Главный доклад «Евразийское лидерство в духовном обновлении современного мира»
С основным докладом на Международной конференции "Духовная Культура - общие ценности народов", состоявшейся в рамках Первого Съезда Ассамблеи народов Евразии, выступил Глава республики Дагестан, доктор философских наук, профессор, член Президиума Всемирного Форума Духовной Культуры Рамазан Гаджимурадович Абдулатипов.
Евразийское лидерство в духовном обновлении современного мира
Уважаемые дамы и господа!
Современный мир погружен в кризисы и трансформации, но не прекращает поиск старых и новых моделей духовного развития и культурного сотрудничества народов и стран. В ХХI веке все в большей степени лицом к лицу встретились многие культуры, религии, соприкоснулись духовные традиции. Соответственно, казалось бы, мы должны лучше понимать друг друга, но этому продолжает мешать невежество, столкновение с которым на всех уровнях ухудшает взаимодействие людей и народов. В этих условиях необходимы новые усилия по поиску точек соприкосновения между культурами, религиями и цивилизациями, а это возможно только на основаниях духовных идеалов. Духовный, культурный опыт России исторически формируется, подпитываясь не только в своей национальной среде, но и в пространстве Евразии. И мы – представители стран и народов Евразии собрались в Москве, чтобы объединить потенциал своего духовного развития, духовного сотворчества, чтобы вместе противостоять бездуховности и невежеству.
Мы свидетели того, как идет поиск старых и новых форм восстановления традиций мира и сотрудничества. Форум «Один пояс – один путь», который прошел в Пекине в начале мая 2017 года, собрал представителей свыше ста стран мира. Выступая на этом масштабном форуме, Президент Российской Федерации В.В.Путин сказал, что Большая Евразия – не абстрактная геополитическая схема, а цивилизационный проект, устремленный в будущее. Евразия должна показать пример миру – создать единое пространство сотрудничества от Атлантики до Тихого океана. И обратился ко всему мировому сообществу, политикам с призывом к миру и сотрудничеству, отказаться от воинственной риторики, обвинений и упреков, которыми переполнены сегодня международные отношения. Это сказано в условиях, когда деструктивные силы в мире все более дестабилизируют обстановку на Ближнем Востоке и далее, устраивая революции, перевороты, войны и террористические акты. Пекинский форум, выступление на нем В.В.Путина – это благоприятный фон для нашей работы в столице Российской Федерации – в г. Москве. Прежде всего, мы выражаем свою обеспокоенность духовным кризисом, которому подвергся современный мир, но вместе с тем осознаем и социальный заказ современности – возродить духовные возможности и ресурсы культуры Евразии для обозначения ее лидерства в духовном обновлении мира.
В своем выступлении в Пекине В.В.Путин также упомянул и о «Книге перемен», в которой говорится о колодце, символизирующем источник жизненной энергии. И мы с вами объединились для поиска, очищения и возрождения этого источника, каковым, по нашему мнению, прежде всего является духовная культура Евразии, потенциал которой мы можем и должны использовать в борьбе против бездуховности и невежества, насаждаемых в глобальных масштабах. Базовая причина духовного кризиса современного человека и мира в целом – то, что на место «человека мыслящего» выдвигается «человек деятельный», иначе говоря, «работник» заменил «творца» (Анри Бергсон). В результате трансформаций технократического, постиндустриального общества люди в ХХI веке все больше впадают в душевную грубость, эгоизм, зависть, лицемерие, озлобленность, распущенность, безнравственность, в антикультуру, оставляя после себя много трагедий и разрушений. Возрастает бездуховность общества и превалирование в нем прагматизма, что ведет к радикализации и несёт человечеству угрозы экстремизма и терроризма, наркомании и преступности, особенно в молодежной среде. Обо всем этом мы рассказываем вместе с политиками и средствами массовой информации, оставляя вне поля зрения талантливую, культурную часть молодежи. Настало время глубокого анализа состояния социокультурной среды, в которой господствует пренебрежение общественными интересами, разрушение природной и культурной сущности человека, свергаются ценности коллективной солидарности людей, соответственно происходит тотальный распад их социальной и культурной жизни. На этом фоне катастрофически снижается эффективность демократической и интеллектуальной власти, которая демонстрирует неспособность на практике осуществлять волю народа, впадая в имитацию бурной деятельности. Кроме того, в современном обществе превалирует пренебрежение к рациональному познанию мира, на поверхность выходят иррационализм и интуитивизм, которые противоречат научному мышлению, и люди зачастую впадают в мистику как в способ бездуховного «озарения». В постиндустриальном, технократическом обществе «мышление в понятиях» должно быть дополнено «мышлением в образах»; вспомним, что многие великие физики, математики, химики исторически «украшали» себя философией, культурой, литературой. Нужен живительный источник духовности, любви и творчества, чтобы зарядить наши остывшие и огрубевшие души, а для этого требуется больше поэзии, музыки, требуется больше вдохновения.
Из-за вымывания духовных идеалов из повседневной жизни человека набирает силу тревожная и опасная тенденция, ибо на место культуры всегда приходит невежество. Доказательство этому – приход в ХХI век предрассудков и фанатизма средневековья, которые ведут людей к экстремизму и терроризму. Воздействию этих деструктивных явлений сегодня подвергается весь мир, в том числе и Евразия, прежде всего из-за снижения духовно-нравственных инвестиций в человека.
Важную роль в Евразии занимает Россия, которую исторически называли «духовной крепостью мира». Русский народ вместе со всеми народами России создал величайший духовный потенциал и культурные ценности, в том числе в художественных образах разных видов искусств и литературы. Оголтелому нацизму, фашизму, которые в свое время исходили из центра Европы, наши народы противопоставили патриотизм, духовность и неприятие невежества. Даже после всех тяжелых испытаний ХХ века, народы России, Евразии не растеряли своей самобытности и духовной энергетики. Развал Советского Союза привел к катастрофической деградации духовно-нравственных основ и смыслов российской, а значит, и евразийской культуры. Разрушилось некогда общее культурное пространство, которое стало переполняться невежеством и безнравственностью, сталкивающих людей друг с другом в озлобленности и ненависти. В результате на постсоветском пространстве в конфликтах и войнах погибли за эти годы сотни тысяч людей, которые еще вчера жили в мире и согласии. Нам необходимо бережно относиться к великому духовному наследию наших предков, чтобы преодолеть все эти кризисы и трагедии, чтобы мы, евразийцы, вновь обрели потребность обращаться к нашему духовному потенциалу мира и созидания. Как говорит Президент Российской Федерации В.В.Путин: «Духовное единство народа и объединяющие нас духовные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность, нравственная основа общественной жизни, залог исторических успехов и экономических достижений народа. И общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система духовно-нравственных идеалов и ориентиров, когда в стране хранят уважение к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории». Интерес к культуре, духовным ценностям вновь возрастает, в связи с этим для нас в России важно осознать, что русская, российская культура, духовность многонационального народа нашей страны постепенно может стать и становится национальной идеей России в ХХI веке. Было бы величайшей ошибкой допустить повторение трагедий ХХ века, занимаясь поиском национальной идеи в этнонациональных или в классовых смыслах.
По инициативе Президента В.В.Путина в 2014 году у нас разработаны и утверждены «Основы культурной политики Российской Федерации», ибо мы – власть и общество в России – ещё раз убедились в том, что без культуры, без духовности жизнь человека теряет смысл. Человек в этом случае не может объяснить мир, в котором он живет и творит, не способен совершенствовать себя и окружающее его социокультурное пространство.
В современном мире как никогда острые формы приобретает вечная борьба человека и за человека, между истиной и ложью, добром и злом, любовью и ненавистью, красотой и безобразием, свободой и рабством, достоинством и унижением. Главное – помочь человеку, молодому поколению людей, которые вступают в жизнь, сделать выбор в пользу культуры и оградить их от невежества.
Известно, что опыт социального бытия человека, народа переполнен не только достижениями, но и чудовищными, не поддающимися осмыслению и восприятию преступлениями людей, власти против человека и человечества, которые нередко совершались под прикрытием имени Бога, авторитета нации, культуры, уничтожая миллионы судеб талантливых и красивых людей, а порой и целых народов, культур. И давайте наберемся духа и скажем, что все эти трагедии происходили и происходят из-за того, что людям, каждому из нас не достает мужества и мудрости вовремя сказать, что человек, Бог, нация, класс существуют не для лжи, зла, ненависти, рабства и унижений, а ради созидания, добра и любви. Чего стоило человечеству, нашим предкам фашистское сумасшествие! Равнодушие людей, потворство многих европейских бизнесменов и политиков создали в своё время Гитлера, фашизм. Да, в конечном итоге человечеству удается одержать победу истины над ложью, добра над злом и продвигаться по пути прогресса, культуры и созидания, но наше равнодушие и невежество, наше беспамятство, бездуховность продолжают унижать и убивать людей каждый день. Говоря обо всем этом, мы должны осознать, что в современных условиях особо возрастает опасность воспроизводства лжи, зла, ненависти, невежества, бездуховности и безнравственности. Нам должно быть стыдно наблюдать за тем, как возрождается неофашизм. Невежество, бездуховность, разврат становятся явлениями глобальными благодаря Интернету, а также нашему попустительству. Мировая паутина позволяет формировать, в том числе через сетевое сообщество, мировую толпу огромной разрушительной силы. Нам не удалось превратить Интернет в источник духовности, культуры, творчества и созидания.
В нынешних условиях вопрос о перспективах человека, его духовности и культуры становится всё более актуальным. И надо заметить, что это все происходит на фоне убедительного действия закона (Питирим Сорокин), в соответствии с которым динамика культуры отстает от динамики социального развития человека и общества, ибо духовность, культура более консервативны по сравнению с техникой и технологиями. Следовательно, главным противоречием современной эпохи становится уже не борьба между нациями, религиями, классами и даже государствами и цивилизациями, как это часто преподносится (Фукуяма, Хантингтон), а борьба между культурой и невежеством. Сегодня перед нами стоит важнейшая задача – формирование духовной модели жизни современного человека и общества, культурного образа мира и духовной солидарности между людьми за счет утверждения приоритета духовных идеалов, поддержки их влияния в деятельности людей, власти и общества. И в помощь нам – величайшие творения человеческого ума и таланта, Священное Писание, заповеди великих наставников и пророков, книги, изобретения, картины, музыка, культура, философия. Этот духовный потенциал, ресурсы культуры накоплены всеми народами мира, России, Евразии.
Уважаемые дамы и господа! В двух словах хочу вам сказать о моём Дагестане, который является уникальной целостной общностью десятков языков, культур, народов, которые тысячелетиями живут рядом, в сотрудничестве и в сотворчестве. Несколько веков тому назад древний Дербент, который в прошлом году отметил свое двухтысячелетие, был назван Кавказским Иерусалимом. Единство многообразия – базовая формула нашей духовной, культурной жизни, что создает фундамент общедагестанской, общероссийской культурной и гражданской идентичности россиян – представителей более 180 этнокультурных общностей вокруг общих ценностей, общей истории, общей духовности, которые относят себя к единой российской нации.
Когда мы говорим о евразийском духовном лидерстве, мы исходим из учета всего этого потенциала и отмечаем, что социально-экономические и научно-технические процессы в Евразии, в России более гармонично адаптированы к традиционной культуре, в которой отражены определенная динамика и взаимозависимость социального и духовного развития, корреляция прошлого и будущего. В Евразии еще на достаточно чувствительном уровне находятся духовные идеалы и их культурно-нравственный опыт, они не подавлены современным технократизмом, индивидуализмом и прагматизмом. Здесь культура, духовная жизнь еще не полностью коммерциализировались, а информационные системы не до конца поражены бациллами потребительства. Таким образом, Евразия имеет шанс проявить в XXI веке лидерские духовные качества, сохраняя и воспроизводя, прежде всего, духовно-нравственные ресурсы традиционной культуры.
Задача власти и общества на всех уровнях – вернуть людям духовные идеалы и смыслы традиционной культуры, способность творить свое перспективное бытие, совершенствуя свой дух, интеллект, талант и творчество. При этом подчеркивание роли традиционной культуры не означает пренебрежения к творческим инновационным подходам, культуре модерна, если они соблюдают гармонию истины и добра.
Уважаемые соратники! Евразия – это сообщество духовно ориентированных людей, объединённых в своем стремлении дать ответы на духовно-нравственные вызовы времени. Несколько лет тому назад нас призвал объединяться Президент Казахстана Н.А.Назарбаев при активной поддержке И.Д.Кобзона, Т.Мухамеджанова, В.Августата, Ю.Агешина, О.Сулейменова, С.Говорухина, И.Дарневой, Сухейля Фараха, Марко Вуковича и многих других духовных просветителей нашего времени. Важным событием в нашей деятельности стало принятие декларации Всемирного Форума Духовной Культуры «К новому миру и созиданию через духовную культуру». Сегодня эстафету духовного форума принимает Россия, привлекая в наши ряды всё новых и новых соратников.
Ядром духовного обновления мира сегодня могут выступать Россия, Индия, Китай, Казахстан, Иран, Турция и другие страны, которые по своему духовному потенциалу и опыту культуры вместе с другими народами способны взять на себя миссию духовного спасения современной цивилизации, стать духовным источником, двигателем разумной и жизнеспособной модели развития человечества. Закон возрастания потребностей в Евразии всегда имел не только материальный, но и духовной смысл. Власть и общество призваны переходить от мускулов к душе, к интеллекту и совести. Великий Достоевский сказал в своё время, что красота спасет мир, но красоту коммерсанты выставили на продажу, и потому мы приходим к выводу, что мир спасет духовность, совесть человеческая.
В 80-е годы прошлого века, обучаясь в Ленинградском университете, я спросил у великого философа и культуролога Дмитрия Сергеевича Лихачева, в чем смысл русской культуры. Дмитрий Сергеевич задумался и ответил, что этот вопрос – предмет целых исследований, лекций, но если сказать тремя словами, то, примерно, так: «Лишь бы свеча горела». И когда увидел, что я не очень понял, разъяснил: культура любая, в том числе русская, должна нести людям свет и тепло, просвещать, освещать им жизненную дорогу. При всех энергетических мощностях современного мира все более ощущается дефицит этой энергии света и тепла.
Духовность для евразийцев – это связь с культурой и Богом, веками формирующая огромный духовный потенциал как способность разумного человека упорядочить свое мироустройство, исцелить себя и других от невежества и пороков, наладить стабильные, созидательные, комфортные отношения между людьми и народами. Обеспечение преемственности этих традиций – миссия Ассамблеи народов Евразии, на основе опыта, который уже накопили в самые трудные годы Ассамблея народа Казахстана, Ассамблея народов России, Ассамблея народов Кыргызстана и другие подобные организации.
Ассамблея народов Евразии призвана играть интегративную, организационную и просветительскую роль, активизируя духовные инициативы и культурные проекты в евразийском пространстве. В этих целях нужно активно взаимодействовать с творческими и религиозными организациями, налаживать решение вопросов теологического и светского образования, просвещения, духовного возрождения и воспитания молодежи, профилактики радикализма в молодежной среде, укрепляя межкультурный и межконфессиональный мир и солидарность.
Главная задача власти и общества – это инвестирование духовно-нравственных ценностей в развитие человека и общества, и главной задачей нашего объединения является обеспечение победы культуры над невежеством, духовного совершенствования человека и общества.
Духовная культура – это многоуровневый, общенациональный, межгосударственный и перспективный проект с глубокими историческими корнями, способный мобилизовать действия органов власти и гражданских институтов всех уровней, ресурсы культуры, СМИ, литературы, радио, телевидения, кино, театров, живописи, эстрады на утверждение истинной духовной сущности и созидательных перспектив человека и общества. При этом, исходя из понимания, что ни одна культура, ни одна вера не могут претендовать на абсолютную истину. Нет, и не может быть элитарной, богоизбранной части человечества. Считать так – большое заблуждение.
В заключение считаю необходимым коротко обозначить наиболее острые вопросы – вызовы, на которые нам всем придется искать адекватные ответы. Во-первых, каково состояние и перспективы духовных ресурсов, которые своим историческим творчеством накопили наши народы; во-вторых, насколько благополучно и эффективно налажен механизм преемственности и воспроизводства духовного, культурного потенциала в наших странах; в-третьих, каково содержание, смыслы духовных идеалов и практики культуры в современных условиях; в-четвертых, как отражаются на культурных процессах, духовном мире человека изменения в политике, экономике, в управлении обществом и насколько они одухотворяются и окультуриваются; в-пятых, какую культурную политику провозглашает, реализует государство, общество; в-шестых, каково состояние культурной среды на местах и какие социокультурные технологии используются для обеспечения инновационного, модернизационного развития культуры наших стран. И, наконец, седьмое, – к какому культурному кодексу социально-культурного бытия мы, евразийцы, стремимся в перспективе. Думаю, к модели неконфронтационного, мирного, духовного, созидательного развития и взаимодействия, повышая во всех сферах жизни значимость духовных ценностей и культуры.
Дорогие друзья! Мы доказываем, что духовная культура, культура и нравственность – это составные части, атрибутивное измерение, имманентное качество всех сфер жизнедеятельности человека, любого сообщества людей. Духовность для евразийцев – это одновременно связь с культурой и с Богом, как способность разумно упорядочить свой мир и мир вокруг себя.
Подводя итог, еще раз позволю себе привести слова духовного подвижника и просветителя России Дмитрия Сергеевича Лихачева, который отмечал: «Исторический путь России свидетельствует о громадных запасах не только материальных, но и духовных ценностей. Россия – не абстрактное явление. Развивая ее культуру, надо знать, что она представляла собой в прошлом и чем является сегодня. Как это ни сложно, Россию необходимо изучать. Чтобы владеть путями нашей культуры надо прежде всего изучить особенности истории и культуры России». Сказано мудро! И этой мудростью, в которой мы сегодня нуждаемся, обладают все народы Евразии. Хорошо, что мы собрались в Москве вместе в это сложное время, чтобы почувствовать нашу духовную общность и передать своим детям и внукам великие традиции духовного единения народов Евразии в соответствии с идеалами истины, добра, красоты и любви! И хочу всем нам пожелать успехов и удачи на пути духовного совершенствования и духовного просветительства.
Российской делегацией подготовлен проект Духовной хартии народов Евразии. Мы предлагаем его обсудить и вынести на рассмотрение учредительного съезда Ассамблеи народов Евразии.
Спасибо всем за понимание и терпение.