Версия для печати

"Духовное просвещение и воспитание культурного человека". (Ирина Полякова)

Полякова Ирина Ивановна - член Президиума Международной ассоциации «Мир через Культуру», руководитель московского отделения общественного движения «Новая Страна», учитель.

 

От успешного решения задачи формирования гармонично развитой, культурной личности человека  во многом зависит будущее. Поэтому вопросы воспитания всё чаще становятся главными при решении самых разнообразных проблем жизни. Психолого-педагогическое осмысление изменений, происходящих сегодня в обществе, со всей наглядностью показывает необходимость возвращения к идеям гуманизации, личностно ориентированного образования, лежащим в основе русской классической педагогики. Она, являясь духовным, нравственным и интеллектуальным богатством народа,  всегда стремилась вносить в процесс воспитания идеалы и ценности Духовной Культуры. Это тот кладезь, тот неисчерпаемый источник, который в современных условиях нестабильности, глобального кризиса, болезненного поиска выхода из цивилизационного тупика поможет найти надёжные основы для воспитания личности и общества.

Русские педагоги-классики в своё время активно искали пути развития отечественного просвещения, которое виделось им как становление общечеловеческих духовных ценностей, но при сохранении и укреплении самобытности страны. Русская педагогическая мысль остро поднимала проблему национального воспитательного идеала. Ее решение связывалось с качественной реорганизацией отечественной системы образования, с утверждением нравственных основ воспитания и с устранением социального неравенства. Так, по убеждению Н.И.Пирогова, целью воспитания является не ранняя специализация обучения, а подготовка к жизни высоконравственного человека с широким кругозором. Д. И. Писарев настаивал на изучении ребенка и защите его прав, на равных возможностях образования женщин и мужчин. Великий К.Д.Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями и бытом, его материальной и духовной культурой, что она не может существовать вне решения острых социальных проблем. Ушинский был вдохновителем педагогов тех народов, которые добивались своей, национальной школы. Это делало русского учёного народным просветителем общероссийского и мирового масштаба. Борясь за русскую национальную систему воспитания, он не провозглашал ее исключительной для России, а предполагал творческую переработку и применение ее к просвещению других народов.

По мысли другого выдающегося педагога В.А.Сухомлинского, духовное богатство личности - это прежде всего часть духовного богатства нации.  Он  решительным образом отстаивал бережное отношение к духовным сокровищам народа, главными из которых считал традиции воспитания подрастающих поколений. Сухомлинский полагал: самая высокая и святая миссия воспитателя - научить молодое поколение уважать все созданное поколениями предшественников, каждое из которых влило свою каплю в тот океан, который представляет собой народная духовная культура.

Живая мудрость этих педагогов, а также М.В.Ломоносова, В.А.Жуковского, Л.Н.Толстого, Л.С.Выготского, А.С.Макаренко и многих других русских просветителей, возвращает нас к пониманию непреложности базовых ценностей, лежащих в основании как национальной, так и общечеловеческой  Духовной Культуры. Ни время, ни правители не могут изменить ясную и принимаемую всеми этическую значимость  таких понятий, как жизнь, мир, свобода, совесть, долг, труд, любовь и т.д. Личность формируется в процессе приобщения к этим ценностям, получая разносторонний,  многогранный опыт: нравственный (различение добра и зла), творческий (умение с пользой проявлять свои задатки и способности), воспитательный (воспитание нравственности, общественной активности, убежденности, коллективизма). Поэтому Духовную Культуру часто называют мерой человеческого в человеке.

Общечеловеческие ценности являются носителем и проводником духовных начал прежде всего в сфере  сознания. Именно самосознание отличает человеческую жизнь от биологического существования, а понимание своего отличия от окружающего мира реализуется в ценностях в виде целей и идеалов жизни. Ценности определяют, в конечном счете, собственно человеческий смысл жизни, становясь ядром  и внутренней основой Духовной Культуры. "Ценность - это реальный ориентир человеческого поведения, формирующий жизненные и практические установки людей", - писал российский философ И.Т.Фролов.  

Воспитание  в этой связи представляется как система задач по формированию ценностной сферы личности, по взращиванию духовной культуры человека, гармоничному развитию его внутреннего мира, оказанию педагогической поддержки в утверждении нравственного идеала. Без широкой системы духовного просвещения эти задачи решить невозможно.

На сегодняшний день российское общество, лишённое идеологического стержня, который  поддерживался на протяжении многих лет стройной системой советского воспитания,  нуждается в новой концепции духовного просвещения. Это поможет компенсировать уже сформировавшиеся пробелы в знаниях, в мировоззрении, во внутренней культуре, особенно у молодёжи. Анализ ценностных предпочтений современных старших школьников показывает, что их сознание нередко представляют собой хаотическую картину, в их внутреннем мире отсутствует ценностная иерархия. Более того, учащиеся не понимают, в чём специфика ценностей, например, по сравнению с терминами и понятиями, не различают нравственные, эстетические и интеллектуальные ценности, не осознают ведущих национальных ценностей и своего личностного нравственного идеала.

Нужна последовательная разумная просветительская деятельность, основанная на объективных знаниях о целостности и единстве мира, на освещении многообразных и непрерывных связей природы и человека, духа и материи, знания и иных, иррациональных способов постижения объективной реальности. Необходимо всестороннее изучение и практическое освоение  как новых открытий, так и  древней мудрости с позиции приоритета нравственных ценностей.

Воспитание культурного человека — гуманистическая задача Духовного просвещения. Её решение основано  на  овладении сокровищами духовных знаний о человеке, которые можно найти в трудах учёных, философов, мыслителей; в народной педагогике, вобравшей в себя этическое содержание народных традиций; в нравственном потенциале религиозных учений, на протяжении тысячелетий игравших существенную роль в усвоении народом общечеловеческих ценностей; в духовном богатстве произведений искусства, в которых выдающиеся мастера воплотили свое представление об идеале гражданина, патриота, творца, труженика, новатора, защитника, но самое главное – честного и порядочного человека. И, безусловно, в учебной литературе, представляющей собой непосредственную форму духовного просвещения. То, что закладывается как культурная основа профессиональной деятельности молодёжи, в будущем прорастает духовно зрелым гражданским обществом. Вот фрагмент из учебного пособия С.В.Кульневича для студентов вузов:

«Человек культуры - духовная личность. Воспитание духовности - это путь возрождения русской интеллигенции, создание главной внутренней предпосылки для развития творческой индивидуальности. Воспитание такой личности предполагает развитие духовных потребностей в познании и самопознании, рефлексии, красоте, общении с родными, друзьями, природой, творчестве, автономии своего внутреннего мира, поиске смысла жизни, счастья, идеала.

Образование - основа духовности. Однако чтобы стать таковой, оно должно иметь соответствующее содержание, ориентированное на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру: философию, этику, эстетику, человековедение и другие ее компоненты.

Духовность человека культуры проявляется в его способности к культурной идентификации, то есть осознанию принадлежности к определенной культуре, интернализации ее ценностей (принятию их как своих), выбору культуросообразного образа жизни, поведения, самодетерминации в горизонте Большого и Малого времени культуры. Для ученика русской школы полем культурной самоидентификации и самодетерминации является русская национальная культура - от ее истоков до наших дней. Поэтому духовные основания и целевые установки личностно ориентированного образования мы связываем с образом гражданина России, человека культуры и нравственности, центрированного на национальные ценности».

Да, для результативной просветительской деятельности сегодня нужны специально выделенное время и усилия, соответствующие учебные пособия и литература, нужна активная работа разума и души, чтобы процесс освоения духовной культуры, этики, нравственности был не кратковременным и стихийным, а глубоким и долговременным. Особенно это касается воспитания подрастающих поколений. Приобщение  к Духовной Культуре должно с раннего детства вылиться в педагогически инструментированный процесс активного познания и усвоения ребенком общечеловеческих ценностей, обусловленный возрастом, построенный на тесной взаимосвязи знания, чувства, поведения, приоритетности подхода к ребенку как субъекту воспитания. При условии создания системы, чётких алгоритмов реализации идеи.

Как угодно можно относиться к советскому прошлому, но бессмысленно отрицать эффективность его воспитательных механизмов, основанных на непрерывности и единстве цели. Результаты советского воспитания  до сих пор предоставляют старшему поколению нравственную опору  в шатких реалиях сегодняшнего времени. Восстановление целостности сферы воспитания должно диктоваться и соображениями контроля над нею со стороны государства, и активной деятельностью институтов гражданского общества.

Необходимо определение единого подхода к Духовному просвещению, представляющего все многообразие национальных, государственных, корпоративных и частных интересов. Назрела необходимость создания государственной программы Духовного просвещения, органично связанной  с задачами школьного  и высшего образования. Система нравственного воспитания должна быть всеохватной и целостной, чтобы с её помощью каждый смог постичь важность и справедливость гуманистических основ жизни, почувствовать меру своей ответственности в их реализации в обществе, осознать значимость чувства собственного достоинства в моральном самоопределении.

Проблема личностного роста человека, становления и развития его этической культуры является стратегической задачей, связанной с эволюционным развитием общества. Её решение поможет научить человека жить, мыслить и действовать в нерушимой связи с высшими нравственными законами, на основе единых нравственных норм, используя которые можно будет осознанно воспринимать окружающую  информацию, отсеивать всё безобразное  и разрушительное, использовать во благо лучшие накопления Духовной Культуры.

Источники информации:
1.    С.В. Кульневич «Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания», http://uchebauchenyh.narod.ru/books/uchebnik/4_4.htm
2.    Шемшурина А. И. «Основы этической культуры. Книга для учителя».
http://www.studfiles.ru/preview/2412411/
3.    Е.В. Бондаревская «Человек культуры»
http://infopedia.su/3x1360.html
4.    Г.П.Выжлецов «Аксиология культуры в системе культурфилософского знания»
http://www.docme.ru/doc/329739/g.p.vyzhlecov-aksiologiya-kul._tury-v-sisteme
5.     Волков Г.Н. «Этнопедагогика»
http://gov.cap.ru/home/79/portrait/mold/citsal/obrazov/etnoped/1soderg.htm
6.    В.Н. Клепиков «Интеграция этики в учебно-воспитательный процесс школы»
http://pandia.ru/text/79/070/98278.php