"Экология и культура: человек и природа. Постановка проблемы". (Владимир Захаров)
Захаров Владимир Михайлович – руководитель Центра устойчивого развития и здоровья среды, ИБР РАН
«Все, что нам не нравится сегодня и еще больше не понравится завтра, есть следствие недостатка нашей культуры».
Нарушение гармонии отношений человека и природы ведет ко все большему обострению не только экологических, но и социальных, и экономических проблем. Социальные и природные аномалии все больше становятся нормой нашей жизни. Еще совсем недавно никто не смог бы представить, что это возможно. Приходит понимание того, что все это – следствие нашего неверного поведения.
Может ли человек обеспечить эту исчезающую гармонию своих отношений с окружающим миром? Если человечество возьмется за решение этой проблемы с тем же энтузиазмом, с каким покоряло природу, возможность успеха не вызывает сомнений. Тому есть и реальные примеры. Сейчас уже трудно в это поверить, но индустриальный смог в Лондоне и Питтсбурге, высокий уровень загрязнения Великих озер в США и Канаде, рек в Западной Европе представляли серьезную опасность для населения. Ценой каких затрат и усилий далось улучшение ситуации?
Если поставить вопрос о том, чем же определяется сложившаяся ситуация и что может помочь развернуть общество в направлении решения задачи оптимизации отношений человека и природы, то на него можно с уверенностью ответить, что для этого нужна политическая воля, которая, в конечном счете, определяется культурой населения. Все, что нам не нравится сегодня и еще больше не понравится завтра, есть следствие недостатка нашей культуры.
Культура сегодня – одно из самых широких понятий, охватывающих практически все стороны нашей жизни. Среди главных ее черт, наиболее важных для понимания связи экологии и культуры, – широта мировоззрения, понимание единства мира, взаимосвязи всех элементов и процессов, нравственность поведения, включающая гуманное отношение к себе, окружающему миру, природе. Ключевые понятия культуры – красота и гармония - также сближают ее с экологией, за которой стоит понимание механизмов обеспечения гармонии в природе.
Современные приоритеты развития все больше сближают экологию с социальными науками, нацеленными на оптимизацию отношений человека и общества с окружающим миром. Если экология нередко определяется как экономика природы, то в задачи современной экономики все больше входит обеспечение экологизации путей развития общества.
Сегодня все чаще приходится слышать о так называемых «провалах», недостатках современной модели «рыночной экономики», которая, обеспечивая экономический рост, не решает социальных и экологических проблем. Наверное, все же придется согласиться с тем, что это, прежде всего, связано не с недостатками «рыночного механизма», а с отсутствием соответствующего запроса на экологичность предоставляемых товаров и услуг со стороны потребителей в лице общества и государства. Это лишь отчасти определяется недостаточной информированностью населения, главная причина – отсутствие осознания важности обеспечения гармонии отношений человека и природы, внутренней мотивации и потребности, что и определяется культурой.
Задача обеспечения гармонии и ее устойчивости (которая в области экологии обычно определяется как гомеостаз) оказывается общей для экологии и культуры. Этот подход, применительно к обществу, привел к концепции устойчивого развития. В ее основе – экологический приоритет – необходимость вписать наши все возрастающие потребности в естественные возможности планеты. Понимание глубинной связи и единства экологии и культуры – залог успеха в обеспечении гармонии отношений человека и природы.
В качестве главного приоритета развития сегодня выступает повышение ценности человека и природы. По тому, как высоко ценится человек и природа и определяется уровень развития общества. Этот приоритет определяет отношение к себе и природе, представления о единстве мира.
Ключевое значение природы для развития культуры – формирование представлений о красоте и гармонии. Для многих очевидна бесперспективность поисков чего-то негармоничного в природе. И в то же время хорошо известно, как непросто добиться истинной гармонии в творениях человека. Природа, прежде всего, – это просто красиво. Само появление человека и его культуры, развитие представлений о прекрасном связано с природой.
Сегодня обеспечение качества жизни – признанный приоритет на уровне мирового сообщества. И в этом отношении представления о главных ценностях претерпевают серьезные изменения. При удовлетворении базовых потребностей и обеспечении необходимого комфорта за счет технических средств на первый план все больше выходит природное окружение, культурные потребности в общении с природой. Все острее встает вопрос – стоит ли так безжалостно уничтожать природу для обеспечения своего комфорта, чтобы потом тратить колоссальные усилия и средства на восстановление благоприятной среды для своего проживания. В каких-то случаях это оказывается непростой задачей или невозможным вовсе. Понимание важности сохранения природного наследия определяется не только экономическими соображениями, но и культурными потребностями в обеспечении гуманных и гармоничных отношений человека и природы.
Культура определяет все в нашей жизни. Ее роль нельзя переоценить. Именно уровень культуры оказывается определяющим в решении любой проблемы. Это особенно актуально применительно к экологии. Настоящая культура сама по себе глубоко экологична, поскольку строится на принципах гармонии природы, общества и отношений человека и природы. Поэтому экологично поведение людей высокой культуры, они просто не понимают, как можно вести себя иначе. Эту связь экологичности поведения и культуры можно проследить как при сравнении разных стран, так и внутри страны.
Путь решения задачи обеспечения гармонии отношений человека и природы во многом определяется развитием культуры. Это, наверное, актуально для всего блока проблем, от обеспечения устойчивого развития и «зеленой» экономики, до решения конкретных экологических проблем и экологизации всех сторон нашей жизни.
Проблема сохранения культурного и природного наследия – одна, и работники культуры хорошо это понимают.
Популярный призыв «сначала надо поднять экономику, а уж потом решать остальные проблемы», наверное, оправдан в каких-то аспектах. Но нельзя забывать, что потери культурного и природного наследия «потом» нельзя будет воссоздать ни за какие деньги, особенно, имея в виду, что это основа культуры, а следовательно, и будущего развития.
Для обеспечения устойчивого развития усилий одних только экспертов мало, нужна заинтересованность населения, что предполагает определенный уровень культуры. Надежная основа для этого – культурное и природное наследие, отношение к которому и определяет уровень развития любого общества и возможности его дальнейшего развития.
На фоне обоснованного скепсиса в отношении возможности серьезного решения экологических проблем в ближайшее время есть основания для оптимизма. Все страны по мере развития подходят к решению демографических и социальных проблем, оптимизации численности населения и развитию социальной сферы, гармонизации своих потребностей с возможностями природы, обеспечению здоровья среды, поведение населения становится все более экологичным. Неоднократно наталкиваясь в своем развитии на экологические ограничения, грозящие бедствиями, страны мира одна за другой приходят к выводу о необходимости принятия мер для их предупреждения. Так появились представления о необходимости экологизации производства и потребления, «зеленой» экономике.
Сегодня при поиске путей развития экономики, что и волнует всех в первую очередь, предусматривается необходимость гармонизации наших все возрастающих потребностей с естественными возможностями планеты, что определяется как «зеленая» экономика. Но нельзя забывать, что ее реализация, прежде всего, зависит от заинтересованности населения, что и определяется культурой. Сегодня все чаще звучат голоса в поддержку развития объединенных движений как на национальном, так и на международном уровне под лозунгами «экология и культура».
Решение базовых социальных и экономических проблем определяет все большую значимость экологического приоритета. А внимательное отношение к среде, в свою очередь, предотвращает возможные негативные социально-экономические последствия экологических проблем.
До сих пор реакция разных стран на призыв к устойчивому развитию оказывается существенно различной. Чем же определяется успех продвижения по пути устойчивого развития? Наверное, экономическими возможностями и осознанием необходимости принятия мер по гармонизации отношений человека и природы.
Показательно в этом отношении развитие наших представлений о том, как можно решить экологические проблемы (что, видимо, актуально и для решения любых других проблем устойчивого развития). Первоначально складывалось мнение, что для их разрешения нужны соответствующие законы. Но, как оказалось, они часто не работают или оказываются неэффективными. Потом ставка делалась на рыночную экономику в надежде, что экономически можно заинтересовать людей так, что они будут решать проблемы экологии. Но и этого часто не происходит. Стало ясно, что кардинально изменить ситуацию может лишь внутренняя мотивация, культура человека.
На примере любого общества легко увидеть, как неукоснительно соблюдаются определенные правила поведения, если они являются частью культуры населения, и как безуспешны попытки привнести что-то новое при отсутствии понимания в обществе значимости этих изменений – подкрепляющие эти нововведения правила либо не будут приняты, либо не будут исполняться.
Законы должны обеспечивать неукоснительное соблюдение осознанно выбранных в обществе правил поведения и образа жизни, что и определяется культурой. Сегодня приоритеты активности общественности развитых стран скорее не в «нормотворчестве», в надежде на решение волнующих всех проблем со стороны правительства, – многие вопросы решаются на уровне местных сообществ и домохозяйств на основе личной заинтересованности (включая раздельный сбор мусора, компостирование органических отходов, использование ветровых и солнечных установок и многое другое).
Что же можно порекомендовать для изменения ситуации? Наверное, самый надежный путь – вложение в культуру. Это, в первую очередь, актуально для проблематики экологии и устойчивого развития.
Сейчас критическая ситуация, и только культура может развернуть нас лицом к тому, что мы называем устойчивым развитием.
Не столько правительственные решения, сколько выступления наиболее ярких представителей общества и, прежде всего, представителей культуры, развернули общество в развитых странах в направлении устойчивого развития.
Необходимо обеспечить актуализацию экологической проблематики. От представлений о том, что решение экологических проблем нельзя отложить «на потом», это нужно делать уже сегодня, до осознания связи своей ежедневной активности с их реальным решением. Таким образом, решение экологических проблем все больше переходит из прерогативы правительства в ответственное поведение каждого. Это в полной мере относится и к решению таких глобальных проблем современности, как изменение климата, сохранение биоразнообразия, поддержание экосистемных услуг, обеспечение здоровья среды и др. Большую роль здесь может сыграть этический кодекс устойчивого развития, подготовленный на уровне мирового сообщества в рамках Международной инициативы «Хартия Земли».
В процессе экологизации поведения большую роль играют представители культуры, экспертного сообщества, гражданского общества. В конечном счете, главной целью этого процесса является формирование активной жизненной позиции и личной заинтересованности. Это обеспечивает реальный вклад в решение экологических проблем широких слоев населения, их активность даже в отсутствие правительственных решений и активности структур организованного гражданского общества. Именно это, в значительной степени, и обеспечивает сейчас экологичность поведения граждан в развитых странах.
Для формирования экологической культуры, прежде всего, необходимо внимательное отношение к системе образования и просвещения населения. Принципиальное значение имеет общее образование, нацеленное на формирование культуры. Сегодня необходимо специально говорить о системе мер для экологического образования и просвещения, формирования экологической культуры, важности подключения для этого всех возможных механизмов и институтов с тем, чтобы в дальнейшем это направление было в основе общего образования, формирования мировоззрения и культуры. Тем более, что обеспечение экологических знаний на сегодня рассматривается в качестве необходимого компонента образования для устойчивого развития.
Принято считать, что суть проблемы в том, что люди не знают, что такое устойчивое развитие. И задача обычно формулируется как необходимость информированности, экологического образования и просвещения, формирования экологической культуры. Причем, между всеми этими понятиями обычно ставится знак равенства. Однако, вопрос оказывается сложнее. При всей очевидной важности информированности населения, не менее важной оказывается и реакция на эту информацию, что, в значительной степени, определяется уровнем культуры.
На сегодня наибольший вклад в решение задачи экологизации всех сторон нашей жизни вносит наука. Уже сейчас есть необходимые возможности и технологии для решения этой задачи. Для реализации этих возможностей нужна политическая воля, но она, в конечном счете, определяется не столько лицами, принимающими решения, а мнением большинства населения, которое выбирает это направление действий в качестве своего приоритета. Что опять же определяется культурой.
Прекрасная иллюстрация справедливости этого утверждения – то, что представители культуры обычно безоговорочно принимают важность идей устойчивого развития, экологической тематики. Такое понимание воплощается в конструктивных предложениях со стороны представителей культуры по решению эколого-экономических задач и определяет приоритетность проектов по экологии и культуре для формирования мировоззрения и практической деятельности гражданского общества в направлении устойчивого развития.
Что же такое экологическая культура? И эти представления прошли свой путь развития. Изначально считалось, что экологическая культура самостоятельна относительно общей культуры, она базируется на собственных принципах и надо развивать именно их для решения соответствующих проблем. На смену этим представлениям пришло понимание того, что экологическая культура – это часть общей культуры человека. Теперь же становится все яснее, что экологическая культура – это черта развития культуры.
Формирование экологической культуры, включая экологичность сознания и поведения, оказывается неразрывно связанным с формированием общей культуры человека. Этим и определяется сложность и неоднозначность решения задачи по формированию экологической культуры. При очевидной необходимости направленной работы по передаче определенных знаний и формированию каких-то элементов поведения, развитие глубинной культуры, как и экологичности, – скорее результат всего процесса образования и жизненного опыта личности.
Сегодня необходимо распространение идей устойчивого развития, представлений о путях решения экологических проблем, информирование населения. И с этим нельзя не согласиться. Но не менее очевидно и то, что качественное общее образование, нацеленное на формирование культуры, – это уже серьезный шаг к устойчивому развитию. Как показывает практика, нередко люди, прекрасно информированные по экологическим вопросам и проблемам устойчивого развития, практически не используют эти познания в своей повседневной жизни, в то время как человек высокой культуры без специальных знаний в этих областях на практике оказывается глубоко «экологичен». Выбор модели поведения обычно строится не столько на профессиональных знаниях, а исходя из внутренней мотивации и потребности.
Только культура может позволить всерьез поднять и экономику, и технологии, и правовую базу, обеспечить серьезное, на долгосрочную перспективу решение и социально-экономических, и демографических, и экологических проблем.
Поддержка развития культуры – непременное условие того, чтобы она смогла вести людей за собой, обеспечивая дальнейшее развитие. При необходимости «самообеспечения» она оказывается в положении удовлетворения того, на что легче и быстрее дают деньги, и начинает играть обратную роль, не помогая, а тормозя дальнейшее развитие.
При определении приоритетов активности мирового сообщества для обеспечения устойчивого развития на уровне ООН ключевая роль культуры и принципиальная важность сохранения и приумножения культурного и природного наследия явно недооценены. Было бы правильно учесть важность этих аспектов при реализации Глобальной повестки дня до 2030 года и Целей устойчивого развития, принятых мировым сообществом в сентябре 2015 года.
Все это позволяет определить экологию и культуру в качестве ключевых приоритетов как для решения глобальных проблем, так и для обеспечения дальнейшего благополучного развития.