Версия для печати

Создание мирных структур. От политики кризисов к политике мира

Йенс Штахура, вице-президент Pax Universalis, Австрия
 
Вопреки ожиданиям, по всему миру разрастаются кризисы и очаги конфликтов, нередко сопровождаемые экстремизмом, с которым в одиночку государства уже давно не справляются. Попытки взять ситуацию под контроль до сих пор не увенчались успехом. Возникает вопрос: почему? Потому что главная проблема остается незамеченной. Кризисы являются неотъемлемым признаком противоестественного и неблагоприятного развития, заканчивающегося по причине невежества крахом и хаосом. Человек способен переносить сложные условия жизни только до определенной границы. В случае, если улучшения не наступают, его сопротивление начинает проявляться в экстремальной форме. Нам еще предстоит справиться с ужасным наследием заблуждений и ошибок прошлого. Уже много утратив, мы еще не достигли того, что делает жизнь в обществе ценной. Однако это не освобождает нас от обязанности занимать определенную позицию относительно явных заблуждений и неудовлетворительного положения дел на пути к справедливости и всеобщему благополучию.

Несправедливость, насилие, дискриминация, притеснение, отсутствие перспективы и несвобода противоречат естественному праву человека. Первый раз за всю историю человечества перед нами возникли такие глобальные вызовы, с которыми не сталкивалось ни одно из предыдущих поколений. Мы стоим на пороге, имеющем судьбоносное значение для будущего всего Земного шара. Восхождение или падение – решать нам. Некоторые государства, медлившие с переоценкой своих ценностей, пришли в упадок и близки к полному краху. Коллапс самоубийственного капитализма западных стран может наступить в любую минуту, спровоцировав последствия глобального масштаба.

Сохранившие свою дееспособность государства и межгосударственные союзы имеют на данный момент возможность изменить привычный образ мышления и встать на естественный путь развития. Человеку необходимы надежда, уверенность, возможность проявить себя и расти дальше, ему нужен общественный и социальный мир, а также условия жизни, в основе которых лежат базовые этические принципы. Ничто другое не пройдет проверку временем. В связи с этим сегодня перед всеми странами мира стоит задача создать на внутреннем и внешнем уровне этичные структуры мирного существования.

Некоторые государства, союзы и военные образования постоянно возвращаются к устаревшим агрессивным рефлексам прошлого. Однако время такого архаичного образа мышления и поведения уже близится к своему концу. Тот, кто до сих пор пытается путем открытых войн, обострения ситуации и завуалированными методами завоевать другие государства или дестабилизировать народы для извлечения собственной выгоды, все чаще наталкивается на отторжение и непонимание мирового сообщества. Мир начинает отказываться от негативных и деструктивных структур прошлого, отражением чего являются многочисленные беспорядки в мире.  

Главные принципы политики, нацеленной на будущее, – это мирное сотрудничество и содружество с учетом интересов всех участников. Народы неудержимо двигаются в сторону создания мирных структур. Мир возникает как каузальное следствие целенаправленных действий и заложенных позитивных причин. Позиция истинного миротворца и активные шаги к миру автоматически открывают двери к культурному, политическому и экономическому сотрудничеству, жизненно необходимому для глобализированного мира.
 
Путь мирной логики

Активная поддержка внешнего и внутреннего мира является неоспоримым и неизбежным долгом для всех тех, на ком лежит ответственность принятия политических решений. Это может стать нормой, если неуклонно следовать пути мирной логики. Мир – это многоэтапный процесс, зависящий от отправной точки и общих условий. Каждый новый шаг требует мужества, особенно тогда, когда пришло время освободиться от устаревшего образа мышления. Однако верность высшим жизненным принципам под названием этика исключит заблуждения, и успех не заставит себя долго ждать.

Каким должен быть следующий шаг в контексте мирной логики и этики? Для создания мирных структур необходимо большое количество отдельных составляющих, подразделяющихся на локальный, региональный, государственный и надгосударственный уровни. К примеру, отдельные округа и города некоторых стран провозгласили себя общим решением городами мира. Это положит начало развитию национального и межнационального сотрудничества с дальнейшим объединением целых государств в зоны мира, аналогично 33 государствам Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАС). Также во многих странах открывается все больше Университетов мира с целью соответствовать требованиям настоящего и будущего, опираясь на прочный фундамент науки. Помимо этого, увеличивается количество различных мирных инициатив.
 
Формирование «Советов мира»

В общем и целом, значение темы мира растет с каждым днем. Нынешние кризисы в Северной Африке, на Ближнем Востоке, вплоть до Украины, показывают, что происходит, когда знаки времени не распознаются. Тему мира необходимо как можно скорей вынести и закрепить на высоком политическом уровне. Формирование СОВЕТОВ МИРА, которые можно назвать и ЭТИЧЕСКИМИ СОВЕТАМИ, помогут это осуществить.

Будущие Советы мира должны получить не только право участвовать в заседаниях существующих парламентов, но и право принимать решения. Следовательно, все значимые политические решения, влияющие на будущее народов, стран или межгосударственных союзов, должны быть проверены на предмет соответствия принципам мира и этики и, в случае положительного результата, получить одобрение Совета мира на их реализацию.

Советы мира отдельных государств предназначены выполнять роль центра динамично развивающихся внутри - и внешнегосударственных мирных структур. За созданием Советов мира в отдельных государствах может последовать шаг на внешнеполитическую арену в виде формирования высших Советов мира для межгосударственных союзов, таких как ЕС, БРИКС, ШОС и т.д.

Надгосударственный уровень Советов мира имеет более высокое значение, поскольку решения, принятые внутри межгосударственного союза, приводят к далеко идущим последствиям для большего количества людей. В случае БРИКС или ШОС речь идет о миллиардах людей! По достижении этого уже внушительного уровня появится поистине грандиозная цель – учреждение МЕЖДУНАРОДНОГО СОВЕТА МИРА. Таким образом, первый раз в истории человечества удалось бы заложить фундаментальные основы для достижения глобального мира.
 
Роль Казахстана

Несмотря на то, что предстоит проделать немалую работу, а также проявить смелость и терпение, начинать нужно с малого. Казахстан, расположенный в центре Азии и являющийся частью евразийского межгосударственного союза глобального значения, обладает бесспорным потенциалом для роли международного и межкультурного посредника и первопроходца. Основание Ассамблеи народов Казахстана было важным шагом в этом направлении. Учитывая, что многие государственные лидеры не знают, что делать с просыпающимся народным сознанием, конструктивный подход Казахстана к решению этого вопроса следует оценить по-новому. В то время как традиционные национально-государственные методы практически не соответствуют духу народного пробуждения, решение по объединению представителей различных народов в совещательный орган было действительно конструктивным.

Чтобы закрепить достигнутые успехи и двигаться в сторону мирной державы, вызывающей доверие и признание внутри страны и за ее пределами, необходим следующий виток развития, например, формирование Казахстанского Совета мира, который в дополнение к Парламенту выполнял бы функции механизма, уравновешивающего политически-общественную сферу. Задача на внутреннем уровне – это достижение общественного мира в культурной, политической, экономической и социальной плоскости, а продвижение живых мирных структур на внешней арене, прежде всего внутри евразийских межгосударственных союзов, определит будущее в решающей степени.

Создать внутри межгосударственных союзов, например, таких как БРИКС и ШОС, совместный Совет мира или Этический совет, через который в будущем должны проходить все политические решения, диктует историческая необходимость. Казахстан имеет реальные шансы стать первопроходцем и тем самым утвердить за собой роль культурного лидера!

Также постоянно расширяющимся содружествам внутри вышеупомянутых организаций в ближайшем будущем предстоит принять решение относительно создания нейтральных и независимых административных центров. Такие центры власти как Пекин, Москва и Нью - Дели не совсем подходят для этой цели, так как их всегда будут ассоциировать с национальными интересами этих держав.

Благодаря своему благоприятному геостратегическому положению в Центральной Азии и неотягощенной истории, Казахстан может добиться успеха как мирная держава, пользующаяся доверием и признанием, вытекающими из нейтралитета, межкультурной открытости и живых мирных структур. Астана в силу проделанной работы в прошлом и своего межкультурного характера имеет лучшие предпосылки и все шансы, чтобы стать глобальным межкультурным центром, на просторах которого встретятся традиция и будущее.

Дальновидные политические решения послужат толчком для перспективного развития Казахстана и откроют перед ним широкий спектр положительных возможностей. Находясь в евразийском поле напряжения, для Казахстана и Астаны вырисовывается историческое,  действительно глобальное и общезначимое назначение и, в частности, роль будущей СТОЛИЦЫ ВСЕОБЩЕГО МИРА. Именно Второй Форум Духовной Культуры способен при помощи практикуемой мирной политики возвести серьезный фундамент для будущего.
США, ЕС, Китай, Россия, Индия и другие державы, которые стремятся к лидирующим позициям или в силу своих мощностей уже их достигли, приглашаются к активному участию в проекте по достижению мира на локальном, а впоследствии и на ГЛОБАЛЬНОМ УРОВНЕ.

Будущее можно перевести как ВСЕОБЩИЙ МИР, ибо без него у нас нет будущего.