"ОСНОВЫ СОДРУЖЕСТВА НАРОДОВ", Штахура Йенс, международный советник Международной ассоциации «Мир через Культуру. Европа» (Австрия)
В эти непростые времена перемен и самоопределения народов Евразии и всей Земли учреждение Ассамблеи народов Евразии даёт новый луч надежды и является наряду с уже существующими инициативами, такими как ЕАЭС, новый Шелковый путь «Один пояс – один путь», ШОС, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии и Европейский Союз, следующей ступенью интеграции и сотрудничества народов Евразии. Впервые за все тысячелетия войн и раскола мы стоим у порога мирного сближения населения нашего родного континента. Ни одному из предшествующих поколений так и не удалось преодолеть существующие противоречия между народами, государствами и культурами Евразии. До сих пор определенные движущие силы противоборствуют мирному объединению. Тем острее становится необходимость консолидации людей и инициатив, стремящихся к миру и дружбе народов. Успех Ассамблеи народов Евразии принципиально зависит от того, какие ценности будут заложены в основу этой замечательной инициативы.
Возникает вопрос: какие предпосылки позволят сформировать мирное евразийское содружество с сохранением индивидуальности отдельных народностей и этнических групп? Здесь потребуются новые пути развития, ибо как показывает история, всё, что создавалось посредством насилия и принуждения, не имеет прочности и распадается! Только путём мира и добровольности возможно достигнуть вершины успеха. Но необходимое содружество народов должно опираться на те идеалы и правила, которые найдут отзвук в сердцах людей, что повлечет за собой добровольное присоединение. Учитывая исторический опыт последних тысячелетий, существует лишь одно решение, обещающее успех, а точнее, выявление таких ценностей и принципов, которые охватят все народы и культуры и будут приняты людьми как идеалы и цели, заслуживающие того, чтобы их реализовывать.
Что же препятствует идее осуществления содружества? Прежде всего это такие немаловажные факторы, как страх потерять культурную самобытность, собственную индивидуальность, столкнуться с обезличиванием и уравниловкой. Для приемлемости идеи большого народного единства фундаментальную роль играют сохранение и защита культурного многообразия народов внутри этого содружества. Кроме того, необходимо строго следить за тем, чтобы ни одно государство, ни один народ, ни одна религия или какие-либо другие образования не возвеличивались, не доминировали и не подавляли других.
Преодолеть эти опасения поможет четкое понимание того, что благодаря платформе Ассамблеи народов Евразии влияние некоторых этнических групп возрастет, поскольку будет легче донести индивидуальные потребности и получить соответствующую поддержку. Даже небольшие группы и отдельно взятый человек получают возможность внести вклад в развитие этой инициативы.
Учреждение Ассамблеи народов Евразии даёт нам уникальный шанс сформировать наше общее будущее посредством диалога и сотрудничества. В данном случае доминантой становится воля народов, и кроме того, есть возможность взять ответственность за свою судьбу в собственные руки, проявив активность в процессе становления Евразии.
Главная цель данного доклада – определить основы, позволяющие сформировать стабильное содружество народов, а также выявить общественные принципы, в результате которых многонациональным государствам прошлого удалось прийти к конструктивному сосуществованию, найти общий знаменатель и сплотиться в мирное сообщество. Тысячелетний опыт человечества показывает, что когда в основу народного содружества были заложены этические принципы и правила, достигался долгосрочный мир, благополучие и счастье. Ниже приведено несколько исторических примеров достижения объединения людей.
Конфуций
Начать хотелось бы с одного из древнейших народов Евразии и великой империи – Китая. Его культурный и экономический расцвет 2500-летней давности состоялся главным образом благодаря последовательной реализации этического Учения великого ученого и мудреца Кун Фу-цзы (Конфуций), черпавшего свою мудрость из учения Даосизм. Годы его жизни пришлись на времена, схожие с нашими: огромная Империя распалась на противоборствующие стороны, истощавшие своими непрестанными междоусобицами потенциал и силы населения.
Решающий перелом обеспечило учение Конфуция, получившее статус государственной идеологии. Сформулированные им этические принципы подняли нравственный уровень не только отдельно взятого человека, но и всего народа. В центр своего учения Конфуций поставил образ благородного человека, который чтит закон и стремится к добру. И поскольку человека он считает прежде всего существом общественным, то и требования к государственным чиновникам и правителям он предъявляет самые высокие. Стержнем правления он считает личный пример правителя. Законы и штрафы создают лишь внешнее давление и сами по себе не ведут к долговременному успеху. Поэтому Конфуций выступал за жесткий и последовательный отбор претендентов на руководящие должности с учетом их способностей (сознания) и соответствия их характера этическим принципам. Таким образом, идеальное государство или народная общность, к которой он стремился, покоится не на главенстве свода законов, а на морально-этических основах. Его учение о государстве является вместе с тем и учением о нравственности. Конструктивное применение этого учения стало спасением для страны. Сформулированные им постулаты оказывают влияние на культуру Китая до сих пор.
Основные принципы концепции Конфуция.
Принцип общего блага: общее благо выше блага индивидуального.
Принцип справедливости: на добро отвечать добром, на зло справедливостью.
Принцип личного примера: правители формируют государственное устройство своим положительным примером.
Принцип пригодности: распределение руководящих позиций в соответствии со способностями и характером.
Принцип ответственности: личная ответственность за свои поступки.
Принцип доверия: доверие между народом и руководством базируется на выполнении обязанностей по отношению к обществу обеими сторонами. При злоупотреблениях право занимать руководящую должность теряется.
Царь Ашока
Ещё одна яркая веха богатой истории нашего общего континента - это период расцвета Индии во времена правления царя Ашоки, жившего 2300 лет назад. Поначалу великий Ашока вел нескончаемые завоевательные походы, стремясь расширить свои владения. Но однажды, после ожесточенного сражения, в котором полегло большое количество воинов, он вдруг осознал, сколько бед и горя он приносит людям. Это обусловило кардинальное переосмысление. Он погрузился в изучение буддизма и изменил свою жизненную позицию, посвятив свою дальнейшую жизнь построению социальной и мирной империи. Он перестал вести войны и призвал своих генералов и подчиненных отказаться от применения насилия. Отвергая все формы насилия, он старался наладить дружеские отношения с соседними народами. Ашока разработал высокие социальные и этические стандарты и, обладая властью правителя, неуклонно внедрял их в общество. Во время его правления администрация была подчинена государственному контролю, закончился налоговый произвол, поддерживалось справедливое распределение земель, создавались школы и больницы. Основанные на буддизме политические принципы Ашоки распространялись по всему государству посредством надписей на каменных колоннах, возводившихся повсюду. Ашока признан великим Правителем античного периода Индии. До сегодняшнего дня его мирная и справедливая политика считается выдающейся и вызывает глубокое уважение.
Этические принципы Ашоки.
Принцип ненасилия: отказ от агрессии, насилия и войны.
Принцип мирного существования: дружеские отношения между народами.
Принцип социального государства: создание социальной справедливости, прожиточного минимума и медицинского обслуживания.
Принцип образования: общее, религиозное и этическое обучение населения.
Император Акбар
Следующим примером успешной реализации основополагающих этических принципов в многонациональном обществе является великий мусульманский могол – Акбар, правящий в 16 столетии. Он стремился быть для всех народов и всех представителей религий – мусульман, индуистов, персов, турков и афганцев – не только властителем, но и покровителем. Акбар соединил в себе и правителя, и мыслителя, и философа; он изучал все ведущие религии того времени и сформулировал на их основе этические принципы и правила, которые и сегодня не потеряли своей актуальности. Ему удалось достигнуть идеала справедливого государства, ставшего главной направляющей для реальной политики. Он упразднил внутри своего государства религиозные преследования и войны, устранил несправедливые обычаи и законы, запретил обращать в рабство для несения военной службы. Вместо этого появились приюты, лечебницы и караван-сараи, в которых путники и малоимущие получали кров и еду бесплатно. Таможенные процедуры были упрощены, исчезло большое количество угнетающих налогов. Вся налоговая и финансовая система была столь прогрессивно реформирована, что и сейчас может служить образцом. Акбар твердо отстаивал идею религиозной свободы и толерантности. Он был великим покровителем наук и искусств. Выражая ему своё высокое почтение, народ обменивался приветствием: «Аллаху Акбар!» Акбар пользовался глубоким уважением у всех верующих своего царства. Период его правления представляет собой исторический идеал великого, сплоченного государства.
Основные этические принципы Акбара.
Принцип равноправия: равноправие религий и народов.
Принцип свободы: свобода выбора религии и вероисповедания, запрет на обращение в рабство (для отправки на военную службу).
Принцип справедливого государства: отмена произвола и несправедливых законов.
Принцип социально справедливой экономики: реформирование налоговой и финансовой системы.
Преподобный Сергий Радонежский
В завершение хотелось бы вспомнить великого русского святого – Преподобного Сергия Радонежского. Его аскетизм и добродетель, образцовое претворение в жизнь христианских идеалов, его любовь к ближнему и понимание общины являют поистине удивительный пример. Образ жизни Сергия, его внутренняя чистота и мудрость оставляли неизгладимый след не только в сердцах простого народа, но и в душах великих князей, искавших его советов и благословления. Ослабленная от внутренних раздоров и княжеского соперничества Русь изнемогала от монгольского вторжения и последовавшего за ним господства, вошедшего в историю Руси как «самое тёмное время». Святой игумен понял причину народного страдания и направил всё своё стремление на объединение князей, необходимое для победы над врагом. Преподобный выступал за сильное, единое государство, и с этой целью он ходил от князя к князю, примиряя их, но и они приезжали к нему в обитель. К его словам прислушивались, поскольку считали независимым, а чистота его побуждений подтверждалась его поступками. Именно благодаря Сергию князья осознали, что справиться с могущественным противником им удастся только лишь общими усилиями. Его смиренное миротворчество и привело к объединению князей.
После того, как в 1380 году Сергий Радонежский поддержал великого князя Дмитрия Донского и дал своё благословение, наступил перелом. Ему удалось сплотить силы русских князей и одержать судьбоносную победу над монгольским господством. Этот исторический момент знаменует начало объединения русского народа и подъем Руси.
Этические принципы святого Сергия Радонежского.
Принцип единства: общие усилия сосредотачивают силы, облегчают отстаивание общих интересов и повышают шансы на успешное достижение целей.
Принцип личного примера: добро и этичный образ действий побуждает к подражанию и, тем самым, улучшает общественную ситуацию.
Принцип общины: непрерывное развитие общества возможно лишь тогда, когда целью является общее благо.
Принцип мирного и равноправного сотрудничества: равноправные и уважительные отношение внутри общества.
Статус-кво
Взгляд в недавнее прошлое показывает, что экономические, финансовые и политические интересы не дают гарантии на долгосрочное существование межгосударственных союзов или народных содружеств. Доказательством этому служат сегодняшние признаки распада Европейского Союза, внутри которого не была организована общая культурная и этическая платформа. Вместо этого были внедрены финансовые и экономические структуры, не учитывавшие ни мнения, ни желания народов. Нынешнюю конструкцию Европейского Союза можно сравнить с домом без прочного фундамента, что, в конечном счете, приведет к его разрушению!
Из этого следует, что большое политическое, экономическое, социальное, финансовое и общественное единство жизнеспособно лишь в том случае, если строится на стабильной и устойчивой основе, ориентированной на известные уже не одно тысячелетие этические принципы.
Резюме
Перечисленные исторические примеры подтверждают эффективность этических принципов, последовательное осуществление которых обеспечит мир, благополучие и счастье. В ходе формирования Ассамблеи народов Евразии необходимо отталкиваться от культурных и религиозных ценностей всех участвующих. Названные этические принципы могут стать ориентиром в разработке основ Ассамблеи народов Евразии. И здесь потребуется тесное сотрудничество ориенталистов, историков и социологов. Кроме того, не следует забывать и о влиянии религий. Инициация независимого сравнительного религиоведения поможет ещё раз подчеркнуть общность главных ценностей всех религий и учений мудрости.
Также можно обратиться к уставу ООН, который, к сожалению, так никогда и не соблюдался. Ассамблея народов Евразии имеет уникальный исторический шанс стать для народов и наций всей Земли примером единства, которое учитывая такие этические принципы как справедливость, равноправие, ненасилие, уважение национального суверенитета, международное право и принципы ООН, открывает новую эру интеграции и сотрудничества между народами и государствами.
Желаю всем нам удачи в совместном поиске и возведению надёжного фундамента, необходимого для успешного примирения народов, сотрудничества и широкого евразийского партнерства!