». «Новая культура состоит в том, чтобы главный акцент сделать на … развитии талантов и способностей личности …» [2, т. 2, с. 317, 462].

3. Ключ к пониманию истории развития общества марксизм нашел в истории развития труда[6]. Недостаточно оценены современниками такие фундаментальные понятия К.Маркса, как «общественное разделение труда» и «общественное объединение труда», позволяющие приблизится к пониманию смысла истории.

Общественное разделение труда складывается в переходный период от первобытнообщинной формации к первой классовой (рабовладельческой) формации, когда начинают развиваться орудия труда. Развивается труд физический (сельскохозяйственный и труд ремесленников, в будущем – промышленный) и труд умственный. Складываются семь видов умственной деятельности человека в таких сферах, как политика, право, религия, мораль, наука, философия и искусство. Такое общественное разделение труда порождает важные следствия: появляются классы, частная собственность на средства производства (предмет труда и средства труда), экономические отношения, государство и проблемы отчуждения у человека. В числе последних: отчуждение человека к природе, к процессу труда, к продукту труда, к другому человеку и к самому себе. Такой труд не может дать высшую производительность. Эти следствия будут существовать далее во всех классовых формациях. Согласно марксизму, буржуазной (капиталистической) формацией заканчивается предыстория человеческого общества.

Производительные силы во всех классовых формациях, как основная составляющая процесса труда, включает в себя такие элементы: - предмет труда (земля),

- средства труда (основные – орудия труда и вспомогательные),

- человек,

- наука (естественная), с капиталистической формации.

Наука своими открытиями способствует развитию основного элемента производительных сил общества – средств труда. «Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда. Средства труда не только мерило развития человеческой рабочей силы, но и показатель тех общественных отношений, при которых совершается труд»[7].

Наука (естественная) с капиталистической формации становится непосредственной производительной силой общества. Наука, как сфера умственной деятельности человека, сближается с физическим трудом. Это означает начало сближения физического и умственного труда, то есть начало перехода от общественного разделения труда к общественному объединению труда. Этот процесс завершится в коммунистической формации и приведет к изменению всех следствий, порожденных общественным разделением труда.

По Марксу, все элементы производительных сил общества исторически качественно меняются, переходя от менее к более высокоорганизованным формам. Так, во всех классовых формациях предметом труда является земля. При коммунизме предметом труда, согласно марксизму, становится человек.

В первобытнообщинной формации - примитивные орудия труда (заточенный камень, лом, нож) приводятся в движение мускульной силой человека. Средства труда в классовых формациях основаны на достижениях частных естественных наук: механики, физики, химии. Такие средства труда постепенно приводят к возникновению экологических проблем. Сложившиеся современные технологии (техно-сфера) оказались антагонистичны, вредны природе. При коммунизме, когда предметом труда становится человек и вся наука (естественная и социально-гуманитарная) станет непосредственной производительной силой общества, должна появиться новая социально-гуманитарная техника и соответствующие технологии.

Во второй половине ХХ века появились информационные технологии, социально-культурные технологии, которые используют особенности рационального, интеллектуального мышления человека (Аристотель). Современное общество уже не называется индустриальным, технократическим, а называется информационным обществом. Важным для современного общества является многократное возрастание возможности взаимосвязей между людьми. К.Маркс считал важнейшим видом богатства людей – «богатство общений».

При этом, однако, возникли новые проблемы. Стали говорить о негативном воздействии информации на человека и о необходимости создания концепции информационной безопасности.

При коммунизме возникнут новые, искусственные технологии, эмитирующие природные процессы (например, фотосинтез), безотходные технологии, что приведет к решению экологических проблем. Будут созданы технологии на основе социально-гуманитарных наук, роль которых возрастет по отношению к наукам естественным и техническим [2, т. 4, с. 35].

В настоящее время стало осознаваться различие между информацией и знанием. Человечество постепенно приходит к пониманию существования собственно философского знания – мудрости (Пифагор), вошедшего в человеческую культуру с древнейших времен. Первым, кто записал в своих произведениях это знание – мудрость, был Платон. Согласно этому знанию известен общий план эволюции природы Вселенной, человека и общества, основные законы их развития. Главным законом этого знания – мудрости является природный нравственный закон.

Этот закон составляет основу всех мировых религий, которые называют нравственные принципы жизни человека. В истории постоянно появлялись, так называемые, утопические произведения философов. В их числе: идеальное государство Платона; в период Возрождения Т.Кампанелла пишет «Город Солнца» и Т. Мор – «Утопию»; теорию К.Маркса и Ф.Энгельса с ее коммунистической формацией считают также утопической. Даже сказки всех народов мира построены на принципе – «добро побеждает зло». Но все это – не утопии. Это – таким должно быть общество. Жизнь его должна быть основана на принципах добра и справедливости.

4. К.Маркс назвал черты коммунистической общественной формации. Если их сравнить с существующими особенностями современного общества, можно убедиться, что объективно идет процесс становления коммунистической формации. Почему это остается без внимания у философов? Общий процесс развития общества оказывается искаженным несовпадением субъективной деятельности людей с объективным ходом развития общества. Назовем – черты коммунистической формации по Марксу и особенности современного состояния общества (обозначим последние - *).

1. Коммунистическое общество – бесклассовое общество. «Точка зрения старого материализма есть «гражданское» общество; точка зрения нового материализма есть человеческое общество, или обобществившееся человечество»[8]. Это положение К.Маркса было высоко оценено мудрецами Востока, которые встречались с ним (и с Лениным)[9].

*

В настоящее время появился, так называемый, средний класс, который охватывает большую часть работающего населения общества. Это – люди с высшим образованием. Заняты они и физическим, и умственным трудом. Этот новый класс уже нельзя назвать экономическим классом[10].

2. Предметом труда при коммунизме становится человек[11]. К. Маркс писал, что подлинным богатством является «абсолютное выявление творческих дарований человека»[12].

Н.А.Натаров, продолжая высказанную мысль К.Маркса, отмечает, что при коммунизме труд производит не только товары (материальные блага). Труд производит таланты. Труд становится главным средством развития. Другие средства развития будут находиться в структуре использования свободного времени. Настоящий труд господствует над трудом прошлым[13]. Такой труд превращается в первую жизненную потребность, развивает сущностные силы коллектива (отношения взаимопомощи, поддержки, коллективизма), способствует исчезновению конкуренции между людьми. Такой труд даст высшую производительность.

*

Сегодня человек стал предметом забот и беспокойства общества. Возникли глобальные проблемы, негативно влияющие на человека. Это – экологические, экономические, нравственные проблемы, ухудшение физического и психического здоровья населения Земли. Все это должно быть преодолено сознательной государственной политикой общества.

На смену природному закону при классовых формациях – «Общественное бытие определяет общественное сознание» при коммунизме начинает действовать природный закон – «Общественное сознание определяет общественное бытие» [2, т. 3, с. 378]. К.Маркс писал, что «… теория становится материальной силой, как только она овладевает массами»[14].

К.Маркс отметил, что прежние «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (11 Тезис о Фейербахе). Такое изменение должно происходить уже при социализме, который несет в себе, как черты из прошлого, капиталистические, экономические отношения (производство товаров), так и черты из будущего, коммунистические, гуманистические отношения между людьми (производство талантов, развитие творческих способностей человека).

3. «Впоследствии естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание: это будет одна наука»[15].

*

Во второй половине ХХ века возникла новая наука – синергетика, утверждающая происходящий исторический процесс как сближение естественных и социально-гуманитарных наук.

4. Экономика в коммунистической формации перестает быть основной сферой деятельности человека[16]. Заметим, что экономика – явление историческое, то есть ее роль со временем может измениться. Экономические отношения, с точки зрения К.Маркса, отражают бесчеловеческую действительность при ее человеческой видимости[17]. «… чем больше будет экономический прогресс нарастать исторически … тем меньше будет его экономическая эффективность» [2, т. 2, с. 138].

*

В настоящее время в обществе появились такие высказывания: «Экономика проявляет себя не эффективно»; «Экономика исчерпала себя»; «Экономическая мера прогресса устаревает».

5. Вместо экономической основы производства (во всех классовых формациях) при коммунизме возникает гуманистическая, социально-культурная основа производства [2, т. 2, с. 284][18]. Новая основа производства возникает не стихийно. Как писал Ф.Энгельс, «… в истории общества действуют люди, одаренные сознанием …»[19]. Наступает эпоха сознательной истории [2, т. 2, c. 12]. Общество осознанно должно поставить своей целью: развить сущностные силы человека, всестороннее развитие личности. Последнее осуществляется не только в рабочее время, в сфере материального производства, но и в свободное время. Сферы умственной деятельности (философия, социально-гуманитарные науки, религия, мораль, искусство) способствуют всестороннему развитию личности. Таким образом, при коммунизме осуществляется процесс сближения физического и умственного труда. На смену общественного разделения труда приходит общественное объединение труда. Человек, по Марксу, есть совокупность всех общественных отношений[20]. Возникает ассоциация людей, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех[21].

*

В современном обществе все больше говорят о культуре, как об основе жизни. 2014 год в России был объявлен Годом Культуры. 2015 год – Годом Литературы. 2016 год – Годом Кино. В обществе созревает понимание, что воспитав человека интеллектуально, но не воспитав его нравственно – это очень опасно. Платон, которого называют первым коммунистом и предформой христианства; за которым, согласно П.А.Флоренскому, следует «половина философии, и притом половина прекраснейшая»[22], в том числе и русская философия, утверждал в своем философском мировидении нравственный закон, как основной закон природы [3, Приложение 4 (Платон. Нравственный закон), с. 79 - 84].

 

1991 год в России был годом отказа ее от марксистской идеологии и марксистской философии, как основы мировоззрения. Возможно, этот ее шаг был правильным. Нельзя на практике реализовывать то, что не было понято и в чем ты не разобрался.

Вместе с тем, вместо решения названных в марксизме актуальных задач для перспективного развития общества, получают распространение идеи совсем другого плана, по существу, фальсифицирующие объективный план его дальнейшего развития. К примеру, - идеи будущего как цифровой реальности, идеи трансгуманизма, идеи цифро-сферы, как перспективы кибернетического трансгуманизма, что, как известно, приводит к появлению человека – киберга.

Создание человека – киберга есть самоуничтожение природного человечества, ради которого развивается Вселенная. Психическая энергия, как основная энергия жизни природы и человека, высшее проявление которой – любовь, не может быть воспринята человеком - кибергом. Со времен Демокрита человек понимается, как микрокосм – маленькая Вселенная. Это означает, что в человеке содержится все то, что есть в макрокосме – большой Вселенной. И сократовское - «Познай самого себя» означает, что тогда ты познаешь Вселенную. Создание человека – киберга приведет также к нежелательным последствиям развития естественного, природного процесса. 

Следует, наконец, признать правильность марксистских взглядов на исторический процесс. Классики марксизма создали действующую концепцию исторического развития общества. «Коммунизм есть необходимая форма и энергетический принцип ближайшего будущего»[23].

Однако, в марксистской концепции есть слабая сторона. К.Маркс и Ф.Энгельс были материалистами. Но является ли случайным для них выбор в качестве своего фундаментального понятия слово – коммунизм?

Махатмы Востока отметили, что в слове «коммунизм» (как и в словах - коммуна, дом, экономика) есть важный слог – ОМ[24]. Этот слог – синоним восточному слову АУМ и христианскому слову АМИНЬ. Эти слова являются Именем Бога. Слово «коммунизм» означает – надо идти к Богу. «… лучшие умы Востока видят в коммунизме единственную эволюцию» [1, с. 451]. «Коммунизм необходим для эволюции, потому России честь за первый шаг» [1, с. 404]. Н.А.Натаров[25] пишет: «Социализма не может не быть, если человечество хочет ВЫЖИТЬ» [2, т. 2, с. 482]. Без коммунизма у человечества нет будущего.

 

Список использованных источников 

  1. Агни Йога. Высокий Путь. (Часть 1: 1920-1928). – М.: Сфера, 2002. – 672 с. – Серия «Учение Живой Этики».
  2. Натаров Н.А. Собрание сочинений. В 4-х т. – М.; Берлин: Директ-Медиа,

         2017.   

  1. Новикова Т.М. Искусство философии и философия искусства. Философия, ее смысл и предназначение / Т.М.Новикова. – 2-е изд., испр. – М.: Вузовская книга, 2008.  – 120 с.
  2. Ойзерман Т.И. Марксизм и утопизм. – М.: Наука, 2014. – 480 с.  

 

 

   

Сведения об авторе

- Новикова Тамара Михайловна

- Место работы: Московский авиационный институт (национальный исследова-

  тельский университет)

- Ученое звание – доцент

- Должность – доцент

- Контактный телефон: +7(915)181.18.06

Аннотация к статье «Революционная практика» по Марксу - основа

развития современного общества

      К.Маркс и Ф.Энгельс являются основателями науки об обществе. Эта наука  - исторический материализм. Надо признать, что многие философские понятия и законы в этой науке остаются непонятыми. Такими понятиями являются – революционная практика, способ производства и воспроизводства действительной жизни, общественное разделение труда, общественное объединение труда.

      В статье называются черты коммунистической формации по Марксу и их присутствие в современном обществе. Анализируется понятие «коммунизм». Делается вывод – без коммунизма у человечества нет будущего.                      

Annotation

«Revolutionary practice» by Marx is the basis

for the of modern society evolution

      K. Marx and F. Engels are the founders of the social science, namely the science of  historical materialism. Admittedly a few philosophical concepts and laws of this science branch remain unclear till now, namely revolutionary practice, the production and reproduction mode of real life, the  social division of labor, the social association of labor.

      The article describes the features of the communist formation according to Marx and their presence in the modern society. The communism concept is analyzed. The article concludes that humanity future without communism is impossible. 

Ключевые слова: революционная практика – revolutionary practice; труд – labor;            человек - human; общественные формации – social formations; знание – мудрость – knowledge - wisdom; коммунизм - communism.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[1] Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. второе. Т. 2. М.: Государственное  изд-во политической литературы. 1955. С. 516.

[2] Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Там же. Т. 3. С. 70.

[3] Там же. С. 2.

[4] См. Вопросы философии. № 5. 2007. С. 25, 35, 36, 41, 44.

[5] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. второе. Т. 37. М.: Изд-во полит. лит-ры. 1965. С. 394.

[6] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. второе. Т. 21. М.: Гос. изд-во полит. лит-ры. 1961. С. 317.

[7] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. второе. Т. 23. М.: Гос. изд-во полит. лит-ры. 1960. С. 191.

[8] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. второе. Т. 3. М.: Гос. изд-во полит. лит-ры. 1955. С. 4.

[9] Агни Йога. Община. Листы бесед высокого общинника Востока. – Горки: Горецкий Фонд Рерихов, 1991. С. 46, 68, 112.

[10] См. Обсуждение книги Т.И.Ойзермана «Марксизм и утопизм» // Вопросы философии. № 2. 2004. С. 61.

[11] Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. второе. Т. 42. М.: Изд-во полит. лит-ры. 1974. С. 121.

[12] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. второе. Т. 46. Ч. I. М.: Изд-во полит. лит-ры. 1968. С. 475 - 476.

[13] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. второе. Т. 4. М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1955. С. 439.  Как у Платона: «… для уважающего себя человека нет ничего постыднее, чем пользоваться почестями не за свои заслуги, но за заслуги своих отцов». (См. Платон. Т. 1, «Менексен»)

[14] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. второе. Т. 1. М.: Гос. изд-во полит. лит-ры. 1955. С. 422.

[15] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. второе. Т. 42. М.: Изд-во полит. лит-ры. 1974. С. 123.

[16] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. второе. Т. 31. М.: Изд-во полит. лит-ры. 1963. С. 393.

[17] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. второе. Т. 2. М.: Гос. изд-во полит. лит-ры. 1955. С. 35.

[18] Здесь надо отметить, что культура – это все-таки вторая природа. Однако, она должна определяться свойствами и законами первой природы, чтобы не стать антикультурой, действующей разрушительно. Свойства, законы, эволюция природы, как было сказано, известны из философского знания - мудрости. Поэтому пришло время произойти совпадению объективного, природного хода развития и человеческой, субъективной деятельности людей. Должна сознательно осуществиться названная К.Марксом революционная практика.

[19] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. второе. Т. 21. М.: Гос. изд-во полит. лит-ры. 1961. С. 306.

[20] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. второе. Т. 3. М.: Гос. изд-во полит. лит-ры. 1955. С. 3.

[21] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. второе. Т. 4. М.: Гос. изд-во полит. лит-ры. 1955. Манифест Коммунистической партии. Глава II. С. 447.

[22] Флоренский П.А. Сочинения. В 4 т. Т. 3(2) / Сост. игумена Андроника (А.С.Трубачева), П.В.Флоренского, М.С. Трубачевой; ред. игумен Андроник (А.С.Трубачев). – М.: Мысль, 1999. С. 68.

[23] Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. второе. Т. 42. М.: Изд-во полит. лит-ры. 1974. С. 127.

[24] Агни Йога. Откровение. 1920-1941. – М.: Сфера, 2002. С. 19.

[25] Николай Артемьевич Натаров (1921-1999) был знатоком марксистской философии. Он утверждал, что «весь контекст, вся целостность теоретических трудов Маркса и Энгельса – «отправные точки» для построения теоретической концепции социализма дают. Дают !!» [2, т. 4, с. 59]. В 1963-1997 гг. он работал на кафедре философии Московского авиационного института - МАИ. В 2017 г. сын Н.А.Натарова – Александр подготовил и опубликовал труды отца [2]. Заслуга Н.А.Натарова состоит в том, что он – один из тех, кто понял идеи К.Маркса и Ф.Энгельса по развитию коммунистической общественной формации, данные классиками марксизма тезисно, и не только раскрыл их содержательно, но и развил далее понятийный аппарат, введя такие понятия, как тройственный характер труда при коммунизме, отношения развития, средства развития, социально-культурные отношения – основные при коммунизме.