Версия для печати

"НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРНОГО БОГАТСТВА НАРОДОВ", Полякова Ирина Ивановна, член президиума Международной ассоциации «Мир через Культуру»

Культура народов Евразии чрезвычайно богата и разнообразна, что обусловлено большим числом народностей, проживающих на территории континента. Каждый народ имеет своё культурное наследие, отражающее историю его становления, религиозные традиции, нормы взаимоотношений, правила воспитания. Но есть то общее, что присуще каждой культуре, составляет её стержень, так как имеет своей целью воспитание следующих поколений. Это народная педагогика, представляющая собой составную и неотъемлемую часть духовной культуры любого народа. По словам великого педагога К. Д. Ушинского, воспитание существует в народе столько же веков, сколько существует сам народ. Первые педагогические поучения появились под прямым воздействием народной жизни. Так, анализ наследия Ибн Сины (Авиценны), Бируни, Навои и других просветителей востока показывает, что их идеи о воспитании тесно перекликаются с мыслями, выраженными в памятниках н”ародной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях, причём, и других культур. «Речей необдуманных бойся, о брат! Пред тем, как отрезать, примерь семикрат». Эта цитата из поэтического трактата «Гулистан» Саади по смыслу почти точно повторяет известную русскую пословицу «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

На западе прогрессивные педагогические идеи прошлых веков перекликались по форме и содержанию с идеями народной мудрости, поэтому оказывали большое влияние на формирование педагогической культуры народов Европы, сохраняя свою актуальность и до наших дней. Я.А. Коменский на основе обобщения опыта домашнего воспитания в трудовых семьях выдвинул и разработал идею «материнской школы», цель которой – все семьи поднять до уровня лучших семей. При обосновании принципа природосообразности великий педагог также учитывал народный опыт. Некоторые дидактические правила даны им в форме народных афоризмов, а в ряде случаев народные афоризмы составляют какой-то элемент дидактических положений.

Русская классическая педагогика также всегда имела своими корнями народную культуру. В сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках, в семейном и общинном укладе, быте, традициях собран весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на формирование личности. Народную педагогику К.Д.Ушинский считал одним из важнейших факторов, под влиянием которых складывалась русская педагогическая школа.

Если сравнить взгляды различных народов на воспитание, то можно найти в них общую основу как исходное начало любой педагогической идеи и цели воспитания. Это нравственный идеал.

В основе практик воспитания лежат понятия о человеке, каким он должен быть по меркам того или другого народа в известный период его развития. Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведение этого идеала в отдельных личностях.

Народный идеал нельзя искать только в прошлом, он включает в себя настоящее и устремление народа в будущее. Он всегда выражает степень самосознания народа, его совесть, взгляды на добро и зло, пороки и добродетели.

В народном воспитании прослеживается логическая стройность и системность. Педагогические понятия народов всегда четко определены. Это питание, вскармливание, уход, пестование, наставление и др. Традиционные представления о ребенке как субъекте воспитания реализовались в народной педагогике в особом внимании и заботливом отношении к детям, в попытках разумно регулировать взаимоотношения детей и взрослых, старших и младших. Достаточно полно представлены факторы воспитания: природа, слово (мысль), труд, быт, обычай, традиция, искусство, религия, общение, игра, пример. Важнейшая роль отводилась приобщению ребенка к языковой культуре. Словесному воздействию придавался особый, иногда магический смысл (поверье, благословение, заклинание, зарок, клятва, запрет, брань, угроза, проклятие и др.). В традиционной педагогике всех народов последовательно проводится идея полного воспитательного цикла - человек рождается внуком, умирает дедом. Конкретные цели воспитания воплощаются в образе идеального человека («добрый молодец», «умница-красавица» у русских, «настоящий джигит» у горцев, «честно живущий человек» у чукчей) и в виде добродетелей («три добра – доброе слово, доброе намерение, доброе дело» у таджиков, «семь добродетелей» – согласие, ум, трудолюбие, покладистость, бережливость, честность, верность у чувашей). В этих идеалах просматривается традиционное народное понимание педагогических целей: развитие ума, воспитание честности, порядочности, благородства, человечности, трудолюбия и др. Идеалы совершенной личности у разных народов очень близки друг другу. Они включают ум, красоту, нравственные достоинства, физическую силу, выносливость. В то же время в народной педагогике учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Так называемая материнская педагогика, содержащая многообразные средства воспитания детей младшего возраста, предусматривает сочетание словесного и эмоционального воздействия (потешки, пестушки, считалки, скороговорки, прибаутки) с физическими упражнениями. В народных традициях имеют место и своеобразные формы организации жизни и самодеятельности детей и молодежи: трудовые объединения, вечерки, праздники с многочисленными состязаниями, театрализованными представлениями, маскарадом.

Таким образом, народная педагогика это совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, в народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми, заключающая в себе многовековую бытовую культуру воспитания. Педагогический опыт народов, их требования к нормам нравственности, цели и средства особо ярко выражены в устном народном творчестве. Они наиболее распространены, доступны для каждого, служат средством воздействия на сознание, чувства детей и формируют у них положительные моральные качества.

Рассмотрим педагогическое значение малых жанров фольклора на примере пословиц о труде, бытующих у разных народов:

Какие труды, такие и плоды. (русская пословица)

Без мук труда не будет и радости. (казахская)

Нельзя получить удовольствие, не устав от работы. (китайская)

Источники благополучия - трудолюбие и спокойствие. (индийская)

Птицу узнают в полёте, а человека в работе. (армянская)

Пословицы разных стран очень похожи друг на друга, потому что во все времена и у всех народов всегда осуждались такие человеческие пороки, как трусость, жадность, лень, а такие качества, как находчивость, трудолюбие, доброта, напротив, приветствовались и уважались.

Ещё одна немаловажная черта народной педагогики – это коллективность ее творческих основ. Творческая индивидуальность в фольклоре не свободна в «самовыражении», коллективные и индивидуальные творческие акты здесь разделены временем и пространством, и люди, вложившие свое творчество в то или иное произведение, фактически не знают друг друга. Каждый творец чем-то дополнял или изменял услышанное, но традиционно передавалось лишь то, что интересно всем, запоминалось то, что творчески наиболее удачно и присуще среде, в которой оно бытовало.

В коллективном характере народного творчества непосредственно выражается подлинная народность. Именно поэтому все богатство фольклора, в том числе все народные афоризмы в воспитании, – это «коллективное творчество всего народа, а не личное мышление одного человека». На произведениях лежит печать многовековой духовной жизни народа, потому что их автор – народ.

Самой действенной чертой народной педагогики является связь с жизнью, с практикой обучения и воспитания молодого поколения. Народной педагогике не было и нет необходимости заботиться об укреплении связи с жизнью, ибо она сама жизнь; не было необходимости внедрять и распространять свои достижения среди масс, она сама педагогика масс, педагогика большинства, педагогика народа, созданная народом – для народа. Не случайно во многих семьях, куда раньше не доходили даже азы научной педагогики, народ воспитывал свое молодое поколение в духе трудолюбия, высокой нравственности и благородства.

Педагогическая культура народа тесно связана со всеми сферами народной жизни, она носит объединяющий характер. В этом ее сила. Известный советский философ Г.Н.Волков высказал интересную мысль: «Попробуй мысленно лишить современное общество всех орудий жизни и средств материальной культуры: всей техники, зданий, дорог, коммуникаций. Поставьте общество «один на один» с нетронутой природой. Что произойдет? Вернется эпоха первобытного варварства? Ничего подобного. Человечество претерпит большие лишения, его развитие затормозится, но лишь на несколько десятилетий, в течение их общество заново построит всю материальную культуру цивилизации, построит по последнему слову науки». А что же случится с человеком, если оно лишится духовной культуры, и соответственно перестанет заниматься педагогической деятельностью?» Ответ очевиден.

Для каждого человека имеет важное значение его близость к духовной культуре человечества. Чем дальше человек от этих духовных сокровищ, тем он стоит ниже как мыслящее и чувствующее существо. Чем прочнее духовные нити связывают человека со всем человечеством, тем выше он как член человеческого общества. Духовное богатство современного человечества включает все интеллектуальное, социальное, историческое и, безусловно, этническое многообразие.

Духовная культура есть аккумулированная и концентрированная энергия, накопленная всем многовековым развитием человеческой цивилизаций, усилиями всех народов. Связь между поколениями обеспечивается воспитанием. Поэтому народная педагогика является своего рода двигателем, приводящим в движение человеческий ум, использующий эту аккумулированную и концентрированную духовную энергию. Сохранение и развитие народной культуры немыслимо без соответствующего педагогического процесса.