Версия для печати

Московские чтения по Гуманной педагогике

В канун  праздника  Крещения Господня в столичной школе №200  состоялись  Московские  Чтения по гуманной педагогике по теме «Учитель».

Лейтмотивом встречи стали слова  В.Г.Ниорадзе: «Наша профессия самая сложная, ибо связана с душой ребенка. Наша профессия самая ответственная, ибо связана с воспитанием достойных граждан страны. Наша профессия самая благородная по своей сути, ибо настоящий учитель всю свою жизнь ищет и впитывает в себя все те лучшие человеческие качества, которые он стремится воспитывать в каждом своем ученике».  
Организаторы – Общероссийская общественная организация «Центр гуманной педагогики», его московское региональное отделение,  посвятили встречу памяти Д.Д. Зуева. Профессор, член-корреспондент РАО, «Рыцарь Гуманной педагогики», Дмитрий Дмитриевич много лет руководил издательством «Просвещение».  А в последние годы являлся главным редактором Издательского дома Шалвы Амонашвили, где было подготовлено и издано 55 томов «Антологии Гуманной Педагогики».
Открыл чтения О.Н.Смолин - депутат Госдумы РФ, первый заместитель председателя Комитета по образованию, член-корреспондент РАН, председатель Общероссийского общественного движения «Образование — для всех». Он поздравил присутствующих с началом Московских чтений и посвятил своё выступление проблемам образования в России, идеологии образовательной политики и роли в ней учителя. Он подверг резкой критике попытку перевести отечественное образование в сферу услуг и в частности сказал: «Там, где начинается обслуживание, там заканчивается педагогика». Олег Николаевич призвал всех работников образования сохранять, прежде всего, честь и достоинство и объединить усилия таких общественных структур, как Международный центр Гуманной педагогики, МОД «Родительская забота», ООД «Образование для всех».
С напутственным словом, обращённым к участникам чтений, выступил доктор психологических наук, профессор, академик РАО,  руководитель Международного Центра Гуманной Педагогики, лауреат премии Правительства РФ, "Рыцарь Гуманной Педагогики", "Рыцарь  детства" Ш.А.Амонашвили. Он напомнил восточную мудрость «Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но каждый человек тебе учитель». Ребёнок также является учителем, надо только уважать его, научить проявлять свои достоинства, поддерживать в нём стремление становиться всё лучше и лучше. Сегодня миру нужны не таланты, а доброта, человечность, чуткость, гуманность, - подчеркнул Шалва Александрович.
Манифест Гуманной педагогики утверждает, что каждый учитель  есть творец своего субъективного образовательного поля, в которое вовлекает детей или отдельного ребёнка. Сила и качество влияния этого поля зависит от  культуры личности: характера, нравов, чувств, мыслей, знаний, устремлений, мировоззрения. Образовательное поле учителя – это отражение его сущности. Отсюда – самая фундаментальная проблема гуманной педагогики – самосовершенствование.
Об этом говорили участники Московских чтений на  практических площадках-лабораториях: «Учитель – носитель Света, творящая сила нового сознания и новой жизни общества», «Педагогические неслучайности в случайных проявлениях ребёнка», «Воспитательно-образовательная концепция «Детский сад "Басти Бубу", а также на мастер-классах «Учитель с открытым сердцем: боль и радость», «Учитель – созидатель образовательного пространства», «Учитель – носитель Культуры», «Уроки духовной жизни».
 
Круглый стол «Культура семьи – основа культура общества» собрал не только педагогов, обеспокоенных родителей, но и молодёжь – будущих учителей и воспитателей. Благодаря подвижнической деятельности руководителя МОД «Родительская забота» К.Ш. Мансуровой  в последние годы к постижению основ гуманной педагогики активно подключились студенты педагогических колледжей и ВУЗов. Это позволяет  объединять семьи и образовательные учреждения в вопросах подготовки молодежи к осознанному родительству, воспитывать новые педагогические кадры, ориентированные на приоритет нравственности, культуры и гуманности.
Именно к ним, будущим  профессиональным воспитателям, были обращены слова выступающих, заслуженных  мастеров, мэтров педагогики. Для молодых – книги и открытые уроки, опыт старшего поколения. Для них, строителей будущей России, О.Н.Смолин процитировал стихотворение Ю.М.Ключникова:
Поучать не хочу,
жизнь сама вас научит:
обломает рога,
шоры с глаз уберёт.
Есть у каждой эпохи и солнце, и тучи,
есть у каждой души свой крутой поворот
или вверх, или вниз,
остальное - детали...
Вон Георгий опять поднимает копьё.
Мы Россию в боях никому не отдали,
вы на ваших торгах не продайте её.

И глядя в заинтересованные глаза молодых слушателей, в их светлые и добрые лица, хочется верить, что несмотря ни на какие трудности, эти девочки и мальчики научатся гуманности, человечности и понесут  эти вечные истины дальше. Если, конечно,  мы, старшие, возложим на них свои самые лучшие надежды.

И.Полякова, координатор по связям с региональными отделениями МА "Мир через Культуру" и ОД "Новая Страна", участник Московских педагогических чтений