Ирина Полякова: Среди актуальных проблем современного этического воспитания вопрос воспитания культуры мира отражает заботу о самом главном – о мире во всём мире.
Актуальные вопросы этического воспитания: культура мира
Ирина Полякова(Россия)
Член президиума Международной ассоциации «Мир через Культуру», координатор Общественного движения "Новая Страна",учитель, методист
Среди актуальных проблем современного этического воспитания вопрос воспитания культуры мира стоит не на последнем месте и отражает заботу о самом главном – о мире во всём мире.
Современное общество живет в условиях особо повышенной тревожности, поскольку постоянно переживает экономические, политические, социальные столкновения, в основе которых лежат межчеловеческие отношения. На пороге третьего тысячелетия человечество столкнулось с обострением ксенофобии, межнациональными и религиозными конфликтами, международным терроризмом, усилением напряженности в человеческих отношениях. Осознание опасности, вызванной усиливающейся поляризацией различных социумов, послужило отправной точкой для объединения усилий всех миротворческих движений планеты, педагогов в особенности.
Особую значимость приобретают вопросы формирования этики поведения детей и подростков школьного возраста, поскольку именно в это время закладываются основы этического поведения, нравственные привычки и навыки общения. На решение этой задачи должна быть направлена деятельность всех социальных институтов и в первую очередь школы. Именно в школьном сообществе у ребенка могут и должны формироваться гуманистические ценности и реальная готовность к нравственному поведению.
В условиях интегрированного мира ведущим вопросом в педагогическом аспекте укрепления мира становится осуществление миротворческого образования. Это связано как с необходимостью мирного сосуществования различных социумов, так и с четким приоритетом, обозначившимся в международных программных документах. Приоритет же отдается нравственно воспитанной, миролюбивой личности, способной сотрудничать с людьми различных национальностей и рас.
В настоящее время знание считается важным стратегическим ресурсом развития любого общества. Особенно актуальным это является для российского общества, которое стоит перед проблемой формирования идеологических установок в стране и соответственно перед выявлением основных мировоззренческих установок и нравственных позиций. Образование человека становится важным элементом его внутренней жизни, всесторонности его личности и свободы. Стремление к развитию духовных способностей, к более полной духовной жизни, к пониманию мира и приобщению к нему — вот движущая сила нашего времени.
Происходящий сейчас пересмотр характера, содержания, форм и методов воспитания в отечественной педагогике направлен на то, чтобы в центре внимания современной школы было развитие личности ребенка, опирающееся на общечеловеческие ценности.
Представляется, что в идейной основе образования должен быть сделан акцент на развитие миротворческого сознания. Профессионализм, развитый интеллект, несомненно, важны для общества, но они не обеспечивают ему истинной безопасности и, следовательно, благоприятной возможности для его дальнейшего прогресса. XX век был богат на события, первопричиной которых послужила деятельность разума, не контролируемого общечеловеческими этическими законами. И сегодня, в начале третьего тысячелетия, со всей остротой стоит вопрос о поисках путей совершенствования человеческого сознания. В сфере образования и педагогики это должно означать развитие в детях миротворческого и экологического мышления и поведения.
В научной педагогической литературе чаще всего употребляется термин «воспитание в духе мира». Он обозначает направление в педагогической теории и практике, имеющее целью социальную, духовную и нравственную подготовку к сознательному и активному участию в решении важнейшей проблемы современности - установления мира, взаимопонимания и доверия между народами, соблюдения прав народов и человека. Для обозначения этого направления используются также термины "педагогика мира", "миротворческое воспитание", "международное, глобальное воспитание". Но видится важность именно словосочетания «культура мира», т.к. оно отражает связь воспитательных задач с многовековым нравственным опытом человечества, с его Духовной Культурой.
Воспитание культуры мира – это воспитание человека, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, знающего культуру своего народа, понимающего и уважающего иные культуры, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, верований.
Рассмотрение воспитания культуры мира как составной части этического образования позволяет выделить несколько основных его функций:
• Гуманитарную;
• Социальную;
• Культурологическую.
Гуманитарная функция реализуется посредством создания благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждого учащегося, формирования гармоничной личности, обращенной к духовным ценностям родной и иной культур.
Социальная функция призвана обеспечивать включение учащихся в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, культуры, их адаптацию, в случае необходимости, в инокультурную среду.
Культурологическая функция направлена на создание благоприятных условий для развития учащихся через активное освоение и присвоение им ценностей своей и иной культур.
Формирование культуры мира через урочную и внеурочную деятельность представляется как целостная система, которая состоит из следующих звеньев:
• Расширение у учащихся представлений о мире как абсолютной ценности;
• Формирование у воспитанников убеждений о ценностно-смысловом равенстве людей как членов единого человеческого общества;
• Воспитание в духе ненасилия, направленного на установление гуманистического типа отношений между людьми;
• Обучение воспитанников сотрудничеству и диалогу на уровне взаимодействия отдельных людей, представителей различных национальных групп, различных культур, стран;
• Воспитание у детей, подростков чувства уверенности в себе и социальной терпимости;
• Преодоление у подрастающего поколения дискриминационного поведения;
• Включение учащихся в миротворческую деятельность, направленную на милосердие.
Практическая методика воспитания культуры мира строится на повседневном приучении детей к общению, умению разрешать любые конфликты на основе диалога, преодоления стереотипов и предрассудков, на развитии критического мышления и способности самостоятельно анализировать факты действительности. Учащимся создают условия для развития активной практической деятельности в рамках обществ, организаций и инициатив. Всё это возможно в условиях систематического, целенаправленного педагогического процесса, встроенного непосредственно в процесс школьного образования.
В российской школе с 2013 года введён новый предмет «Основы мировых религиозных культур и светской этики», в рамках которого возможно полноценное формирование этической культуры, в том числе, и воспитание культуры мира.
Представляю вашему вниманию один из самых удачных, на мой взгляд, учебников «Основы светской этики», выпускаемый отечественным базовым издательством «Просвещение». Автор учебника А.И.Шемшурина, доктор, профессор, лауреат премии Президента РФ в области образования. Много лет Алла Ивановна возглавляла лабораторию воспитания нравственно-этической культуры, затем лабораторию аксиологических основ воспитания в Институте семьи и воспитания Российской Академии образования.
Она является научным руководителем межрегионального объединения педагогов по этическому воспитанию школьников, руководителем ежегодных межрегиональных семинаров, объединяющих педагогов и школы нескольких регионов нашей страны. Шемшурина А.И. – создатель и главный редактор журнала «Этическое воспитание», на страницах которого освещаются основные методические приёмы этического воспитания школьников и опыт практикующих педагогов.
Методика А.И.Шемшуриной позволяет быстро и эффективно вести этическое воспитание в школе, в самые короткие сроки добиваться реальных результатов, укрепляя этическое сознание не только учеников, но и педагогов. Её принципы:
• соблюдение этических норм - жизненная необходимость всех участников образовательного процесса;
• цель занятий - пробуждение в детях желания стать культурными;
• жизненность всего процесса обучения этики;
• главная форма общения с учеником – этический диалог.
Система воспитания этической культуры школьников по методике А.И.Шемшуриной охватывает внутренние потребности и педагога, и ребёнка. Она направлена на раскрытие противоречий между изменившимися ценностями; даёт достаточно ресурсов детям и взрослым для преодоления затруднений и конфликтов в системе социальных и межличностных отношений, имеющих немаловажное значение для развития всей системы общечеловеческой культуры, и для воспитания культуры мира в частности. Психолого-педагогическое моделирование каждого этического занятия и всей логики этического воспитания строится во взаимосвязи и взаимодействии трёх ведущих принципов их построения и организации: знания – чувства – поведение. Нравственные знания осознаются ребёнком через их переживание и эмоциональный отклик и усваиваются через их опробование в собственном опыте, через упражнения. Переживание детьми конструируемых педагогом ситуаций, коллизий, игровых приёмов, психологических экспериментов, их нравственное осмысление соотносится каждым со своим «я», что и вызывает необходимую рефлексию.
Практическая значимость данной технологии этического воспитания состоит в том, что выдвигаемые в ней педагогические механизмы формирования миротворческих умений и нравственных установок у школьников универсальны и реализуют не только т.н. миротворческое воспитание, а формируют личность нравственную, а поэтому и дружелюбную, толерантную, культурную. В этом случае отпадает необходимость в т.н. «борьбе за мир». В том виде, в каком она существует на земле, она никогда не приносила ожидаемых результатов, ибо насильственный мир есть иллюзия бытия, обращающая не к миру, а скорее к его искусственному сдерживанию или сохранению.
Этическое воспитание, проводимое глубоко и основательно, систематично и деятельно, позволяет сформировать нравственное сознание, выработать этическое мышление, в котором создание условий для включения ребёнка, ученика в процесс осознания и переживания нравственных ценностей как важнейшей потребности личности, будет формировать субъективно значимые, устойчивые жизненные ориентиры. Эти вехи будут ориентировать личность на восприятие каждого человека как носителя «внутреннего нравственного закона» и позволят сохранять и поддерживать мир во всём мире как естественный процесс.