Версия для печати

"ЧЕРЕЗ ДУХОВНУЮ КУЛЬТУРУ К ОБЩИМ ЦЕННОСТЯМ НАРОДОВ", Фанкхаузер Эрих – вице-президент Международной ассоциации «Мир через Культуру. Европа» (Швейцария)

Прежде чем приступить к теме моего доклада, я хотел бы вкратце сказать, что уже более 20 лет занимаюсь изучением духовно-культурного наследия таких великих мыслителей, как Будда, Конфуций, Иисус Христос, Платон, Леобранд и многих других, – особенно в контексте процесса становления сознания человека. Поэтому в моих выступлениях, в первую очередь, я буду подчеркивать духовно-культурную ценность оставленного ими наследия, главным образом, их философский, религиозный и научный метод изучения человеческой жизни, в особенности, науку этику и вместе с ней ту сферу сознания, которая ведет человечество к миру и красоте жизни, наполненной радостью и счастьем. Пусть труды этих величайших мастеров станут примером для подражания для всего человечества. Пусть их творчество станет предметом изучения для науки с целью его практического применения во благо человечества.

Понятие Культуры согласно Законам Космоса

К сожалению, сама идея культуры на сегодняшний день воспринимается по-разному. Часто современный человек путает это понятие с поверхностным понятием цивилизации, моды и пустой роскоши, потому что он потерял доступ к более возвышенному и утонченному внутреннему миру ощущений и ценностей. Ему не хватает облагораживания своего сознания и осознания синтеза, который является синонимом уровня культуры.
Культура есть что-то конкретное, живое, жизненно активное, формирующееся из мышления и действий людей, общества и народов. Духовно-культурно образованные люди понимают основы жизни и творчества. «Культура» – как говорит само слово культ – означает почитание творческого огня Жизни, божественного Света над человечеством, который мы называем Богом. Без Духовной Культуры невозможен международный диалог, без нее нет взаимопонимания, которое так важно для содружества и общих ценностей народов.
Сущность культуры есть природа человека, мост к духовному свету, к упорядоченным, или космическим, уровням. Искусство красивой, счастливой и радостной жизни заключается в умении жить в соответствии с законами природы, в гармонии с тем невидимым космическим, в широком смысле универсальным порядком, к которому тянутся все живые существа и к которому всем нам необходимо возвыситься! Поскольку свет является символом познания   и одновременно антиподом тьмы, мы должны осознать великую ответственность, которую нам необходимо проявлять по отношению к этому уровню.
 
Культура есть синтез, а именно, связь тезиса c антитезисом
Человек физиологически не может прожить без света, так как свет дает необходимое жизненное тепло и энергию, образует божественный, или духовный Свет, который называется Психической Энергией – предпосылкой к сознательной жизни в духе и, следовательно, к совершенствованию. Божественный свет является основой всех мировых религий. Без этого света жизнь даже в материальном мире просто перестала бы существовать.
Культурные события, происходящие во всем мире, отражают этическое состояние индивидуума, ибо проявленное отзеркаливает внутренний мир человека – его поступки, его чувства и, прежде всего, его мышление. К сожалению, современные события на Земле все более принимают уродливые формы.
Известный российский художник, педагог, философ и ученый Николай Константинович Рерих (1874-1947) описывает путь к культуре, точнее к культивированному человеку, следующим образом: „Невежественный человек сначала должен стать цивилизованным, потом образованным, став образованным, он делается интеллигентным, затем следует утонченность и сознание синтеза, которое завершается принятием понятия Культуры”.

Воспитание духовных ценностей в человеке трудом и активной деятельностью
Для достижения в нашей жизни мира, гармонии, счастья и радости человеку необходим высший духовно-культурный фундамент. Для этого необходимо незамедлительно и сознательно раскрыть, сгармонизировать и облагородить индивидуальные качества своего характера. Следовательно, можно сказать, что спасение мира лежит исключительно на высшем уровне культуры, живущей в индивидуумах и народах, и только осознанно переживая культурные принципы, можно овладеть объединяющей людей способностью решения вопросов будней и всей жизни на уровне индивидуума, семьи, общества и всех народов.
Для воспитания индивидуального духа важным фактором является труд. Как только мы осознаем значение и духовное притяжение через сердечность каждого исполняемого труда, мы можем ускорить свой духовный рост и расширить сознание. Только так развивается утончение мышления, чувств и деятельности человека.
Кроме этого востребованы интеллигентность и знания, наблюдательность, внимание, распознавание, духовный рост, сопровождающая на этом пути культурно-духовная наука и высокообразованные учителя, отвечающие этим требованиям и способные передавать свои знания.
Западное человечество сегодня сталкивается с односторонним интеллектуальным восприятием действительности и пренебрегает сознанием сердца. Вместо того, чтобы опираться на всепроникающий дух и высший разум, оно выстраивает в своем миропонимании абстрактные гипотетические спекуляции и предъявляет претензии на свое превосходство.
Следовательно, пути к спасению и сохранению мира мы можем найти исключительно на высочайшем уровне культуры, которая проявляется как в отдельной личности, так и в народах. Только благодаря культурным принципам, глубоко осмысленным и примененным в жизни, развивается удивительная, объединяющая все человечество, способность находить решения как для жизненно важных вопросов, так и для вопросов повседневного характера на уровне отдельной личности, семьи, общества и целых народов.

Наука этика, или каузальность
В понятие Культура входят и науки, и в первую очередь фундаментальная, ведущая к свету, активно применяемая в жизни Этика, базирующаяся на каузальности, то есть на основном природном законе причинно-следственной связи! Под Этикой понимается учение о нравственных и религиозных ценностях, на которые должны направляться воля и устремления человека, что означает, прежде всего, принятие ответственности за собственное мышление, чувства и действия. Так как разделы этики охватывают все вопросы жизнеустройства, этика является и религией, и философией жизненной практики на фундаменте уже упомянутых и всюду действующих законов природы.
При этом важно учесть, что правила этики должны быть не только поняты, но и активно использованы на всех уровнях жизни. Чистые знания ничего не стоят, пока они не будут поняты и осознанно применены. Каузальные правила имеют космическое происхождение в отличие от человеческих законов жизни, придуманных людьми из моральных и даже интеллектуальных интересов.

Путь к обновлению через активное распространение знаний и воспитание сердца
Прежде чем я закончу свое выступление, я бы хотел еще раз подчеркнуть, что во всех научных учреждениях, и прежде всего в школах, необходимо безотлагательное обновление, потому что дальнейшее развитие в будущем невозможно будет на базе устаревших духовных и научных институтов. В то время, как с одной стороны бесполезные институты и черты характера должны устраняться, с другой стороны необходимо глубже проникать во все новые проявления, особенно в духовно-культурной жизни. Только широкое распространение знаний может обновить этот мир.
Особое внимание обращается на то, что духовно-культурная этика, как социальная наука, имеет высшую ценность и значение для формирования сознания. Необходимо прежде всего изучить качества Сердца! Прошлое однозначно демонстрирует нам, что один, даже высокоразвитый, мозг не в состоянии привнести что-либо в процесс становления мира на Земле, если не учитывать принципы сердца, ведь очевидно, что высокоразвитые интеллектуалы зачастую задействованы в институтах деструктивного направления.
Только на уровне Духовной Культуры народы планеты смогут мирно объединиться и сформулировать общие ценности, чтобы в сотрудничестве и взаимообмене солидарно решать свои проблемы исключительно на фундаменте высших духовно-культурных знаний - необходимой основы и предпосылки реализации возможного для человечества будущего в новом и лучшем мире, в гармонии и согласии.