Версия для печати

О самом главном

О САМОМ ГЛАВНОМ!
(о том, что может быть  главнее даже самой жизни)
 
Жизнь есть высшее доступное человеку благо. Это – бесспорно и вряд ли у кого вызывает сомнение. А вот, что значит жить? И как жить? Здесь мы сталкиваемся с весьма богатой многообразной палитрой мнений. Попробуем выделить главное в этом ёмком, многоуровневом понятии. Жить – это, прежде всего,  в полной мере осознавать великое счастье быть на Земле, в полной мере ощущать никого и ничего не минующую пылающую беспредельность жизни;  наслаждаться солнцем, воздухом, водой , цветущими полями и лесами, окружающим тебя миром, пользоваться его возможностями и благами. Жить –  это значит утверждать во всех сферах жизни, во всех пластах реального бытия высших божественных смыслов, начал и принципов представляющие собой высшие ценности Духовной Культуры, по которым и должна строиться жизнь. Жить – это далее  неустанно, вдохновенно трудиться, творить во имя совершенствования организации жизни на земле, во имя восхождения человеческой цивилизации по ступеням исторического, общественно-политического, социально-экономического и научно-технического прогресса. В это же понятие входит потребность постоянного обустройства, облагораживания среды обитания человека и окружающего его мира, осознанная необходимость жить в гармонии со всеми людьми, с природой, космосом.  Понятие «жить» предполагает также постоянное развитие, совершенствование и самосовершенствование самого человека, расширение его сознания, восхождение по ступеням зрелости.
 
Антипод жизни – смерть, особенно, когда она насильственная. поэтому жизнь отрицает всякое насилие, войну, всё, что разрушает естественное божественное течение жизни. Поэтому последовательная борьба за сохранение мира на земле, за единение всего человечества – насущнейшая задача жизни.
 
И ещё одно обязательное условие жизни. Жить – это значит любить, творить добро, ценить, утверждать красоту, справедливость, гармонию, порядок. И, конечно, жить – это значит выливать из себя эликсир жизни – Радость. Радость – это особая мудрость, наполняющая жизнь счастьем. Нет радости – ищи, в чём ошибся, что сделал не так? Может быть, погнался за иллюзорной целью? Ищи, где потерял радостное изумление перед величием и беспредельностью жизни. Возвращайся в жизнь, а не в быт.
 
Осознание величия и бесценности жизни подводит нас к выводу: жизнь это высшее дарованное Создателем человечеству благо, которое оно (человечество) должно не только безмерно ценить, но и бережно сохранять и оберегать, всемерно улучшить, совершенствовать, облагораживать.  
 
Из этого вывода естественно вытекает вопрос: а всё ли мы делаем для того, чтобы реально как-то улучшать, обустраивать, усовершенствовать это высшее, доверенное нам благо, «жизнь»? И так ли устроена наша жизнь, что позволяет каждому входящему в жизнь человеку достойно, радостно, счастливо принять выделенное ему Создателем уникальное, высшее благо –  жизнь, а затем полноценно осваивать,  улучшать её. И в итоге – с честью и достоинством проживать отведённое ему время. Чтобы в итоге подводя черту под прожитыми годами человеку не становилось, говоря словами Николая Островского, мучительно больно за бесцельно прожитые годы?...
 
Ответ на этот вопрос, несомненно, будет отрицательным: конечно делаем далеко не всё, чтобы жизнь развивалась и расцветала. Более того, своими действиями человечество неоднократно подводило жизнь к роковой черте небытия.
 
Но сегодня в России вопрос этот  приобретает особую актуальность. Появилась реальная возможность осуществить значимый прорыв в духовном обустройстве жизни, «взорвать» унылые, серые будни, одухотворить их, наполнить  творческим поиском более совершенных форм жизни и труда.   Импульс к качественному обновлению жизни  дал Президент РФ В.В. Путин. Ещё в октябре 2017 года на заседании Президентского Совета по культуре и искусству он внёс в повестку дня неотложных мер  подготовку нового федерального закона о культуре. Поставлена поистине масштабная и сложная задача. Ведь если удастся вместить в  новый закон  основные веления нашего непростого, переломного времени, найти ответы на острейшие вызовы и потребности реальной практики, мобилизовать весь многообразный и ёмкий потенциал отечественной культуры на службу России, упрочению её духовно-нравственных основ, экономической мощи и державного величия, утвердить этический фактор как уравновешивающее начало построения жизни, то, несомненно, новый закон о культуре по своей значимости, по своим возможностям влияния на все сферы общественной и государственной жизни, все пласты реального бытия, станет  головным нормативным актом нового поколения российского законодательства, определяющим  не только мировоззрение и мораль российского общества, но и совершенствование российской государственности, правопорядка, экономики, социальной сферы. Такой закон, если его удастся создать, может стать на ближайшие годы поистине ориентиром развития, стратегией жизни и мира, своего рода духовной конституцией России.
Сейчас крайне важно осознать величие и значимость открывающихся возможностей и не упустить время для концентрации усилий на подготовку закона, способного открыть России путь в обновляющееся будущее. Убеждены, что сегодня это – самое главное. Ничего нет насущнее и важнее. Тем более «вызревают» другие модели и подходы к разработке нового закона. Уже «проклёвывается»  тенденция отдать новый закон на откуп рынку, свести его в основном к установлению более льготных условий хозяйственной деятельности учреждений культуры, позволяющих им сделать культуру  сферой успешного бизнеса. Конечно, в этом отношении что-то нужно сделать, но в любом случае это не должно стать главным содержанием нового закона.
 
В этой связи Международная Ассоциация «Мир через Культуру» выносит на всеобщее обсуждение подготовленную на эту тему статью, содержащую ключевые, базовые  концептуальные положения, которые, по нашему глубокому убеждению, должны получить отражение  в новом законе.
 
Приглашаем единомышленников и соратников принять участие в формировании мировоззренческих основ нового закона, наметить рамки духовного обновления России, принять  квалифицированное, деятельное участие в рекомендованной Президентом РФ В.В. Путиным  «процедуре широкого общественного обсуждения» готовящегося законопроекта. 
Конечно, небольшая статья не  вмещает в себя всё многообразие идей, насущных для данного законопроекта. В статье выделено лишь главное. В случае общественной поддержки мы готовы   развить и углублять нашу позицию.
 
Тема Духовной Культуры выносится Международной Ассоциацией «Мир через Культуру» на всеобщее обозрение не случайно.
 
Более двух десятков лет группа единомышленников из многих стран коллективно занимается фундаментальной разработкой темы: «Духовная Культура, её место и роль в развитии и совершенствовании человеческой цивилизации». В нашем активе немало крупных международных мероприятий, научно-практических конференций, издательских проектов. Но вершиной всей нашей деятельности в этом направлении, несомненно, стал Всемирный Форум Духовной Культуры, прошедший в Астане в октябре 2010 года. Форум был создан как качественно новый орган мирового гражданского общества, призванный сплотить духовную, прогрессивно мыслящую элиту человечества, объединить разрозненные усилия различных направлений Духовной Культуры в единую общность, утверждать примат Духовной Культуры над всеми другими ценностями человеческой цивилизации, воплощать в жизнь идеалы духовного согласия, благожелательного добрососедства, ненасилия, идеалы веры в торжество сил разума и света.
 
Всемирный Форум собрал представителей из 72 стран мир. Он стал поистине Всемирным Интернационалом Духовной Культуры, реальным воплощением глубинной общественной потребности человечества искать и находить пути возвращения к первородным духовно-нравственным истокам организации жизни на Земле. Принятая на этом Форуме Декларация «К Новому Миру через  Духовную Культуру» - качественно новый документ нового поколения. Декларация четко определила постулаты Духовной Культуры, на основе которых будет развёртываться процесс преображения современного человеческого мира. На Форуме было положено начало созданию качественно нового Всемирного движения «К Новому Миру через Духовную Культуру».
 
В настоящее время идет подготовка ко второму Всемирному Форуму Духовной Культуры, который обещает быть еще более представительным. Конкретная дата проведения Форума пока не определена. В октябре 2020 г. Мир будет отмечать первое десятилетие Всемирного Форума Духовной Культуры. В Астане состоится заседание Президиума Всемирного Форума. Видимо на этом заседании будет рассмотрен вопрос о сроках проведения Второго Всемирного Форума Духовной Культуры. 
 
Актуальнейшая задача Второго Всемирного Форума Духовной Культуры – подготовить и предложить Миру качественно новый документ – современный Пакт о Мире, вбирающий в себя все выстраданные человечеством бесценные накопления и формулы сохранения и поддержания Мира на Земле, обобщающий и синтезирующий весь многовековой созидательный опыт человечества на пути продвижения к этой высокой цели.
 
Сегодня проект закона о культуре – пожалуй, главное поприще борьбы в России сил Света и тьмы. Цель нашего обращения – начать собирать под знамёнами Света соратников и единомышленников не только в России, но и по всему  миру. Пришло время действий. Поверьте, мы многое можем. Новый закон о культуре может поистине стать ключом к духовному преображению России. Вслед за Россией волна духовного обновления должна пройти по всему миру. Представляем на всеобщее осмысление подготовленные в Международной ассоциации «Мир через Культуру» соображения к проекту Федерального закона о культуре.
 
С уважением,
Члены Президиума Всемирного Форума
Духовной Культуры, члены Президиума
Международной Ассоциации «Мир через
Культуру», члены Генерального Совета
Ассамблеи народов Евразии
 
Ю.А. Агешин И.С. Дарнева
                                                                                                                                         
 
 
 
 
НОВЫЙ ЗАКОН О КУЛЬТУРЕ – 
КЛЮЧ К ОБНОВЛЕНИЮ, ДУХОВНОМУ ПРЕОБРАЖЕНИЮ РОССИИ
 
Постановка проблемы. В.В. Путин, выступая на заседании президентского Совета по культуре и искусству 21 декабря 2017 г., поставил задачу разработать новый федеральный закон о культуре [1]. Члены Совета единодушно поддержали предложение Президента РФ. В настоящее время крайне важно в полной мере осознать  великую значимость поставленной задачи,  её актуальность, сложность, противоречивость, весь её грандиозный масштаб, побуждающей почитателей истины искать и находить ответы практически на все острейшие проблемы и вызовы нашего неспокойного, напряженного времени именно в сфере культуры. Ведь если новый закон о культуре сумеет вместить в себя основные веления нашего непростого, переломного времени, даст ответы на острейшие потребности реальной практики, поставит весь многообразный и ёмкий потенциал отечественной культуры на службу России, упрочению её духовно-нравственных основ, экономической мощи и державного величия, то несомненно, по своей значимости, по своим возможностям влияния на все сферы общественной и государственной жизни, все пласты реального бытия, новый закон о культуре станет  головным нормативным актом нового поколения российского законодательства, определяющим на все ближайшие годы не только мировоззрение и мораль российского общества, но и совершенствование российской государственности, правопорядка, экономики, социальной сферы, межнациональных отношений. Можно сказать, что новый закон может стать своего рода новой духовной конституцией России. Несомненно также, что такой закон будет далеко выходить за рамки Российской Федерации, будет способствовать установлению более гармоничных отношений России со всем окружающим её миром,  исцелять раздираемый противоречиями и проблемами наш неустойчивый, агрессивный мир, утверждать естественное право человека на жизнь в гуманном обществе.
 
Духовная Культура – высшая Истина Жизни,
главная ценность человеческой цивилизации
 
 Что же должно быть положено в основание нового закона? В многочисленных диспутах и дискуссиях на эту тему, в выступлениях в печати,  по телевидению на передний план выдвигается идея принятия Россией новой идеологии.  Нужно ли это стране, не раз менявшей в минувшее столетие идеологические ориентиры?  И соответствует ли формат идеологии  условиям и реалиям нового времени? 
Конечно, идеология несёт в себе определённый мобилизационный заряд. Она, как правило, декларируется сверху и является инструментом правящей элиты или класса, навязывающих  народу, обществу наиболее выгодный им образ мыслей и образ действий. Известно также, что идеология присуща системам, живущим в режиме борьбы и выживания.  Идеология, как правило, раскалывает общество в пользу одной из противоборствующих сторон и нацелена на победу над всяким инакомыслием. Нужно ли это России сегодня, стремящейся к консолидации общества и гармонии?
Новое время требует иных, более мудрых подходов. На нынешнем историческом отрезке существования человеческой цивилизации, не смотря на сложность, противоречивость, даже абсурдность того, что происходит сегодня в мире (хотя очевидно, что всё это   временно, проходяще, ибо, как учит восточная мудрость, «перед рассветом тьма сгущается»),  всё же можно уловить и сформулировать некоторые глубинные тенденции, проклёвывающиеся из недр нашей цивилизации. Суть этих тенденций – в том, что вопреки, казалось бы, противоположным, негативным реалиям мир входит в полярность более плотного общечеловеческого взаимодействия. От личных начал, всё ещё господствующих в мире, медленно, очень медленно происходит смещение к коллективным и коммунитарным. Коммунитарность – во многом новое понятие, подразумевающее постепенный отход от «вечных» «неразрешимых» противоречий и проблем, борьбы противоположностей,   и предполагает  сознательное средоточение на  стремлении  к общей гармонии отношений. Никакой идеологией этого не достичь, пусть даже самой гениальной. Это возможно лишь в единении духовности и культуры – Духовной Культуры, которая и является фундаментом разумного бытия. 
Конечно, можно рассматривать Духовную Культуру тоже как своего рода идеологию Нового Времени. Но это будет неким понижением не только статуса Духовной Культуры, но и её величия и значимости в реальной жизни не только обновляющейся России, но и всего мира. Ибо Духовная Культура  существенно значимее и выше любой идеологии. Ибо она вбирает в себя все высочайшие достижения эволюции, направленные на сохранение и преумножение истинных ценностей жизни.  
Сегодня Духовная Культура как бы заново открывается современному человечеству. К миру приходит понимание величия и значимости Духовной Культуры, того, что именно она, Духовная Культура –  действительно, самое важное и самое ценное, что у человечества есть, ибо она, Духовная Культура, –  носительница света жизни. А свет – это, прежде всего, свод  моральных, этических, социальных норм, правил, основополагающих понятий и институтов – базовых устоев  жизни. Это – абсолютные ценности, составляющие основу существования разумной человеческой цивилизации. Выраженные словами-пассионариями такие ценности как «Бог», «мир», «жизнь», «человек», «добро», «благо», «любовь», «красота», «гармония», «чистота», «долг», «честь», «совесть», «честность», «семья», «радость», «справедливость», «гуманизм», «свобода», «вера»,  «светлое будущее», «дружба», «дружба народов», «братство», «порядочность», «бескорыстие», «верность», «равенство», «нация», «социальное единство», «созидание», «творческий труд», «духовное согласие», «плодотворное взаимовыгодное сотрудничество», «вероуважение»,  «благополучие», «уважение к старшим», «любовь к детям»,   и некоторыми другими являются вечными основами жизни для всех людей нашей планеты, а также духовными скрепами, соединяющими народы. В совокупности своей они и составляют сердцевину Духовной Культуры,  доминанту Культуры в целом, систему её абсолютных моральных ценностей. Именно эта система абсолютных ценностей  и есть главное в культуре, её  моральный абсолют.
Сегодня открывается ещё одна грань морального абсолюта культуры. Становится всё более очевидным, что это –  главная истина жизни. Во всех живых религиях мира человечеству заповедано неукоснительно следовать ей. 
Но эта существующая в нашей жизни высшая реальность, к сожалению, недооценивается современным человечеством, до конца не понята и не принята всеми и повсеместно к неуклонному руководству и исполнению. Но осознание необходимости эволюционных изменений нарастает. И эти изменения, как бы даже вопреки имеющимся противоречиям и проблемам, тем не менее,  происходят. Человечество медленно, очень медленно, мучительно трудно, но прорывается   к   пониманию  величия  и  значимости Духовной Культуры  для настоящего и будущего нашей цивилизации. Становится всё более очевидным и главное препятствие этому – человеческая самость во всех своих многообразных проявлениях, эгоизм, воинствующий индивидуализм. Этот многоуровневый субъективный фактор многообразно, мощно и очень изощрённо препятствует утверждению разумных начал, норм, принципов и ценностей Духовной Культуры во всех пластах реальной жизни. Но объективные условия выживания человеческой цивилизации, грозные вызовы нового времени, велению эволюции всё более жёстко диктуют человечеству необходимость перемен и, прежде всего, корректировки, гуманизации своих  жизненных устоев. Эти обстоятельства, несомненно, будут стимулировать диктуемые временем перемены, приближать эпоху утверждения начал, норм, принципов Духовной Культуры во всех пластах реальной жизни.
 
Духовная Культура – путь России
 
Дальнейшее последовательное утверждение  знания о Духовной Культуре, её истинных месте и роли в развитии человеческой цивилизации, в совершенствовании всех пластов реальной жизни, несомненно, является главной задачей просвещенного человечества, единственно возможным путём действительного его преображения. 
Но особая роль в утверждении Духовной Культуры как первоосновы развития, несомненно, принадлежит России. Именно она призвана стать первопроходцем в решении этой поистине судьбоносной задачи, искать пути и формы утверждения Духовной Культуры, практической реализации её огромного созидательного потенциала.
В.В. Путин, пожалуй, в числе первых в мире, кто разглядел, понял и осознал, где надо искать ответы на самые сложные вопросы современности. Искать именно в Культуре, в её высших принципах, идеалах и ценностях. В последнее время он всё чаще обращается к Культуре как к глубокому и чистому истоку, из которого он черпает идеи, находит ответы, не только на самые жгучие вызовы нового времени, но и на текущие, можно сказать, будничные поставленные жизнью вопросы. Его всё более глубокое «погружение» в культуру и вызвало, в конце концов,   инициацию разработки нового закона о культуре [1], ибо он понял:  именно культура, её высшие идеалы и ценности –  универсальный инструмент для стимулирования диктуемых жизнью преобразований.
 
Анализ суждений Владимира Владимировича о культуре подводит к выводу, что он понимает культуру не так, как некоторые наши чиновники от культуры, как отрасль по производству произведений и предметов культуры и содержанию объектов культуры – музеев, библиотек, театров, архивов и прочее, а значительно шире и прежде всего, как почитание света, как духовно-творческий фундамент жизни, созидательного творчества народа, на котором и должны произрастать новеллы по совершенствованию  обустройства жизни, диктуемые временем перемены. 
Вознесение Духовной Культуры  законом о культуре на пьедестал высшей ценности России положит начало многоуровневому процессу её утверждения  как первоосновы духовного обновления России,  совершенствования организации государственной, общественной, экономической, социальной, духовной, межнациональной жизни страны.  
Новый закон о культуре способен придать этой задаче высший государственный статус. Совершенно очевидно, что только государство в совокупности всех своих возможностей и ресурсов, осознав необходимость, неотложность, особую значимость поставленных самой жизнью задач, в состоянии приступить к осуществлению всего комплекса диктуемых временем духовно-нравственных преобразований. 
 
Президент России, как признанный общенациональный лидер, должен стать во главе всенародного движения за духовное обновление страны. В.В. Путин, можно сказать, достаточно давно, во многом стихийно, в «ручном  режиме» уже  осуществляет такую работу. Всей своей многогранной деятельностью, соприкасаясь с реальной жизнью, он утверждает высшие идеалы и ценности Духовной Культуры, её моральный абсолют: устанавливает справедливость, порядок, порядочность, доброжелательность, доверие и любовь к людям. Выступая на молодёжном образовательном форуме «Таврида», он подчеркнул значимость моральных ценностей, особо выделив такие ключевые категории Духовной Культуры, как порядочность и любовь: «Самое главное – порядочность в моём «оркестре», любовь к тем, ради кого ты работаешь, и к тому, что ты делаешь. Без этого невозможно добиваться никакого успеха, просто никакого» [2]. Закрепление в законе соответствующих положений послужит тому, что такое отношение пойдёт дальше, вниз, вглубь, утверждаясь  на всех уровнях власти и управления, во всех общественных, государственных, хозяйственных структурах, во всех пластах реальной жизни.
 
Говоря о возрастающей роли государства в духовном преображении общества, важно понимать своеобразие и особенности этой уникальной, во многом новаторской созидательной функции Российского государства. В реальных условиях России она тем более важна в связи с тем, что произошедшее в нашей стране обрушение социализма, распад Советского Союза вывали в народе духовное потрясение. Начался тяжелейший духовный кризис, связанный, прежде всего, с утратой народом глубинного смысла жизни. То, что произошло со страной в 90-годы – это, несомненно, инволюционный спуск, отбросивший страну на многие годы.
 
Из истории известно, что потеря смысла жизни, утрата первозданных образов  ведет народ к вырождению, поскольку само содержание жизни становится внешним и бездуховным, направленным на формирование человеческой массы, не знающей своих истинных корней, не говоря уже об исторических истоках. Конечно, в случае с Россией речь не идет о вырождении, как об исчезновении народа и этносов. Речь идет о деформации народного бытия, лишённого духовного стержня,  хаотезирующегося и превращающегося в малосознательное существование, сводящееся  лишь к выживанию. В  истории известны факты, когда человеческая жизнь нисходила на уровень животного существования.  Наши недруги готовили для народа России именно такую участь. 
 
И надо признать, что  до сих пор рана утраты жизненного смысла не зарубцевалась. Острота её со временем несколько спала, но её разлагающее влияние на духовную жизнь народа продолжается. И только осознание народом величия и значимости высших ценностей Духовной Культуры, принятие их как жизненный свет, как цивилизационная цель, как жизненный ориентир, как руководство к деятельности будет возвращать народу смысл жизни.
Несомненно, что добровольное, сознательное вступление страны на путь духовного обновления породит могучую приливную волну  массового энтузиазма,  откроет простор созидательному творчеству народа, в горниле которого, несомненно, родятся качественно новые, более совершенные формы организации государственного и общественного устройства, более зрелые, более гуманные и эффективные формы жизни и труда людей.
 
Ступени восхождения
 1. Новый закон о культуре просто обязан, прежде всего, разобраться с самим понятием «культура». И дать ей, наконец, точное, по возможности полное, освещённое философией научное определение.
 
Культура – действительно ёмкое, сложносоставное явление. Состоящая из множества разнопорядковых структурных элементов, культура выступает комплексной сложноорганизованной деятельностью человечества по освоению мира. Именно в культуре реализуются непрерывные духовные усилия человечества по облагораживанию своего окружения и самого себя. Культура стала институциональной объективизацией этой деятельности. В совокупности своих достижений и возможностей культура выступает как состоявшийся в мире опредмеченный творческий акт человека, ставший итогом и показателем необратимости его развития. Созданная человеком культура как совокупность всех его достижений образует собственный мир человека, его «вторую природу». Через свои институты, структуры, механизмы культура хранит, воспроизводит, передает от поколения к поколению накопленный опыт, программы деятельности, поведения и общения людей. Они обеспечивают сохранение и развитие многообразных видов деятельности, присущих для определенного типа общества, свойственной ему предметной среды, его социальных связей и типов личностей.
 
Принято различать материальную и духовную культуру.
 
Духовная культура – первооснова материальной культуры. Она включает в себя процесс духовного творчества, осмысления, анализа, синтеза окружающей действительности. Её результатом является мировоззренческая позиция человека, его культура мышления, культура поведения, культура общения, а также всё многообразие продуктов духовного творчества: произведения философии, литературы, искусства, научные открытия, религии и т.п. Духовная культура включает в себя мораль, воспитание, просвещение, право, государствоведение, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию и другие духовные ценности.
 
Духовная культура формирует личность – ёё мировоззрение, взгляды, мораль, установки, ценностные ориентации. Благодаря ей могут транслироваться знания, умения, навыки, художественные модели мира, идеи и т.д. от индивида к индивиду, от поколения к поколению. Именно поэтому чрезвычайно важна преемственность в развитии духовной культуры.
Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой. Материальная культура создается в процессе материального производства, и все, что является результатом производства, будет являться овеществлённой формой культуры. Ни один предмет не может быть включён в человеческую практику без осмысления, без посредства каких-либо духовных компонентов: знаний, навыков, специально подготовленного восприятия. Ни одни предмет материальной культуры не может быть создан без сочетания действий «исполняющей руки» и «мыслящей головы».
 
В рамках рассмотрения понятия культуры нельзя пройти мимо сохраняющегося в законодательстве традиционного, сильно зауженного понимания культуры. Даже образование и наука лишь частично включаются в культуру. Хотя вне всяких сомнений в современное понимание культуры в качестве важнейших ее объектов входит и наука, и система образования, и, конечно, религия как объект культуры с учетом основных особенностей её содержания и структуры. В новом законе должен быть ликвидирован этот пробел.
Выносим на обсуждение следующий вариант определения Культуры:
«Культура – это всесторонняя, многообразная творческая деятельность по утверждению во всех сферах жизни, во всех пластах реального бытия её высших, божественных смыслов, начал и принципов, направленная на:
- совершенствование организации жизни на земле, восхождение человеческой цивилизации по ступеням исторического, общественно-политического, социально-экономического и научно-технического прогресса;
- строительство, обустройство и облагораживание среды обитания человека и окружающего его мира, в том числе на создание, производство произведений искусства и культуры;
- развитие, совершенствование самого человека;
- сохранение мира на земле».
 
2. Очень важно закрепить в новом законе, что абсолютные ценности Духовной Культуры, её моральный абсолют составляют первооснову Культуры в целом, являются её нетленным фундаментом. Моральный абсолют Культуры, вбирающий в себя все высочайшие достижения эволюции, направленные на сохранение и преумножение истинных ценностей жизни,  и есть конденсат света. В нём собрано всё лучшее и необходимое для того, чтобы жизнь человеческая стала полноценной и прекрасной.  Вливание   абсолютных ценностей Духовной Культуры в процесс жизни позволяет ей состояться и восходить, определять содержание и характер человеческих взаимоотношений, утверждать разумную позицию людей, удерживать мировое равновесие. По мере утверждения  этих ценностей в реальной жизни у человечества начинает усиливаться качество цивилизованности, позволяющее ему не только сохранять единство и непрерывность исторического развития, но и восходить по ступеням цивилизационной зрелости. Именно абсолютные ценности Духовной Культуры в конечном итоге определяют все другие построения культуры, которые производны от этой первоосновы, а потому должны соответствовать, служить ей, развивая, углубляя, развёртывая  основные смыслы и коды Духовной Культуры. 
 
Пришло время раскрыть в федеральном законе о культуре величие и значимость морального абсолюта культуры, выражающего всю мощь добра и созидания.   Обнимающий и пронизывающий Этикой Жизни искусство, науку и религию, этот свод направляет человечество к лучшей жизни, гармонично сочетающей в себе материальную и духовную стороны человеческого бытия. Если культура есть почитание Света, то моральные ценности Духовной Культуры  настоятельно требуют, чтобы сама жизнь была обустроена по законам Света.
Моральный абсолют культуры – единственный   мост в будущее! Именно он является целеполагающим фундаментом всей системы ценностей человечества, универсальным синтезом стратегических смыслов самоутверждения и выживания человека. Только он один способен убрать все разрушительные противоречия и проблемы, стать ноосферной силой цивилизации [3], очерчивающей перспективы жизни и утверждающей истину и добродетельность во всех ее пластах. Если мы понимаем и принимаем, что мир развивается по Великому единому божественному плану, то моральный абсолют культуры следует понимать как отражение Божественного Света в нас. Навстречу эволюционному ритму Света человечество отвечает ритмом высших ценностей Духовной Культуры, приближающим постижение и исполнение космических законов.
 
Два светоносных корня Духовной Культуры: духовность как связь с Богом и Культура, связующая народы в единый организм, всемирное братство, -  способны дать жизнь новому вектору цивилизационного развития  - Всечеловеческой Гуманизации как процессу культурного одухотворения мира. Привнесение высших ценностей Духовной Культуры сеет всюду великое и вечное! Сегодня приходит понимание, что моральный абсолют культуры это и есть та точка, из которой будет развертываться Новый Мир.
 
Закономерности эволюции требуют, чтобы моральный абсолют культуры во всё большей степени становился определяющим началом не только культуры, но и всех других сфер и построений обновляющейся России. Действительно стать её стратегией жизни и мира.
 
Думается, что именно такая тенденция развития в более отдалённой перспективе станет определяющей и для всего мира. Ибо нет ничего более одухотворенного, значимого и высокого у человечества, чем следовало бы  руководствоваться и что могло бы определять его развитие. Все другие известные миру национальные идеи, коды, программы развития черпают свою созидательную мощь именно из этого первоисточника, опираясь при этом  лишь на какие-либо отдельные элементы абсолютных ценностей  Духовной Культуры. Несоответствие какого-либо элемента, института, творения Духовной Культуры абсолютным ценностям лишает его статуса отнесения к культуре и переводит в разряд антикультуры.  
Сегодня моральный абсолют культуры как первооснова развития, как свод моральных, этических, социальных норм, правил, основополагающих понятий и институтов – базовых устоев жизни находится в достаточно разрозненном, размытом, даже хаотичном состоянии. Насущно необходимо систематизировать, кодифицировать этот свод. Предстоит масштабная, очень непростая работа. Свод после соответствующей доработки должен получить высшую государственную легитимацию. 
 
Сегодня становится всё более очевидным, что в новом законе о культуре должен быть   специальный раздел «Духовно-нравственные основы и ценности обновляющейся России», в котором и следовало бы поместить положения о моральном абсолюте культуры. 
 
3. Представляется крайне важным предусмотреть в этом разделе и следующую статью:
«Перспективной стратегической целью государственной культурной политики является построение на территории России Государства Культуры». 
Это крайне важное, ключевое положение для настоящего и будущего России, ибо оно при наличии ясно выраженной политической воли может перерасти в открытый, глобальный «русский проект». Русская культура, основанная на приятии и переработке самых разнородных элементов, сочетающая мессианство с гуманизмом и склонностью к технологическому прогрессу, этой задаче вполне соответствует. Заявленные в мире «китайский проект», «турецкий проект»,  очевидная выработанность «западного проекта»  усиливают объективную глобальную потребность в «русском проекте». Очень важно, чтобы этот проект был открытым и привлекательным для всех желающих.
Высшие ценности нашей Духовной Культуры ясно подсказывают, какие основные компоненты должны содержать этот проект:
- Возвращение справедливости, закона и порядка во всех пластах реальной жизни в качестве безусловной нормы строительства государства культуры;
- Неуклонное следование всей системы органов власти и управления Российского государства абсолютным ценностям культуры. Закреплённая в законе их обязанность всемерно содействовать утверждению высших ценностей культуры во всех сферах жизни;
- Модернизация России не только на основе технологий завтрашнего дня (о чём говорилось в Послании Президента В.В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации 2018 г.) [4] с предоставлением максимальных возможностей для коллективного и индивидуального, технологического и социального творчества, но прежде всего, в соответствии с высшими идеалами, нормами и ценностями Духовной Культуры. Наиболее актуальным этот тезис представляется для экономики. Но своего рода учебное пособие как добиться в сжатые сроки нужного результата, академиком РАН С.Ю. Глазьевым для Правительства Российской Федерации уже подготовлено. В его новой книге «Рывок в будущее» [5] приводится развёрнутое обоснование необходимых перемен, даётся ёмкая характеристика «дорожной карты» восхождения к новой экономике России. В ней реально и чётко показано, как не на словах, а на деле, с точным пониманием наших возможностей, наших перспектив и происходящих в мире изменений осуществить такое восхождение. 
«Рывок в будущее» убедительно доказывает неприменимость господствующего ныне  спектра экономических теорий к реалиям перехода на новый технологический уклад и представляет собой развёрнутую стратегию не просто для экономического рывка, но для выхода нашей страны на траекторию устойчивого развития с темпами роста не менее 8% ежегодно. 
 
Человекотворческая функция  Духовной Культуры: 
основные составляющие
 
В этом же разделе закона о культуре России следует полномасштабно показать, развернуть основные составляющие человекотворческой функции Культуры. Это, прежде всего, высшие божественные качества человека, которые государство призвано всемерно утверждать, поддерживать, развивать, стимулировать. Ибо эти  традиционные для нашей страны нравственные ценности, являясь главными инструментами человекотворческой функции культуры, культурного строительства, общения, воспитания, преображения людей,  в то же время выступают базовыми категориями Духовной Культуры. 
 
 Особое место среди этих ценностей занимает Любовь – высшее человеческое качество.  Самой человеческой природой нам заповедано войти в живой поток любви, находиться в нём, преобразуя всё вокруг, умножать и растить в себе это состояние. Ибо Любовь, это не только чувство, не только переживание. Следует понять главное в культурном строительстве – любовь должна стать  состоянием бытия, ведущим к подлинному единению и счастью. Л.Н. Толстой неоднократно подчёркивал: «... главное, ясно понимать и не забывать единственный разумный и радостный смысл нашей жизни, состояний в том, чтобы не только провести через всю жизнь, не потушив её, ту искру божественной любви, которая вложена в нас и составляет нашу душу, но разжечь её, сколько хватит наших сил, чтобы внести её в ту жизнь уже не искрой, а пламенем» [6]. Любовь – это живой огонь, это полёт вдохновения, это фонтан огненного озарения, способный сжигать всё тёмное, негативное и очищать сознание и сердце. Как широка и прекрасна жизнь, наполненная любовью, её пламенным устремлением и непрерывным восхождением. Всё живое расцветает в любви, обретая бесконечное существование. Всё прекрасное зарождается в любви. Сохранение мира и его спасение невозможно без энергии любви.  
 
Любовь поистине всеобъемлюща и многогранна. В реальной жизни она преобразуется, перетекает,  воплощается в иные, крайне важные жизнестойкие качества: доброту, великодушие, внимательность, уважительность, доверие, сострадание, терпимость, твёрдость, прощение, настойчивость, самоотверженность, справедливость, смелость и даже  жертвенность. 
Но сила любви многообразно и мощно развёртывается только тогда, когда она направлена на Общее благо или на вдохновенное творчество. Если же любовь погружается во мрак страстей человеческих и тонет там, то она всего, лишь мерцает, как искра, но не раздувает пожара и не зажигает. Она – тлеющий огонёк и гаснет при каждом неловком движении.
Истории известно немало случаев, когда усилиями отдельных государственных или духовных лидеров, правителей, вождей, руководителей в жизни общества утверждались, внедрялись духовные начала, которые приводили к реальным, ощутимым, благотворным изменениям.  В их числе можно выделить «золотой век» Перикла (годы правления в качестве стратега – 444-429 до н.э.), который Карл Маркс назвал «высочайший величайший внутренний расцвет Греции» [7]. Этот период отмечен расцветом всех сфер культуры: искусства, литературы, философии, науки. И не случайно «Периклов век» остался в памяти потомков как «век золотой». Сколь бы короткой ни была эта блестящая эпоха, - она стала камертоном для последующих (8).
Ещё более ярким и убедительным свидетельством мощи духовных начал и прежде всего, любви в противовес войне, насилию, страданию, несчастью людей может служить период правления индийского царя Ашоки (9). После вступления на трон в 273 г. до н.э. Ашока первые 12 лет своего правления провёл в войнах за консолидацию индийской империи. Из надписей, сделанных по распоряжению Ашоки, мы узнаём, что ужасы войн вызвали в нём глубокое раскаяние, чувство глубокого стыда и понимание абсолютной тщетности войны как средства умиротворения и социального совершенствования. В результате в 259 г. он вступил в Буддийский орден монахом. С этой даты начинается полное преображение как самого Ашоки, так и его политики. Удачливый император-завоеватель превратился в усердного апостола мира, любви, сострадания и добрых деяний. Он начал проповедовать, применять и проводить «политику добра, милосердия, терпимости, правдивости, чистоты и вежливости» особенно по отношению к покорённым народам и политику освобождения от «лишений, насилия, жестокости, страха, самонадеянности и зависти». Действуя таким образом он сумел обеспечить мир почти на 70 лет.
 
Крайне важно закрепить в законе, что  государство всемерно содействует всеобщему осознанию огромной преобразующей силы любви и само в совокупности всех своих органов щедро изливает поток любви на своих граждан. Сегодня может быть трудно это понять и принять. Но, совершенно очевидно, что в перспективе именно это должно стать главной сутью государственного служения на всех уровнях, на всех постах государственной службы.
 
Автор не претендует на авторство в вознесении любви на пьедестал высшей ценности Духовной Культуры. Л.Н. Толстой многократно указывал на насущнейшую необходимость утверждать в сознании народа такое отношение к любви. Он  настоятельно подчёркивал необходимость «учиться любить, как учиться играть на скрипке» [10]. П.А. Сорокин в своём великолепном произведении «Таинственная энергия любви» обращал внимание на «поразительный недостаток организованного усилия для изобильного производства любовной энергии. В настоящем это упущение угрожает самому будущему человечества. Отсюда повелительная необходимость решительного совершенствования в производстве любви» [11]. И сегодня представляется весьма актуальными предлагаемые им меры по решению этой задачи, по «внедрению в жизнь методов производства и накопления любовной энергии» [12].
Вслед за любовью идёт Красота. Пора избавляться от упрощённого, поверхностного, во многом примитивного понятия красоты, ибо красота –  это наиважнейший, всеобъемлющий, фундаментальный принцип организации строительства жизни, космоса, человека. Этот принцип поистине всеобщий, он затрагивает все аспекты человеческого бытия, лежит в основе совершенствования всех граней нашей цивилизации. Емкие и точные формулы Н.К. Рериха «Каждая истинная работа имеет свою красоту» и «Красота – есть одеяние истины» [13] работают во всём, для всех и повсеместно. Красота в широком, истинном её понимании – могучий  инструмент воспитания, преображения людей.
 
Конечно, красота органично связана с любовью, которая увеличивает энергию красоты. Более того, в известном смысле любовь есть обязательный компонент красоты. Один что-то любит и на что смотрит любящими глазами, становится «привлекательным», т.е. прекрасным. Что-то нелюбимое оказывается «непривлекательным», часто безобразным. Всё, к чему прикасается любовь, становится прекрасным. Любовь побуждает к поиску красоты и обеспечивает необъятную движущую силу для энергии самой красоты. Благодаря фактору любви, красота заметно влияет на нашу жизнь и ход истории.
 
Сила красоты, оплодотворённая любовью, проникла и воплотилась в феноменах всех пяти искусств, начиная с наслаждения закатом солнца и красотой возлюбленной и кончая эпическими поэмами Гомера, трагедиями Шекспира, музыкой Бетховена и Баха, скульптурой Микельанджело и всеми великими картинами и архитектурой [14].
Да и сама Культура есть сотворение Красоты. Ибо вся Культура есть не что иное, как космо-земная система творчества, устремляющая дух к его вечному началу – Огненной Красоте. Вся Культура живёт и строится организующими животворящими энергиями Красоты. Без этой энергийной космической связи наша Культура обращается в нечто пыльно-земное, все её основные понятия затемняются и искажаются. Культура разлагается, а вместе с ней и само человечество. Культура- это, прежде всего, дух, имеющий свои корни в Космосе, что ещё древние показывали символическим образом Мирового Дерева. Так – в Огненном Начале Космоса – Красоте – Дух берёт своё начало и силы.  Природа Культуры космична, духовна, её питает Красота. Всё в природе, в мире стремится к совершенству по законам красоты. В проекте закона следует закрепить философскую базовую формулу красоты: «Красота есть полнота совершенства».
 
Ограниченные возможности статьи не позволяют развернуть и другие не менее прекрасные и жизненно значимые человеческие качества и элементы Духовной Культуры, такие как Доброта, которая означает жизнь в гармонии со всем окружающим миром; Радость, как особую мудрость, особое состояние человека, осознающего высшее доступное человеку благо – жизнь; как созидание, творческий Труд – признак Божественной Воли; как Миролюбие – бескорыстный подвиг чистого сердца. Конечно не должны быть забыты и потеряны такие качества, как порядочность, стремление к совершенствованию, к знаниям, чистота, экологический императив, как бережное отношение ко всему сущему, и некоторые других. 
Но над всеми этими божественными качествами людей и высшими категориями Духовной Культуры в законе должна возвышаться и царить  «Справедливость» как важнейшая ценностная основа культурной жизни народа. Несомненно, что справедливость должна занять главенствующее место в системе инструментария культурной политики России. Еще великий Платон очень настоятельно предостерегал: «Не ставь ничего впереди справедливости…». Она – основа всего истинного. В новом законе должен быть закреплена правовая обязанность должностных лиц всех рангов и категорий во всех своих делах и начинаниях, свято соблюдать принцип справедливости, как неотъемлемое требование Духовной Культуры.
Мы в полной мере понимаем, как нелегко и непросто решится встраивать в текст закона качественно новые положения, совершенно непривычные для традиционного законотворчества. Но мы абсолютно убеждены: за этим – будущее,  время для подобных новелл пришло. Реальные потребности практики настоятельно диктуют такие перемены.
Ведь если все эти высшие, поистине божественные качества будут закреплены в законе о культуре, то, несомненно, такое нововведение приведёт к упрочению и расширению действия духовно-нравственных основ народной жизни, распространению моральных норм на государство, его органы, усилению влияния этического фактора на все стороны жизни как уравновешивающего начала. В результате таких нововведений этот документ станет прологом к нисхождению Руси небесной на Русь земную. Многовековые чаяния народа о Руси святой будут получать реальное воплощение на наших бескрайних просторах.
 
Человек в системе Культуры
 
Крайне важно чётко определить в новом законе о культуре место и роль обычного, рядового человека в системе культуры.  Это одна из самых важных, ключевых задач нового закона. Ибо именно это и есть главное направление культурного строительства! Укоренившееся, упрощенное  представление о культуре приводит к тому, что культура в  общественном мнении, фактически и в законодательстве,  зачастую  воспринимается как удел и поприще прежде всего писателей, художников, музыкантов, артистов, архитекторов, представителей  других творческих профессий, производящих произведения культуры и искусства, и контингента, обслуживающего материальные объекты культурной деятельности. При таком понимании культуры обычный рядовой человек воспринимается лишь как пользователь культурных достояний, а не как носитель и творец  культуры. 
 
Однако если исходить из истинного понимания культуры как «почитание света», фактическими носителями, творцами культуры призваны быть не только деятели культуры, а практически все, кто каждодневно, во всех видах общения, во всех своих делах и начинаниях руководствуется моральным абсолютом культуры, утверждает её нормы, идеалы, ценности, строит свои взаимоотношения с людьми на её этических стандартах. 
 
Несомненно, что именно такими людьми творится культура, утверждается Свет. Именно они являются её носителями и творцами. Каждый из таких людей – человек Культуры. Всего-то от человека культуры требуется – всегда  и во всём быть порядочным человеком! Именно такое поведение и есть главное поприще культурной деятельности человека, его реальный вклад в строительство государства культуры.
 
Производство такого рода Людей Культуры и должно стать основной человекотворческой функцией Культуры, главным содержанием государственной культурной политики. Важно осознать, что именно складывающийся в обществе многослойный багаж человеческих отношений, основанных на моральном абсолюте Культуры, – и есть главные достижение и достояние Культуры, то, во имя чего культура живёт и работает в совокупности всех своих возможностей и ресурсов.
 
В проекте закона должно быть закреплено, что  формирование нравственной, самостоятельно мыслящей, творческой, ответственной личности является главным направлением государственной культурной политики. Эта государственная функция должна реализовываться на основе использования всего потенциала отечественной культуры, через создаваемую систему воспитательных, просветительных мер, а также через многоотраслевую систему духовного творчества и духовных производств (литература, искусство,  театр, музыка, кино, эстрада, живопись, архитектура, народное творчество и т.п.),  направленных на овладение людьми искусством культуры общения, культуры мышления, культуры поведения, культуры социальных отношений, культуры межнациональных отношений и т.п. 
 
Нисколько  не умаляя всю многообразную, творческую деятельность деятелей культуры, искусства, других творцов материальной инфраструктуры культуры, создателей произведений, объектов культуры,  следует, тем не менее, подчеркнуть, что в системе государственной культурной политики их  деятельность (несомненно, значимая и важная!)  по отношению к главному направлению культурного строительства, выступает как подсобная, прикладная, как соучастие в ней, путём производства достояний культуры, призванных помогать культуре осуществлять свою воспитательную, просветительную функцию преображения человеческого сознания. Ведь истинная культурность общества измеряется не количеством имеющихся произведений культуры и искусства, а состоянием, качеством  духовно-нравственной атмосферы в обществе.
 
Но, конечно, никто при этом не отнимает у деятелей культуры, - творцов материальной инфраструктуры культуры возможность и право и в личном качестве творить Свет, т.е. быть носителями и творцами морального абсолюта культуры во всех своих делах и начинаниях, во взаимоотношениях с окружающим их миром.
 
Направления деятельности Российского государства 
по пути духовного обновления России
 
1. Главное направление деятельности Российского государства – повсеместное, тотальное утверждение во всех пластах жизни, во всех сферах и направлениях реального бытия, во всех органах власти и управления, в общественных структурах атмосферы гармонии отношений, т.е. повсеместное создание доброжелательной атмосферы доверия, справедливости, уважения, признательности, любви, открытости и поддержки, атмосферы реального соучастия каждого человека в общей созидательной работе, в диктуемых временем преобразованиях. 
Если удастся повсеместно создать атмосферу гармонии в стране, то именно она станет главным, эффективным инструментом преображения реальной действительности, изживания, преодоления в ней всех негативных явлений и противоречий, установления более равновесной, справедливой организации жизни людей, постепенного социального выравнивания необоснованных диспропорций и различий между различными социальными, профессиональными, национальными группами и категориями.
 
Осознание необходимости   создания и поддержания в обществе соответствующей атмосферы, которая бы воспроизводила, постоянно и повсеместно генерировала взаимоотношения людей на началах и принципах Духовной Культуры – поистине  ключ к обновлению, духовному преображению общества. Такая атмосфера способна преобразовывать всё! Ибо только  атмосфера чистоты, справедливости, уважения, любви, доброты способна рождать в обществе подлинное доверие, дружбу, мир, плодотворное созидательное сотрудничество, благожелательное добрососедство, признательность каждого человека к окружающим его  людям, стремление делать нужное и полезное для этих людей, а также уверенность в завтрашнем дне, в своём будущем, в своей защищенности от каких-либо неприятностей и невзгод. Более того, только такая атмосфера способна  выявлять существующие в обществе всякого рода несправедливости, несовершенства, противоречия, проблемы и находить пути и средства их изживания, преодоления, растворения в атмосфере дружбы и сотрудничества. 
Основным же инструментом такого изживания  и призвана стать Духовная Культура и хорошо отлаженный механизм всеобщего общественного отторжения любых несправедливостей, несовершенств, диктата,  насилия, воинствующего эгоизма. Нужно воспитывать общество в духе активного, целенаправленного неприятия  обществом, всего того, что противоречит Духовной Культуре.
 
Кажется, что всё это естественно и просто. На практике же, конечно, создавать такую атмосферу очень, очень непросто. Она будет складываться тогда, когда будет осознана необходимость на всех уровнях власти и управления постоянно готовить почву соприкосновения и коммуникабельности действий, основанных на Духовной Культуре и стремлении ко всеобщему братству во всех пластах реальной жизни. И, несомненно, что по мере повышения уровня коммуникабельности и доверия в человеческих взаимоотношениях в обществе будет возрастать духовно-творческий подъём, реально влияющий на рост экономики, достаток населения.
 
Крайне важно понимать, что запускаться механизм создания такой атмосферы в обществе должен с самого верха.  Именно Президент Российской Федерации во всесилии  своих полномочий, возможностей и ресурсов должен стать инициатором мощного импульса к обновлению, преображению, одухотворению человеческих отношений в России.
Конечно, создание такой атмосфера сегодня -  во многом  недостижимый идеал. В обществе ещё далеко не изжита ржавчина человеческой самости, коррупции, эгоизма, равнодушия, несправедливости и других форм бескультурья, проявляющихся то там, то здесь. Эти отклонения наряду с ростками обновления тоже являются нашими реалиями. Они-то и порождают у людей ощущение глубокой неудовлетворённости, вызывают у многих ожесточение, раздражение, гнев, гасят созидательный потенциал россиян, являются питательной средой для проявлений радикализма, агрессии, протестных выступлений. 
 
Человек, его жизнь, его самочувствие, его интересы, всесторонне развитие, духовно-нравственное состояние, честь и достоинство, защищённость от несовершенств нашего государственного и общественного организма ещё не стали целью и смыслом деятельности всей системы государственных органов, общественных организаций, гражданского общества.
А ведь именно это и есть главное, что должно стоять в самом центре государственной культурной политики, определять основные направления развития всех сфер нашего государства и общества.
 
Поэтому воспитывать стремление к повсеместному созданию атмосферы доверия и взаимоуважения, открытости, любви, доброты, чистоты и справедливости, несомненно, надо уже сейчас.  Более того, постепенно,  пошагово приближаться к этому идеалу на том или ином участке человеческого бытия - реальная задача. Если, конечно, общество в лице прежде всего, верховной власти, а затем и элиты, осознав преимущества, перспективы такой реорганизации, начнёт целенаправленно создавать атмосферу, которая отторгает, а в перспективе начисто исключает бескультурье, проявлениями которого являются негативные человеческие качества, порождающие эгоизм, коррупцию, несправедливость, человеческую самость, сепаратизм, местничество, многие другие существующие у нас проблемы.
 
Создавать, поддерживать, постоянно совершенствовать духовную атмосферу – ключевая задача государства. И по мере того, как она будет разрешаться, будут меняться, уходить на второй план, исчезать, изживаться многие проблемы и несовершенства нашей жизни. 
 
2. Вознося Духовную Культуру на пьедестал высшей ценности, важно последовательно добиваться, чтобы её преобразующее влияние  было всеобщим и повсеместным. Это, прежде всего, касается стратегических задач, стоящих перед страной. Верхнюю строчку в системе таких стратегических задач культуры  занимает совершенствование Российского государства путём вливания высших ценностей Духовной Культуры в организацию, структуру, функционирование государственных органов. Духовная Культура рассматривает именно государство как главный инструмент самоорганизации общества, решения общих дел, гармонизации основных общественных отношений, достижения общего блага, утверждения справедливости, равноправия, стабильности, устойчивости, порядка, защиты человека, его прав и свобод, интересов и целей, его среды обитания.
 
Конечно, очерченные здесь контуры государства Общего блага выглядят сегодня идеализировано. Все известные человеческой цивилизации государства сильно отличались от идеальной модели. И тем не менее,  несмотря на все субъективные наслоения, ошибки, извращения, допущенные человечеством в организации функционирования различных форм государственности,  всё это не колеблет истины, с которой человечество вошло в третье тысячелетие новой эры: во-первых, из всех достояний человеческой цивилизации государство является одной из высших ценностей. И, во-вторых, крепнет всеобщее осознание того, что перспективы дальнейшего развития государственности открываются именно на путях обретения государством черт и функций инструмента Общего блага, соответствующего постулатам и ценностям Духовной Культуры.
 
В новом законе о культуре можно было бы обозначить и закрепить основную линию совершенствования российского государства путём превращения его в универсальный и эффективный инструмент оптимизации, гармонизации, гуманизации всех сторон жизни российского общества, т.е. как инструмент Общего блага. Ибо только в таком качестве государство применительно к каждому конкретному человеку выступает главным гарантом его личного благополучия, сгармонизированного с благополучием всех других людей, его личной защищённости. Поэтому, служа своему государству, укрепляя и возвышая его, гражданин тем самым крепит фундамент своего личного благополучия в рамках понимания общности своих личных интересов с интересами своих соотечественников.
 
3. Другой, не менее важной стратегической задачей культуры является одухотворение экономики, т.е. духовно-нравственное, этическое её преображение.  Безусловно, это крайне сложная, трудно решаемая задача, находящаяся на стадии осмысления.  Экономисты сделали всё возможное для того, чтобы изолировать экономику от общих закономерностей развития человеческой цивилизации, сделать её максимально обособленным элементом человеческого бытия, развивающегося по своим собственным законам. Это, несомненно, в немалой степени ложная, антиэволюционная позиция, принёсшая множество бед человечеству. Необходимо возвращать экономику под действие великого нравственного закона жизни, восстанавливать этические стандарты на всех этапах и стадиях экономической жизни, хозяйственных связей. Необходимо избавиться от разного рода эгоистических искусственно созданных экономических построений, не имеющих производительных, созидательных целей, ставить прочные заслоны на путях финансовых спекуляций и прочих антиэволюционных структур и схем. 
Важно понять, что диктуемые временем преобразования в экономике не следует рассматривать как отдельный, автономный, изолированный процесс. Напротив, этот процесс может быть эффективным в рамках целостной программы обновления, духовного преображения России.
 
4. Следующая по значимости задача культуры по преображению российской действительности – гуманизация   правовой сферы.  Великий немецкий философ Э. Кант как никто глубоко чувствовал эту гуманистическую сущность права, утверждая, что право – это самое святое, что есть у Бога на земле (15). Но реальное право далеко не всегда в полной мере соответствует тому определению, насеет на себе печать субъективности, зачастую служит частным или корпоративным интересам, даже может принимать форму юридизированного произвола (как на Украине сегодня).
 
Задача гуманизации права также чрезвычайно сложна и трудна. Она далеко не сводится к совершенствованию уголовного законодательства, а должна затрагивать все без исключения сферы права.  Именно за правом, к примеру, сохраняется перспективная задача разработать  правовые основы одухотворения экономики и гуманизации социальной сферы. Несомненно, будет усиливаться в праве этический фактор, как уравновешивающее начало. 
 
5. Целая гроздь стратегических задач культуры связана с духовным просвещением и воспитанием. К сожалению, практически сегодня нет сложившихся форм и механизмов, способных «отоваривать» такие направления культурной политики, как воспитание политической культуры, воспитание правовой культуры, воспитание социальной культуры, воспитание культуры мышления, воспитание культуры общения, воспитание культуры поведения, воспитание культуры межнациональных отношений и некоторые другие. Все это сегодня отдано на откуп стихии. Надо искать пути и средства, как эти направления органично встраивать в воспитательные, образовательные процессы, начиная с детских садов, затем в школах и вузах. Пожалуй, по каждой из этих тем целесообразно иметь государственную программу. Необходимо также «загружать» информационное пространство интернета качественными материалами на эту тему.
 
Духовная Культура – единственный путь в будущее
 
Сегодня, ко всё большему числу россиян, приходит озарение, что истинный русский путь – это разумная жизнь по декларируемым высшими ценностями Духовной Культурой законам, нормам,  принципам и правилам человеческого общежития. Ибо только они,  высшие ценности  Культуры, с  живой верой во всесилие мудрости, любви, красоты, знанья, чистоты, простоты, добра, братской дружбы и плодотворного сотрудничества, божественной справедливости, духовного согласия, нравственной стойкости, самообладания, уравновешенности, тактичности, здравого смысла и много другого,  способны преобразовывать реальную действительность, выравнивать её несовершенства, разрешать любые проблемы перед лицом каких угодно вызовов, сложностей и трудностей.
 
В наше переломное,  напряжённое время считаем крайне важным ещё раз чётко сформулировать эту базовую закономерность эволюции человеческой цивилизации и заявить о безальтернативности её дальнейшего развития. Если человечество хочет сохраниться и продолжить эволюционное восхождение, то ему необходимо знать, понять и принять, что только в опоре на высшие идеалы и ценности Духовной Культуры у него открывается реальный путь в Будущее. Другого пути  нет. Это столбовая дорога развития человеческой цивилизации. Кто не понимает этого и хочет идти другим путём, или продолжать жить по-прежнему, тот ошибается, его ждёт сарос – удручающе  унылые повторы того, что уже было, бесконечные кризисы, непреодолимые противоречия и проблемы, неподъёмные для разобщенного человечества грозные вызовы, топтание на месте, инволюционные застои и откаты, разочарования и потери. Человечество в этом случае не вступит в поток эволюции, будет уходить в сторону от неё. И на этом поистине тупиковом пути не исключён и самый страшный исход, который не удалось избежать предшествующим нам цивилизациям.
 
К сожалению не всем дано сегодня осознать эту простую, но всё более очевидную истину. Но неотвратимая логика эволюции такова, что заблудшим предстоит  долгими, извилистыми путями жизни возвращаться к этой истине. И они, в конце концов, будут возвращены, ибо поток эволюции един, и он ни для кого неминуем. Таков закон Вселенной! Обойти этот путь невозможно. Важно понять, что время обновления и перемен пришло! Это – абсолютная  истина. Любой иной исход – бесперспективен, ибо он будет, в конце концов, уводить  человечество   в небытие. Думается, что человечество в состоянии осознать, что такой исход недопустим...
 
Библиография
 
1. Путин В.В. Выступление на заседании Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации 21 декабря 2017 г. (см. «Российская газета» от 22 декабря 2017 г.).
2. Путин В.В. Выступление на молодёжном образовательном форуме «Таврида» (см. «Российская газета» от 21 августа 2017 г.).
3. Ноосфера, по Вернадскому, - это закономерный этап развития биосферы, при котором «проявляется как мощная, всё растущая геологическая сила, роль человеческого разума (сознание) и направленного им человеческого труда... Подобно тому, как в зрелом и здоровом человеческом организме все функции... координируются его головным мозгом, так и функционирование современного глобального сверхорганизма – ноосферы – должно управляться её разумом – человеком разумным» (Лаппо А.В. Миры Вернадского: от кристалла до ноосферы // В.И. Вернадский: pro et contra. – CПб., 2000. С. 22).
4. Путин В.В.  Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 1 марта 2018 года. «Российская газета» от 2 марта 2018 г.
5. Глазьев С.Ю. «Рывок в будущее». М., 2018 г.
6. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. М., 1958. Т. 67, стр. 150.
7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1955. Т. 1, стр. 98.
8. Иванов А.В., Фотиев И.В., Шишкин М.В. «Золотой век» Перикла. Скрижали мегаистории. Творцы и ступени духовно-экологической цивилизации. Фонд «Алтай – 21 век», Барнаул, 2006 г.
9. Ашока – др.-инд. царь (правил в 268-232 гг. до н.э.), третий правитель из династии Маурьев, один из самых известных государственных деятелей индийской древности. «В истории древней Индии фигура Ашоки возвышается подобно некой великой вершине Гималаев, блистающей в лучах солнца...» (Macphail I. Asoka (The Heritage of India). Calcutta, s.a. P. 7). По мнению авторов этой книги, «Ашока был первым правителем древней Индии, осознавшим особую важность буддизма для укрепления империи» (Указ. соч. С. 244).
10. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. М., 1928-1958. Т. 58, стр. 61.
11. Сорокин П.А.. Таинственная энергия любви. Журнал «Социологические исследования» № 9, 1991 г.
 12. Там же. Стр. 152-158.
13. Рерих Н.К. Врата в будущее. Эссе. Рассказы. Очерки. Москва, «Эксмо», 2010 г., стр. 389.
14. Сорокин П.А. Ук. соч., стр. 149-150.
15. Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т. 1. Трактаты и статьи (1784-1796). М., 1994, стр. 383.