Шалва Амонашвили: Школа есть очаг духовности и нравственности, мастерская человечности,дарительница Света и мощи знаний
Духовность Школы
Автор: Шалва Александрович Амонашвили, академик РАН
Мои размышления о Школе и Учителе, о гуманной педагогике и духовности в образовании поощрены мыслями президента РФ Владимира Владимировича Путина, высказанными им в ежегодном послании Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года. «Мне больно сегодня об этом говорить,- подчеркнул он,- но сказать я об этом обязан. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились».
Мы все, все исключительно, в долгу перед Родной Школой.
Школа воспитывала каждого из нас. Она очеловечивала и одухотворяла нашу природу, наполняла каждого из нас светом и знаниями, облагораживала наши сердца, сеяла в нас доброе и духовное.
Может быть, не всегда и не всё у неё получалось, и потому в ком-то остались осадки и горькие воспоминания о школьном авторитаризме, о школьных порядках. Кто-то мучается из-за пустых и некачественных знаний, полученных в Школе. Кому-то не достался полный набор жизненных наставлений. В ком-то остались не раскрытыми устремления и природные дары.
И скажем откровенно: всем нам недостаёт от Школы полноты бытия.
Но разве это вина только Школы?
Может быть, мы тоже грешили перед ней, не внимая её голосу и наставлениям? Школа хотела сделать каждого из нас личностью, но разве многие из нас поддавались её устремлениям? Отдадим должное и тому насилию, которому подвергалась Школа со стороны властей, навязывавших чуждые ей задачи.
Всё уже позади.
Мы – люди сознательные. Если кто сможет, пусть исправит упущенное. Но если сделать это уже невозможно, проявим великодушие и не будем таить в себе злобу в отношении Школы. Лучше сказать нашим детям доброе слово о Родной Школе, чтобы они доверились ей и полюбили её. Детская любовь и доверие есть лучшее условие совершенствования Школы.
Друзья Школы! Дорогие учителя! Уважаемые родители! Нынешние и бывшие ученики! Школа есть очаг духовности и нравственности, мастерская человечности, законодательница качества жизни, дарительница Света и мощи знаний, хранительница культуры и языка, сеятель духовного и доброго.
Чем созидается мир? Конечно, мыслью, трудом и творчеством людей. Но Школа тому первооснова. Чем славится общество? Разумеется, своей культурой и своими духовными ценностями. Но их зарождает и хранит Школа. Чем сильно государство? Естественно, своими гражданами, их единением и устремлённостью. Но Школа тому тоже первооснова. Это есть Истина Школы.
Школа – живое духовное существо со своим предназначением. Она ведёт общество, но не является слугой общества. Она укрепляет государство, но не есть оружие в руках государства. Она служит человеку, но не обслуживает его.
Какая же сила направляет Школу?
Её направляет сила собственного Духа.
Дух Школы имеет свои вечные основания и изменять их не будет. Иначе не будет самой Школы. Этими основаниями являются общечеловеческие ценности, которые определяют норму и качество жизни: Вера, Праведность, Любовь, Гуманизм, Справедливость, Культура, Совесть. То, что возникает в человеке путём образования на основе этих ценностей, можно назвать духовностью и духовной жизнью.
Но общечеловеческие ценности не существуют как абстракт, они проявляются как национальный дух, национальное самосознание, национальная культура. Всё национальное есть источник общечеловеческого. Школа есть ревнивый хранитель национального духа. Миссия Школы устанавливает закон: Школа каждого народа должна взращивать в своих питомцах национальный дух этого народа. Российская Школа обязана взращивать русскую духовность, украинская Школа должна взращивать украинскую духовность, казахская школа должна взращивать казахскую духовность, грузинская - грузинскую, латышская – латышскую, армянская – армянскую, азербайджанская – азербайджанскую, литовская- литовскую, индийская- индийскую, китайская – китайскую, японская – японскую и т.д. Нарушение этого закона вызывает вырождение нации, народа, крах государства.
«Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение,- говорит Президент. - Закон может защищать нравственность, и должен это делать, но нельзя законом установить нравственность. Попытки государства вторгаться в сферу убеждений и взглядов людей – это, безусловно, проявление тоталитаризма... Мы должны действовать не путём запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества».
Национальный дух не есть национализм, тем более не есть шовинизм и фашизм. Национальный дух народа есть общечеловеческое достояние и украшение земной жизни так же, как разные цветы украшают поле. «Каждому народу суждено играть в истории свою особую роль, и если он забыл эту роль, должен удалиться со сцены: он более не нужен. Народ без народности – тело без души, которому остаётся только подвергнуться закону разложения и уничтожения в других телах, сохранивших свою самобытность. Особенность идеи есть принцип жизни…» Потому «общей системы народного воспитания для всех народов не существует не только на практике, но и в теории». Это мысли Константина Дмитриевича Ушинского.
Что умеет и чего не умеет Родная Школа?
Школа умеет любить и воспитывать любовь. Но она не умеет ненавидеть и воспитывать ненависть. Школа умеет быть преданной и воспитывать преданность. Но она не умеет предавать и воспитывать предательство. Школа умеет созидать и вдохновлять на созидание. Но не умеет разрушать и напутствовать на разрушение. Школа умеет защищать ребёнка и выправлять его судьбу. Но она не умеет ущемлять ребёнка и искажать его судьбу. Школа умеет творить добро и воспитывать доброту. Но она не умеет быть злой и воспитывать зло. Школа есть Царство Мысли и воспитывает свободомыслие.
Но она не есть тюремщик мысли и не умеет воспитывать раба.
Школа живёт духовностью и Верой. Она гибнет без духа и Веры.
Школа – Светлый Ангел и несёт только Свет.
Всё, что не от неё, то от лукавого.
Это есть Истина Школы.
Русское слово «школа» восходит к латинскому «скале» - «лестница», - сообщил об этом академикам РАО Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Речь идёт, сказал он, о лестнице духовного восхождения человека. Эта лестница, сказал он ещё, классически описана преподобным Иоанном Лествичником в его знаменитой книге «Лествица». В ней раскрыты 30 ступеней восхождения, и последняя, вершинная, названа «Любовью».
Человек прежде всего есть духовное существо, но каждый из нас должен признать себя таковым. Только в этом случае становится возможным расширение сознания. Если мы смотрим на мир через духовное зрение, то больше и глубже постигаем его материальную суть и стремимся к её одухотворению. Если же смотрим на мир только через материалистический взгляд, то начинаем искать в нём больше личную выгоду, чем общее благо.
Поднимаясь по ступенькам скале, каждый растущий человек раскрывает свои духовные и природные дары, познаёт себя, обогащается опытом и знаниями, облагораживается духовно и нравственно. Школа выявляет и утончает неповторимость каждого, направляет на поиск смысла жизни, предназначения, зарождает в каждом чувство служения великому и всеобщему. Каждая ступенька Школы развивает и укрепляет волю, терпение, смелость, дисциплину духа, окрыляет мысль и творчество.
Рядом с каким словом среди сотен тысяч других можно поставить слово «Школа»?
Есть только одно единственное священное слово – Храм.
Храм и Школа.
Они достойно возглавляют не только легионы светлых, честных, одухотворённых слов, но и духовно-нравственное и интеллектуальное восхождение народов.
Храм и Школа стоят у истоков и на страже Веры и Культуры. Они дают духовно-нравственные ориентиры наукам, искусствам, творчеству. Они стражи Света и враги тьмы.
Речь идёт не о дворцах, не о замках, на каких возвышенностях они бы ни стояли. Речь идёт о Храме и о Школе. Замки и дворцы – творения человеческих рук. Храм и Школа – творения духовные. Сам владелец замка не есть замок, и сам владелец дворца не есть дворец. А Храм есть сам Человек, каждый Человек есть Храм. «Братья мои, - говорят нам, - неужели не знаете, что вы и есть Храм Христа».
И Школа есть сам Учитель, каждый Учитель есть Школа, ибо он есть носитель духовного Скале для ученика. Где Учитель – там и Школа.
Замки и дворцы не есть творцы настоящей жизни, и не закладывают они основ будущей жизни народов. Храм и Школа есть творцы настоящего, они же строят основы будущего. Пока у народа есть Храм и есть Школа, у него есть путь. Пока народ почитает Храм и Школу, его не покинет судьба. Если народ заботится о Храме и о Школе, к нему придёт могущество. Но если кто разрушит Храм, сам бог разрушит его.
Если кто погубит Школу, гнев народа погубит его.
Но «всякая школа, позабывшая изречение Спасителя: «Не о хлебе едином жив будеши», и приготовляющая человека только к материальной жизни, как бы утончённа эта жизнь ни была и сколько бы ни требовалось для неё познаний, не выполняет своего начертания; она не приготовляет человека к жизни, но на первых же шагах сбивает его с настоящей дороги. Всякая школа, прежде всего, должна показать человеку то, что в нём есть самого драгоценного, заставив его познать себя частицей бессмертного и живым органом мирового, духовного развития человечества. Без этого все фактические познания – иди они даже до глубочайших математических и микроскопических исследований – не только не принесут пользы, но нанесут положительный вред самому человеку, хотя, может быть, и сделают его полезной, а иногда и очень вредной машиной в общественном устройстве».
Об этой Истине Школы предупреждает нас мировой Мэтр педагогики - Константин Дмитриевич Ушинский.
Мы многое позабыли и потому получили следствие. «Мы в известном смысле вместе с грязной водой и ребенка выплеснули. Сегодня это проявляется в равнодушии к общественным делам часто, в готовности мириться с коррупцией, с наглым стяжательством, с проявлениями экстремизма и оскорбительного поведения. И все это порой приобретает безобразные, агрессивные, вызывающие формы, скажу больше – создает долгосрочные угрозы обществу, безопасности да и целостности России» (это слова Президента РФ).
Друзья Школы, бейте в тревожные колокола!
Родная Школа в опасности! Общество забывает о предназначении Школы.
Общество требует от Школы только одного: «Дайте нашим детям знания, которые помогут им пробиваться в лабиринте жизни!» Именно пробиваться – качество знаний ценится не тем, как они складываются в духовное мировоззрение молодого человека, а тем, как этот молодой человек с помощью школьных знаний выигрывает конкуренцию, побеждает других, преуспевает.
«Знания…Знания!..» - требует общество от Школы.
Но Школа не умеет так: давать знания и не давать духовность и нравственность своим воспитанникам. Школа знает мудрость великого мыслителя: «Знания в руках необлагороженного человека то же самое, что сабля в руках сумасшедшего». Что сделает сумасшедший с саблею? То же самое ждите от человека, который знает всю науку, но не имеет духовные опоры, не имеет нравственность.
Многие думают, что понятия личности, нравственности, духовности – пустые слова, главное – иметь знания для преуспеяния, остальное приложится.
То, что слабеет духовно-нравственное превосходство над знаниями – идёт от лукавого.
Что делать Школе, если принуждают её отходить от воспитания, забывать о воспитании, или, в лучшем случае, заниматься им время от времени с помощью отдельных мероприятий? Это от лукавого. Школа уже не Школа, а суррогат Школы, порождающий зло. Может быть, нужно приводить результаты исследований, сколько курящих среди школьников? Их очень много, и начинают дети курить с третьего, а то и с первого класса. Многие, очень многие дети, - не нужны цифры и проценты, они ужасают, - принимают наркотики, выпивают пиво и водку. «Ну и что…Взрослеют, надо же попробовать!» - скажут иные мамы и папы.
Раньше, при советской власти, обнаруживая факты детского курения, тем более алкоголизма и наркомании, строго сказали бы: «А куда смотрит школа?» Но теперь скажут: «А что школа, что она может сделать!» Но если школа ничего не делает и не может ничего сделать, то это не Школа, а обман.
Да, Школа в опасности! Знаете, что происходит во многих школах?
Прямо в стенах одной школы младшеклассники зверски избили старшеклассника, который спустя двое суток скончался в больнице. Предан огласке факт изнасилования 14-летней девочки прямо в одном из кабинетов школы. Группа учеников ограбила собственную школу – забрала компьютеры, физические и химические приборы и реактивы. Семиклассницы у стен школы избили до смерти подружку за то, что она не такая, как они. Старшеклассники вечером у подъезда дома ограбили старую женщину и избили её. Девочка из восьмого класса в течение года снабжала наркотиками несколько десятков учеников. Учитель на протяжении ряда лет извращал и насиловал своих учениц.
Банда старшеклассников долгое время занималась рекетом в школе – принуждала многих учеников приносить каждодневные поборы. Педсовет школы разрешил своим ученикам курить не прямо в коридорах и классных комнатах, а в специально выделенной курильне. Только они должны представить письменное разрешение родителей. Многие папы и мамы дали своим детям такие справки, и курильня открылась. Во многих классах школ дети находят среди своих одноклассников изгоя, которого всячески унижают, мучают, избивают, грабят, насилуют, и ребёнок этот, живущий в аду, ничего не может поделать. Учителя тоже знают об этом, но не находят времени на воспитание. Суициды, детские суициды! Каждый год в России кончают жизнь самоубийством более шести тысяч детей разного возраста. Директор одной школы рассказал мне о своей инновации: в школе открыт полицейский участок. «Сами понимаете, школа как школа, - сказал он мне,- драки, кражи, насилие, сквернословие. В школе своя полиция (им платят родители), она и разбирается в детских криминалах – кого-то штрафует, кому-то запрещает ходить в школу три дня или три недели, а кого-то наказывают построже. Это нам очень облегчило работу. Учителя теперь не мучаются разборками и не тратят время на нравоучения».
Что вы обо всем этом скажете?
Психологи работают на славу. Они могут объяснить психологическую природу любой школьной драмы и трагедии, любого так называемого девиантного поведения. Они знают, каковы мотивы, возрастные и социальные причины курения, наркомании, детского алкоголизма, агрессии, конфликтов со взрослыми и т.д. и т.п. А учителя не устают твердить, что они учитывают психологические особенности детей.
Но так ли это?
Во-первых, психологию ребёнка надо не учитывать, а принимать как основу педагогического сознания и практики. Во-вторых, многие учителя учитывают психологические особенности не своих учеников, а самих себя, чтобы им – учителям – было хорошо и комфортно; поэтому надо запрещать ученикам проявлять свой нрав.
В-третьих же, и это как норма, многие и многие учителя говорят о психологии детей, не зная саму психологию. Они учитывают, не зная что.
На Школу нахлынуло стихийное бедствие – наводнение тестов!
Бедствие идёт с Запада и США. Что такое хорошее сделали тесты и тотальное тестирование школьной молодёжи, скажем, в США, чтобы их немедленно внедрять в наши школы? Именно внедрять, то есть, вводить тотальное тестирование насильно, властно, не спрашивая ни у народа, ни у учителей и, конечно, ни у самих школьников. В чём американское школьное образование преуспело, применяя тесты? Может быть, тесты установили у них демократию и справедливость в образовании? Нет, конечно. Демократия и справедливость в образовании зависят от доллара. Может быть, тесты помогают им выявлять будущих Эйнштейнов? Нет, конечно. Таланты так же проявляются или гибнут, как это бывает в обычной авторитарной школе. Может быть, с помощью тестов они опередили уровень бывшего советского, а теперь российского образования? Ни в коем случае! Не унижайте, пожалуйста, Родную Школу – она была и пока ещё есть одна из прекрасных Школ в мире. Может быть, тестирование гуманизирует образование, повышает его воспитательный потенциал, выявляет личность? Тоже нет. Не гуманизирует, а авторитаризирует; не личность выявляет, а обезличивает её. Сколько десятков лет в США тестируют школьников, но образование от этого ничуть не продвинулось, и общество тоже не выглядит возвышенно.
Вот действительная картина США: 56% наркоманов мира зарегистрированы именно в этой стране, и они употребляют 86% всех наркотиков, произведенных в мире; около 30% населения являются гомосексуалистами и лесбиянками; 37 миллионов американцев нуждаются в серьёзной психиатрической помощи; с каждым годом усиливается тенденция правонарушений среди молодёжи, устрашающее количество самоубийств среди школьников и взрослых…
А индустрия тестов процветает, тесты гуляют во всех сферах жизни людей и, конечно, они угрожающе давят на сознание и подсознание молодёжи. И будем знать ещё: весь мир является для США донором талантливых учёных и мастеров искусства.
Тогда в чём же нам искать блага тестов и тестирования?
В нашей действительности тестированию приписывают некие мифы. Якобы тестирование, тем более, машинное, снимает стрессы, которые школьники переживают при обычных экзаменах с экзаменаторами. Якобы через тесты школьники получают самые объективные оценки своих знаний и способностей. Якобы тесты устраняют коррумпированность в образовании и т.д. и т.п. Какие-то силы в спешке готовят тестам трон и жезл высшей инстанции справедливости, и вот какой. Если школьник догадается, что Пушкин есть российский поэт, а не французский, а не японский – это хорошо, это победоносное знание. Если он догадается, что общего между ежом и молоком и ответит машине, что оба они свёртываются, тоже будет прекрасно. Машина примет этот ответ и выставит высший балл. Если он не спутает Куликовскую битву с кулачным боем, опять придёт к нему победа.
Может быть, стоит вообще отказаться от обычных программ и учебников и перейти на обучение тестам? Если школа не сделает этого, есть армия людей, которые этим занимаются - это репетиторы-тестологи. Они знают тесты наизусть и также наизусть могут научить им своих подопечных.
Но для того ли родилась Школа в жизни человечества, чтобы готовить своих питомцев выдерживать тесты и таким способом открывать себе врата жизни? Что есть тесты – сумма системных знаний? Нет, тесты не есть такие знания, они и не помогают ребёнку систематизировать в себе знания. Тесты – это искусственно и противоестественно образованный сумбур так называемой информации, в которой крупицы знаний выглядят жалко, беспомощно и обиженно. Тесты – инородное тело для образования. Они отбрасывают Школу от своей сути – быть мастерской человечности. Перед таким монстром, каковыми являются всепоглощающие тесты, понятия – воспитание духовности, благородства, великодушия, любви к Родине, веры, честности, трудолюбия, взаимопомощи – выглядят как жалкие атрибутики Школы, от которых лучше избавиться или же просто умолчать о них, и они уйдут в забвение.
Вам будет нетрудно проследить: сколько страстных речей и слов, и, конечно, времени, которому нет цены, было потрачено властями по вопросу тестов, и сколько за это же самое время было сказано слов об Учителе, о Школе, о Человечности, о Вере, о Благородстве, о всём том, на чём зиждется духовно-нравственная опора личности, опора гражданина страны и общества в целом.
Финансируются тесты, машины тестирования, но не финансируется ничего, что связано с «духовными скрепами» и нравственным обликом личности.
И как бедна огромная Страна, как беден мир благородными людьми.
Предупреждение Константина Дмитриевича Ушинского: «Как яда, как огня, надобно бояться, чтобы к мальчику не забралась идея, что он учится только для того, чтобы как-нибудь надуть своих экзаменаторов и получить чин, что наука есть только билет для входа в общественную жизнь, который следует бросить или позабыть в кармане, когда швейцар пропустил уже вас в залу, где и прошедший без билета или с фальшивым или чужим билетом смотрит с одинаковой самоуверенностью… В учебную и воспитательную пору возраста учение и воспитание должны составлять главный интерес жизни человека, но для этого воспитанник должен быть окружён благоприятной сферой. Если же всё, что окружает дитя или молодого человека, тянет его от учения в совершенно противоположную сторону, тогда напрасны будут все усилия наставника внушить ему уважение к учению. Вот почему воспитание так редко удаётся в тех богатых, великосветских домах, где мальчик, вырвавшись из скучной классной комнаты, спешит готовиться на детский бал или на домашний спектакль, где ждут его гораздо более живые интересы»…
Не балы, но дискотеки, не спектакли, но компьютерные игры, не разговор о новом рысаке в кабинете папаши, а разговоры о мобильниках и плеерах, или оболванивание у телевизора… А всюду – в школе, в семье, в обществе, в журналах, в газетах, по радио, по телевидению – идёт травля тестами. Тесты и тестирование – вот «насущная» проблема, которая поглощает всё остальное время. Когда же говорить о душе, о смысле жизни, о совести, о любви, о сострадании, о Родине? Когда же обсуждать горизонты науки?
«Надо признать, уважаемые друзья, влияние школы на формирование детей и подростков в последние годы ослабло»,- говорит Президент. Школа, пожираемая тестами, становится не матерью для детей, а мачехой. Воспитание в недоверии не состоится.
Но Родная Школа в опасности!
Она превращается в вещевой рынок и сборщик необъявленных налогов с родителей. В такой школе можно купить расфасованные для разного применения знания, а также разные удовольствия и обслуживание, или ж, как теперь принято говорить, «образовательные услуги». На вещевом рынке о качестве товара не говорят. Продавцы, скорее, пускают пыль в глаза покупателям, хваля свой товар, а доверчивые покупатели, как часто бывает, обманываются. На вещевом рынке продавец не спрашивает, с какой целью покупатель берёт его товар.
Школа – рынок «образовательных услуг»!
Видите, каким понятием украсили Школу, взятым из словаря рыночной экономики. Теперь время такое – всё измеряется понятиями рыночной экономики, которая устанавливает жёсткую конкуренцию, где нет места для Благородства, для любви к человеку, для сострадания и помощи. Президент предупреждает: «Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики. Эти сферы – это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного грамотного человека, ответственного гражданина России».
А Родная Школа – святыня, она – духовная лестница, по которой надо только восходить.
Не будем унижать Родную Школу!
Она была и есть лучшая в мире!
Она прошла испытания, какие не проходила в мире школа какой-либо другой страны. Она облагораживала общество, она объединяла нации и народы, она взращивала таланты, высокую культуру и науку, она берегла духовность, она возвышала людей, помогала им стать личностями, стать людьми, возбуждала в них прекрасные чувства сорадости, сострадания, любви, уважения, веру в себя, доверие к другим. Она отводила своих питомцев от пагубных чувств собственности, алчности, самости, зависти, ненависти. Но если она не всегда справлялась со своей миссией и даже оставляла в ком-то неприятные воспоминания и ущемления, вызванные авторитаризмом, господствующим в ней, всё равно, не ругайте Родную Школу. И знаете почему недостойно нам её ругать? Потому что идеальная Школа – это не та, в которой всё уже на своём месте, а та, которая неустанно стремится к идеалу.
Нет идеальных школ.
Но есть школы, которым и не нужен никакой идеал, в них происходит великое топтание на месте. И есть Школы, устремлённые к идеалу. Это - другие Школы. Достойно оценим это качество Родной Школы, которое и возвысило её над школами мира.
Но Родной Школе нужна помощь.
Пусть она станет более совершенной, более прекрасной. Совершенство и красота есть могущество Школы, её щит, её защита. Лишь совершенством и красотой Школа сможет отразить нападки и коварство тьмы. Тьма боится совершенства, оно проявляет её безобразное лицо. Тьма боится красоты – в лучах красоты тьма сгорает, испепеляется.
С чего начать? С того, чтобы понять, кто мы – учителя - есть.
Мы не «маленькие человечики», от которых мало что зависит. Кто унизит себя до «маленького человека», тот не учитель, и пусть не мешает божественному делу образования. Но, осознав свою силу и миссию, пусть не возгордится, а исполняет свой долг творчески, преданно, с любовью и терпением.
Родной Школе нужна помощь: среди учителей очень много стало учителей «троешников» и, к стыду нашему, «двоешников» тоже. Эти учителя проводят уроки на тройки и двойки и на них двойки и тройки выставляют своим ученикам. А потом судят о них, какие они неуравновешенные, гиперактивные, малоразвитые и т.п. Восхищаюсь словами Президента: «Система образования должна строиться вокруг сильного, одаренного учителя. Такие кадры нужно отбирать по крупицам, беречь их и поддерживать». Вот какую истину он еще провозглашает: «От того, встретит ли ученик талантливого, увлеченного своим делом учителя, во многом зависит формирование личности, судьба молодого человека». Но многим ли улыбается судьба?
А методы, а программы и учебники?
А так называемые «новые технологии образования»?
Кто нам ответит на этот вопрос?
Ответит тот, кто знает больше нас и видит дальше нас, потому и называем мы его классиком мировой педагогики, Мэтром. Это Константин Дмитриевич Ушинский.
Вот его мысли – ответы:
- Как бы ни были подробны и точны инструкции по воспитанию и обучению, они никогда не могут заменить собой недостатка убеждений в учителе.
- Учитель, поставленный лицом к лицу с учеником, в самом себе заключает всю возможность успехов воспитания.
- Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, что на убеждение можно только действовать убеждением.
- Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя, остаётся мёртвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности.
- Самый бдительный контроль в этом деле не поможет. Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы.
- Нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в Школе, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником.
- Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений.
- Многое, конечно, значит дух Школы; но этот дух живёт не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников.
Вот кто мы есть, какая в нас сила.
Учитель всегда великий. Он не есть обычный человек, а есть явление надобщественное. Пусть труд его не заметен земным глазом, но небеса видят пот души учителя. «Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель не может поднять мировые дела выше идеи и способностей поколения взрослых, с которыми он имеет дело. Но учитель – я употребляю это слово в самом широком смысле – может совершить больше, нежели завоеватель и государственные главы. Они, учителя, могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества»,- писал Н.К.Рерих.
Вот кто мы есть и какая в нас сила.
Но нам нужна помощь, Родной Школе нужна помощь всего общества: надо возродить в ней корни, корни Духовности! «Нужно вернуть школе безусловную ценность»,- говорит Президент. Этой безусловной ценностью является не тихий и агресивный авторитаризм, в котором тлеет Школа, а классический духовный гуманизм Коменского, Песталоцци, Пирогова, Ушинского, Толстого, Корчака, Сухомлинского. Педагогическая классика не является историей также, как классика художественной литературы и искусства: как Пушкин и Толстой, Чайковский и Рахманинов... Образование станет современным и достойным, обращенным в будущее, когда оно со своим содержанием и учительским мировоззрением будет пропитано классическим духовным гуманизмом. Авторитаризм Школы не есть ее ценность, а есть отжившая инерция отдаленного прошлого.
Мэтр скажет нам: «Материалистические плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем – нравственности и счастья… Материальные плоды трудов можно отнять, наследовать, купить, но внутренней, духовной, животворящей силы труда нельзя ни отнять, ни наследовать, ни купить за всё золото Калифорнии: она остаётся у того, кто трудится».
Мэтр предупреждает: «Недостаток-то этой незримой ценности, производимой трудом, а не недостаток бархата, шёлка, хлеба, машин, вина погубил Рим, Испанию, губит южные штаты, вырождает сословия, уничтожает роды и лишает нравственности и счастья многих тысяч людей». Это пророческие слова.
Что есть духовность? Послушайте притчу. Ученики спросили у мудреца: «Как выглядит эдельвейс?» Мудрец ответил: «Я не знаю, как выглядит этот цветок, ибо я его не видел. Но если вы где-нибудь увидите его, вы обязательно узнаете!»
Эдельвейс и есть духовность каждого из нас. Только надо увидеть её, чтобы узнать.
Духовность есть проявление нашей бессмертной сущности – духа. Она определяет качество нашей земной жизни. Ядром ее является вера, которое есть прирождённое естество духа. Человек не может жить без веры – творить, созидать, утверждать, устремляться. У нас нет столько знаний, чтобы вера стала ненужной. Мы не можем не верить ни во что: ни в себя, ни в других, ни в ребенка, ни в любовь, ни в добро, ни в Творца. Был бы у нас полный набор знаний, то исчезла бы вера, это удивительное свойство духа – предчувствие знания. Наука существует и процветает лишь потому, что есть вера – предчувствие новых знаний, ещё не открытых, но ставших такими через год, через десятилетия, спустя века. Чем больше наука узнаёт, тем больше она видит бездну незнания.
Какими жалкими мы были бы без веры!
Спасибо знаниям! Каждая крупица знаний достаётся человечеству потоком пота души, каждой крупицей знаний отмечается подвиг человеческого духа. Пусть знания протаптывают нам тропинку в беспредельность, но вера воодушевляет нас на будущие подвиги в познании. Знания – сила, но вера в тысячу и более раз сильнее, чем любые знания. Знания слепы, и только вера может направить их на созидание, на пользу эволюции. Знания говорят о нашей ограниченности, но только вера открывает врата беспредельности.
Знания и вера – единая суть единого духа. Знания – это то, что сегодня и уже. Вера – вечная Истина, она то, что завтра и всегда. Человек – существо, устремлённое в будущее. То, что в вере, это из будущего. Вера даёт человеку счастье: уже сегодня жить будущим, жить как в будущем, сделать свой духовный мир в тысячу раз богаче и прекраснее, чем мир материальный. Но не забудьте притчу об эдельвейсе.
Вера есть ядро духовности.
Но верить во что?
Мы лелеем Родную Школу, которая есть Скале для духовного восхождения. И далеки от тёмных сил, от тьмы, мы – враги тьмы. Скале наше должно вести нас самих и наших воспитанников только вверх по лестнице. Нам надо вести наших учеников: от чувства радости и усвоения грамоты жизни к чувству сострадания и к пониманию смысла знаний; от чувства доброты и постижения наук к чувству справедливости и к прекрасномыслию; от чувства любви и страсти к познанию к благородству духа и устремлению к Свету. Но по этому пути может вести своих учеников только учитель талантливый и с гуманной душой и сердцем.
Есть ещё одно слово, всем словам источник: Бог…
Доколе будем пугаться Бога в образовании?
Пусть наука не кичится своей непогрешимостью и не стремится заменить собой идею Бога. Неужели она доказала нам, что нет Бога, а есть только она сама? Тогда послушаем, что говорят великие ученые. С их именами связаны сенсационные открытия и расширение горизонтов науки.
«Естествознание без религии хромает, религия без естествознания мертва», - Альберт Эйнштейн.
«Сознание предшествует воплощению идей. Бог – великий архитектор», - Дмитрий Лихачёв.
«Чем больше узнаю я природу, тем больше изумляюсь неподражаемым делам Создателя», - Луи Пастер.
«Религия и наука нисколько не исключают друг друга», - Макс Планк.
« Именно мои работы привели меня к Богу, к вере», - Антуан Анри Беккерель.
«Величайшее моё уважение и восхищение всем инженерам, особенно же самому великому из них – Богу», - Томас Эдисон.
«Многие учёные верят в Бога. Те, кто говорит, что изучение наук делает человека атеистом, вероятно, какие-то смешные люди», - Макс Берн.
«По-видимому, вопрос души начинает всё больше и больше входить в науку. Это и должно быть, так как понятия материи, энергии потеряли прежние формы», - Владимир Вернадский.
«Независимо от того, что думает мир о религиозном опыте, - тот, кто им обладает, обладает сокровищем, являющимся для него источником жизни, смысла и красоты, которые придают новый блеск миру и человечеству», - Карл Юнг.
Школа поражена безбожием!
Вас возмущает безнравственность в обществе? Это – от безбожия!
Вас поражают потоки помоев с телеэкранов? Это - от безбожия!
Вас ущемляют лавины тьмы в Интернете, в газетах, журналах, даже в книгах?! Это – от безбожия.
А сквернословие? А дурные зрелища? А криминал? А наркомания, проституция, пьянство, воровство? Всё это от безбожия, от тьмы.
Секты, лжепророки, маги и отравленные от них души миллионов!
Голод, нищета, обездоленность, обречённость!
Войны грабительские, агрессивные, превращение в руины церквей, синагог, мечетей, ценностей культуры!
Всё, всё от безбожия!
Человек без Истины – потерянный человек!
Человек с ложной Истиной – гиблый человек!
Надо, чтобы в учителе воцарилась гуманность, а господствует пока авторитарность. Что есть гуманность? Мэтр педагогики пишет: «... под именем гуманного образования надо разуметь вообще развитие духа человеческого и не одно формальное развитие».
Значит, человек гуманный – это не просто человек добрый, человечный, справедливый и тому подобное. Все эти свойства есть проявление его сути, а не сама суть. А суть в том, что «хумен» означает: смертный, познающий в себе бессмертие; смертный, ищущий в себе связь с Всевышним. Этот поиск, этот процесс познания и есть развитие духа, есть духовность, духовная жизнь. Человек, познающий свою бессмертную сущность, проявляет это в том, что любит, творит добро, познаёт мир и людей, всё вокруг, он человечен, справедлив. Тем самым утончает, совершенствует, развивает свой дух, становится свободным и духовно богатым.
Устремлённость к постижению воли духа уже есть духовность. Может ли он творить зло? Нет, не может, ибо оборвётся нить с Высшим. Если образование будет наполнено смыслом дать ученикам путь к самопознанию, к постижению в себе Истины, каким будет это образование? Будет гуманным. Оно и устремит их к творению добра, и научит, как это делать, научит добромыслию, доброречию, будет взращивать в них любовь. Оно будет гуманным ещё и потому, что подход к ребёнку станет сущностносообразным, личностносообразным. Гуманный образовательный процесс не может пользоваться насильственными мерами.
Мэтр педагогики объясняет: «Всё школьное учение и вся школьная жизнь должны быть проникнуты разумным, религиозным и нравственным элементом. В школе должна царствовать серьёзность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность. Тогда добрые чувства и стремления сами собой разовьются в детях, а зачатки дурных наклонностей, приобретённые, быть может, прежде, понемногу сгладятся. Это, так сказать, гигиеническое влияние школы действует незаметно, но чрезвычайно сильно и прочно. Оно гораздо важнее того патологического влияния, которое оказывает школа поощрениями, наказаниями и моральными наставлениями».
В своем послании Федеральному Собранию Президент сказал: «Думаю, вы со мной согласитесь: качественное обучение без воспитания невозможно». Это есть классическая фундаментальная истина, и было бы прискорбно, если кто из членов Федерального Собрания высказался бы против. Но как сделать, чтобы эта истина восторжествовала в Родной Школе? Президент тут же поручил Правительству «подготовить программу полноценного развития в школе воспитательной компоненты». Такого светлого и действительно судьбоносного задания в отношении Родной Школы правительство никогда не получало. И если оно возьмется за его выполнение с таким же рвением, с каким оно восприняло внедрение единых государственных экзаменов, то, надо полагать, Школа получит исцеление. Но выполнить это задание будет нелегко. И не только потому, что «современную» программу написать будет трудно. Эта задача решаема: классические педагогические учения, духовные науки, творческий опыт, понимание культуры и эволюционного пути восходящего общества помогут создателям программы по воспитанию написать исторический документ. Но если программа окажется такой, то она не сможет уместиться в нынешнем содержательном мире образования: школьный авторитаризм, господство тестов и экзаменов, ограниченность стандартами учительского творчества (да еще попытка стандартизировать самого учителя), бесцельность и бездуховность и многое другое вытеснят ее, обесценят. Такое уже было при Советской власти. Истинная программа по воспитанию потребует реформу образования и учительского сознания, реформу отношений общества к Родной Школе. Вот в чем будет трудность.
Но есть прекрасный опыт, который мог бы облегчить задачу полноценного развития воспитательной компоненты в Родной Школе: это опыт Казахстана. По заботам Первой Леди Сары Алпысовны Назарбаевой во всех школах Казахстана с первого по двенадцатый класс, начиная со старших групп детских садов и завершая первыми курсами всех вузов, введен образовательный курс под названием «Самопознание». Разработаны программы, познавательные и методические комплекты, готовятся педагогические кадры в вузах, действует специальная система повышения квалификации.
Ведется научно-методическая работа, чтобы идеи самопознания отразились во всех сферах образовательного процесса. Грех было бы не воспользоваться этим уникальным опытом.