Версия для печати

"ЕВРАЗИЙСКИЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ И ВЗАИМОСВЯЗИ БОЛГАРИИ С ЕВРАЗИЙСКИМ СУБКОНТИНЕНТОМ",Сачев Евгений Иванов, кандидат социологических наук, доктор экономических наук, профессор культурологии

Введение
Еще в 1990 году Болгария вступила на путь евро-атлантического альянса. С 1 января 2007 года она стала членом Европейского союза (ЕС), но для болгарских граждан рынок труда в странах ЕС был открыт без ограничений доступа только с начала 2014 года. Теперь жители Болгарии уже имеют правовые возможности жить с другими гражданами в так называемой «Единой Европе». Но только это. Болгария стала самой бедной европейской страной. Ей угрожает беспрецедентная в своей тысячелетней истории демографическая катастрофа, массовая неграмотность и опасность уничтожения ее культурной идентичности. Американский профессор Аврам Ноам Чомский в конце прошлого года во время интервью сказал: «В результате политики Соединенных Штатов Америки (США) Болгария является несостоявшимся государством». Болгария, а также другие страны бывшего социалистического лагеря, которые стали членами ЕС, были подвергнуты экономическому геноциду со стороны Запада. Наблюдается снижение и регресс, а не прогресс, в области качества жизни и в показателях человеческого развития. Демократия в этих странах сочетается с подчинением США. США защищают демократию только тогда и единственно, когда она находится на службе их стратегических целей. Продукт евро-атлантической концепции, Европейский союз, также доказал свою неустойчивую структуру. Он, в конечном счете, привел к достижению большей власти и большей прибыли для транснациональных корпораций, которые, как известно, контролируются управлением США. Европейский союз изначально был создан как Европейский экономический союз (1957), а впоследствии также стал политико-экономическим союзом. Помимо, однако, остается культура. Не была создана общая культурная стратегия. Отдельно был основан Совет Европы (1949). Его цель - работать за европейскую интеграцию на основе культурного сотрудничества и на общих демократических принципах. Но отделение культурной интеграции от деятельности руководящих органов Европейского союза оказалось вредным, пагубным для его будущего. Именно отделение культуры от общих целей Европейского союза находится в центре его распада. Основная причина глубокого кризиса болгарского общества, государства и нации, так же, как и стран-членов ЕС, не является политической, экономической или социальной. Основной проблемой для распада ЕС, в первую очередь, является отсутствие культурного диалога, отсутствие общей стратегии, общих духовных и культурных ценностей. Европа, как Ближний Восток и Северная Африка, практически уничтоженные американо-исламистским радикальным вторжением, которое спровоцировалось многонациональными компаниями. Эти компании проводят целенаправленную политику на уничтожение традиционных культурных ценностей, навязывания бездуховности и формирования потребительских общественных отношений.
Вот почему для будущего Евразийского союза, для его устойчивого развития важно создать единую культурную стратегию, основанную на общепринятых духовных ценностях. В основе этой общей культурной концепции лежит Мегапроект «Великое сокрестие Континентов как Стратегическая модель космопланетарной интеграции планеты Земля». Этот проект позволяет формировать новую мировую систему, которая учитывает основные природные, материально-сырьевые, энергетические, территориальные и человеческие ресурсы планеты. Стратегический центр Великого сокрестия Континентов, как многофункциональный пространственно-географический перекресток осей-трасс, географически приходится на Евразийский субконтинент, а территориально на Евразию. Впервые в истории развития человечества становится практической реальностью материализация идеи перехода биосферы в ноосферу и начало закономерного и неизбежного процесса космопланетарной интеграции планеты в ХХI веке.
В условиях глобализации, в начале ХХI века, информационное общество приходит к новому типу социальных отношений – общей ответственности, общим правам человека, общим ценностям. Мы должны разделять наши права и обязанности. Формируется новый тип гуманное общество - партнерское общество, опирающееся на принципы духовного и материального единства всего сущего. Оно способно вывести человечество к ноосферной эпохе – это путь, который академик Владимир Иванович Вернадский возвестил как „переход Биосферы в Ноосферу“. Это путь планетарного гуманизма. И он должен быть построен на основе общего культурного и исторического наследия, на общих духовных и культурных ценностях. Начало общего социально-культурного формирования Евразийского сообщества можно искать в течение 6 – 5-го тыс. до н. э. Для этого есть не только археологические, но и антропологические, этногенетические, лингвистические, этногеографические и культурно-исторические свидетельства. Архетипы культуры лучше всего раскрываются, используя науку памятников истории и культуры – культурономию.

Культурономичный подход
Культурономия является трансдисциплинарной наукой, которая изучает общие законы и процессы, связанные с происхождением, распределением и обращением культурных, исторических и природных памятников в обществе, а также формирование и развитие их систем . Таким образом, изучение наследия является систематическим отражением в общественной морали поиска высших основ и ценностей, а это означает, что наследие становится основным фактором для устойчивого развития любого общества, государства и нации. Нарушение норм общественного договора, естественно, должно вызвать угрызения совести (по тенденции морализаторства в культурономии) или переживание виновности (в соответствии с психологическим понятием культурономии). Синергизм культурных, исторических и природных памятников заключается в их пространственно-временной социокоммуникативности. Культурономия опирается на разные социокультурные хронотопы (пространственно-временные координаты) и направлена на достижение гомеостаза (оптимальный динамический баланс или равновесие) в отношении астрономического времени и пространства, социального времени и пространства и индивидуального времени и пространства. Гомеостаз осуществляется с помощью культурономичного пространства и времени. В цивилизационном развитии следует рассматривать культурономическую модель. Существует один непрерывный культурономический (социокультурноисторический) процесс развития человеческой цивилизации, в котором на некоторых из его этапов появляются различные модификации или варианты культурных идиосинкразии или особенностей, в том числе и в отношении языка, письменности и документальной практики. Не существует той или иной цивилизации. Нет разных типов или видов цивилизаций. Нет смерти и рождения цивилизаций, как это наблюдается в природо-естественных процессах. Существует общий культурономичный процесс единого цивилизационного развития, которому присущи две основные характеристики: стабильность (устойчивость) и изменения. До конца 15-го тысячелетия до н. э. (новая эра) на территории Евразийского субконтинента существует единое человеческое население, единое этносоциальное сообщество. Тогда формируется первый этносоциальный союз, с началами ремесла, торговли и сельского хозяйства. При переселении членов этой этносоциальной общности начинают распространяться и первые культурные модели, социальные нормы поведения, идеи и знания о литературе, религиозно-культурные практики и др. Накопленный социально-значимый опыт сохраняется, защищается и передается через материальные и нематериальные носители информации. Таким образом, на заре цивилизации документирована социально-значимая информация. Развитие социокультурных систем не может обойтись без формирования и развития соответствующих методов документирования и форм фиксации и распространения ценной информации. Документальные системы не только идут в ногу с развитием цивилизации. Они являются внутренне неотъемлемым компонентом единого цивилизационного развития. Их социальное функционирование является фактором поддержания устойчивости и инновации (обновления) традиционных культурономических образцов и норм.

Евразийские взаимосвязи
Свидетельства о евразийском происхождении древних славено-болгар, знакомые изначально под названием «славены» («словены»), мы находим в различных документальных источниках.
Например, сочинение  XIII века, которое сравнительно мало изучено, с автором Кул Гали (в переводе на башкирский «Ҡол Ғәли», на татарский «Кол Гали», «Qol Ğəli», на узбекский «Кул Али», 1183 г. – 1236 г.) - поэтом, ведущим представителем средневековой литературы Волжской Булгарии. Все его знают и чтут как древнебашкирского и как древнетатарского поэта. Его самая известная работа «Кыйсса-и Йосыф» («Сказание Йосифа»), написанная в 1233 году. Это сочинение представляет собой художественную обработку легенд Ветхого Завета и Корана для Иосифа и его 12 братьев. Текст хорошо известен среди тюркских народов в Поволожье, на Урале, в Сибири и на Кавказе. Существует не так много информации о жизни Кул Гали. Родился в Волжской Булгарии. Некоторые ученые считают, что он из башкирского рода «айле». Первоначально учился в медресе, а затем в Хорезме. В течение многих лет он посетил культурные центры мусульманского Востока (Герат, Сирия, Иерусалим, Мекка), жил в древних болгарских городах Биляр и Болгар, Алабуг, Нур-Сувар и Кашаны. Имеет духовный сан «мулла». Считается, что он умер в 1236 году в городе Биляра во время монгольского нашествия. Существует еще одна версия: он пережил нападение и умер в 1241 году по естественным причинам.
В китайских хрониках упоминается великая битва между нашими предками и китайским народом. Произошла она 22 октября 2137 г. до н. э. Предки славено-болгары, как известно, создали самый древний календарь в мире. В настоящее время он признан учеными как самый точный календарь из всех известных на сегодняшний день. В течение нескольких лет, по специальному решению Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (ООН), работает специальная комиссия, чтобы предложить объединение календарей – григорианского и юлианского – на основе этого древнего календаря.
Древние предки болгаро-славены первоначально населяли районы, расположенные на территории, где теперь расположена настоящая Евразия, включая и Балканский полуостров. Сибирь в древности носила историко-географическое название «Тартария».
В последнее время некоторые ученые говорят в пользу библейского аргумента для Потопа, который геологические исследования датируют около 5 800 – 5 500 г. до н.э. Это означает, что библейский предок славено-болгар, Тагармовий сын Болгар, является пятым поколением Ноя или как дата его появления можно рассматривать время около 5 300 - 5 250 г. до н.э.
Согласно последним исследованиям около 10-го тысячелетия произошло аналогичное стихийное бедствие, подобный природный катаклизм. Затем он стал первым потопом, в котором Черное море из озера превращается в настоящее море и формируются проливы Босфор и Дарданеллы.
Согласно Кул Гали 35 000 лет назад древние предки болгаро-славены населяли Волгоуральский район, в том числе Северное Причерноморье. Они назвали этот район «Ара» или «Ура», а сами себя называли «Ура-арами» (уралцами или аритами/арийцами). Позже это «Урарту» (урартийский «Биайнили», асирийский «Мат Урарту», вавилонский «Уращу») стало известно под названиями «Арарат» или Царство «Ван». Это царство железного века с центром на озере «Ван» и на Армянском горном хребте. В качестве исторического и географического термина «Урарту» (или «Земля Бианили») относится к горной местности между Малой Азией, Кавказом и Месопотамией, ныне известной как армянская горная земля. Царство появилось в IX веке. В начале VI века до н.э. оно завоевано Мидией. В «Сказании Иосифа» Кул Гали писал, что во время ледникового периода предки древних славено-болгар – уралцы или ариты/арийцы – жили в пещерах Уральских гор. Они занимались охотой и боролись с «потомками злых духов» (возможно это были неандертальцы?). Одна из таких пещер, используемая для жилища, на стенах которой есть рисунки мамонтов, лошадей, носорогов, сохранилась и по сей день на территории Башкортостана. Пещера называется «Шулгенташ». Всю Волжско-Камскую систему они называли «РА» («Ранга», «Раха»). Славено-болгары сохранили это имя до XIII века, как понятие «Райл», которое означает Волжско-Камская земля или Волгокамец. Бросив Урал, уралцы или ариты/арийцы, сохранили почитание гор и пещер. Они также считали, что Бог священного света (древние славено-болгары называли его «Ерсу», «Едфу», «Та-на(к)г-ра», «Тара», «Танакх») появляется на вершинах гор.
Около пятнадцати тысяч лет до н.э. семь уралских, или (аритских) арийских племен, создают союз, который называется «Идель» («иде» - «семь», «ел» - «племена»). Первоначально арийцы-идели (арити-идели) занимались охотой на мамонтов, оленей («ямоли»), зубря («aтбuгa»), пещерного медведя. Около четырнадцати тысяч лет назад союзу семи племен удалось поставить под контроль всю территорию Ара-Ура и так создалось государство «Идель», первым правителем стал Шам («Сам»). Его род назывался «бол» и поэтому государство назвали «Болхар» или «Болк(г)ар». Согласно древним китайским летописям слово «болгары» означает «черные головы» или «люди, которые происходят от волков». Тем не менее, название «болгары» имеет значение «знающих», «способных», «умных мастеров». Тотемные убеждения, что славено-болгары происходят от волка, существуют в письменных сведениях и у других наших предков, таких как геты, этруски, карийцы, киммерийцы и другие. «Знающий» означает, что он «словный», «словесный». Поэтому наши предки известны ещё в древности  под названием «словены» («славены»), и язык наш известен как «словено-болгарский». В этом отношении надо сказать, что синоним «слово» есть «дума» - «до ума».
По данным китайских летописцев славено-болгарский царственный титул был «oян». Это слово отражает китайское произношение древне славено-болгарского названия «баян». В честь владетеля Сам (Шам) древние болгаро-славены стали называться «самниты». Их разновидности в Европе и Малой Азии – это пеласги/беласги, карийци, этруски, гети, хети и другие античные племена и сообщества. Самниты начали мигрировать в Европу, в Малую Азию, в Северную Африку и на Дальний Восток. Остатки этого народа сохранились в Италии. Это те же самые самниты, которые некоторые авторы считают италийцами. Самниты населяли территорию современных областей «Кампания», «Апулия», «Молизе», «Абруцци Верхний» и «Нижний Лука». Самниты говорили на так называемом «Оски» языке, который входит в группу индо-европейских языков. Они были разделены на четыре группы: «каудини», «ирпини», «пентри» и «каричини». Территория, занятая их конфедерацией, была организована по подобию древнего государства славено-болгар. Конфедерация самнитов постепенно расширялась. Когда границы достигли «Лацио» и района Неаполя, самниты столкнулись с римлянами. В результате этого столкновения начинают ожесточенную борьбу с ними (так называемые «Три самнитские войны»). Эти войны хорошо описаны в римской историографии. Войны длились в течение трех столетий.
Есть письменные источники о существовании на Памире государства, называемого «Балхара» («Балкаря») – 1 000 г. до н. э.
В период 1965-1998 г.г. с помощью спутниковых изображений российские ученые обнаружили останки древней архитектурной культуры на Южном Урале и в Западной Сибири, в Украине, Молдавии, Румынии и Болгарии. Спутниковые снимки из космоса, сделанные в период с 1985 года по 1988 год в регионе Азии, где на этой огромной территории находилось славено-болгарское государство, установили наличие архитектурных текстур из 16 городов, 21 крепости и многих других поселений. Среди них есть таинственный город «Аркаим» или «Аркоим», который был на самом деле священным городом словено-болгар. В этом городе были обнаружены многочисленные храмы для изучения священной доктрины бога Ра, называемого «Та-Нак-Ра», также знаком как «Тангра», «Танакх» или «Вехтий Завет». Спутниковые изображения, которые сделали США, также подтверждают этот факт. Эта информация, однако, строго засекречена.
О близком к современности создании славено-болгарского государства (14 тыс. до н. э.) сообщают всемирно известные историки: француз Луи Керден, русский культуролог академик Дмитрий Лихачев, венгерский исследователь Золтан Куни и ряд других ученых.
О создании древнего славено-болгарского государства упоминается и в «Легенде о Заратустра», (VII/VI в. до н. э.), а также и в «Хронике сотворения мира по сей день», написанной патриархом Никифором I в 810 году.
Утверждение, что самое раннее славено-болгарское государство было создано 14 тыс. до н. э., может быть оспорено некоторыми историками. Но никто не отрицает тот факт, что в 2137 г. до н. э. славено-болгарское государство действительно существовало на территории Центральной Азии, потому что битва между словено-болгарами и китайцами действительно произошла. Этот факт был известен еще в 1680 году, когда летописец Бахши Иман написал сборник Джагфар тарихъ» («История Джагфар»). Более того, до этого в хронике «Хон китабъ» («Книга гуны»), которую написал Кул Гали, как уже отмечалось, этот факт находит свое подтверждение.
Существуют и национальные источники раннего евразийского происхождения славено-болгар.
Одним из первых источников для ранней истории славено-болгар был «Именник болгарских правителей (канов)». Текст этого интересного документа обнаружил русский ученый, историк и юрист Александр Николаевич Попов в 1866 году среди листов большого манускрипта, который носит название «Летописец эллинистический и римский». Сохраняется в трех экземплярах, созданных в 15-16 веках. «Именник» содержит имена и сведения о происхождении некоторых ранних древнеболгарских правителей. Он также устанавливает сроки и время, когда они пришли к власти и продолжительность их царствования. Он является первой в Европе династической летописью. Первый правитель назван Авитохолом (царствовал в середине второго века), из рода Дуло. Этот род происходит от имени правителя первого европейского государства. Его зовут Долонк, владетель племени гетов.
В своей «Истории славеноболгарской» (1762 г.) (Оригинальное название: Историѧ славѣноболгарскаѧ ѡ народе и ѿ цареи и ѡ стыхъ болгарскихъ и ѡ въсехъ деѧнїа ї битиа болгарскаѧ) патриарх болгарской исторической мысли Паисий Хилендарский сообщает также о евразийском происхождении древних болгар.
Иеромонах Спиридон Габровский в своей хронике «История во кратце о болгарском народе славенском» (1792 г.) пишет, что первый болгарский царь («Рекс»), который поселился по обе стороны Дуная в 986 г. до н. э., назывался Иллирик.
«Летопись и Родословие» болгарского священника отца Йовчо из города Трявна (1786 – 1855 г.) упоминает, что первый болгарский князь на этих землях правил ещё в 1184 г. до н. э. «Летопись и Родословие» является переписью древней болгарской хроники Велико Тырново из церковных архивов (книги из царской библиотеки и патриархальной библиотеки Евтимий – последний болгарский патриарх после завоевания Болгарии Османской империей в 14 веке). Некоторые из этих книг экспортируются в Румынию, Молдову (монастырь «Нямц») и Россию.
Долг нынешних и будущих исследователей евразийской истории и культуры обнаружить больше доказательств о евразийских культурно-исторических истоках и взаимосвязи Болгарии с Евразийским субконтинентом.
Спасибо за внимание!