"Духовная Культура – вызов времени". (Дарнева Ирина)
Дарнева Ирина Степановна – член президиума Всемирного Форума Духовной Культуры.
Человеческая цивилизация осваивает новый этап развития. История движется циклически. Один период сменяется другим. Согласно историческим предпосылкам, социальные группы входят в события под действием процесса этногенеза, дающего подъем общества, либо упадок.
Подъем социума обусловлен, согласно выводам Льва Гумилева, локальными пассионарными толчками, формирующими историческое время, содержанием его является мироощущение людей и культурные традиции. И если мироощущение меняется согласно идеологии жизни, то культурные ценности передаются из поколения в поколение неким духовным кодом, который создает как национальную и этническую среду, так и в целом систему межчеловеческих отношений. Поддержание этого кода является основным фактором жизнеспособности общества и его дальнейшего социального развития. Поэтому культура без духовности может носить антисоциальный характер.
Мировое сообщество стоит на переломном этапе. Идеологические системы прошлого не дают на новом историческом отрезке социального подъема. Наблюдается инерция и спад, и как следствие этого, накопление возмущения по поводу современных реалий. Отсюда военные конфликты, геополитические противостояния, терроризм, религиозный экстремизм и прочие угрозы. Вызовы времени требуют нахождения адекватных решений, которые смогут остановить процесс духовной деградации современной цивилизации. Ее показателем является снижение уровня жизни людей как в России, так и в других странах, объясняемое мировым экономическим кризисом.
Однако это лишь следствие, тогда как причина в изменении курса исторического процесса, который движется по линии новой парадигмы жизни, а именно от идеологических предпочтений геополитических полюсов – к Культуре духа и морали, или к Духовной Культуре.
Человеческая цивилизация осуществляет переход от истории личностей, формировавших идеологию жизни, будь то философы, мыслители, политологи, в том числе и вожди народов, - к более совершенной форме исторического времени, в которой главным является человеческое сообщество и социальное действие. Можно сказать, что мы вступаем в эпоху коллективного сознательного бытия, где Культура представляет собой духовные базисные ценности, общие для всех народов, нежели привычный узкий спектр, охватывающий лишь творческую и воспитательно-образовательную системы оказания услуг.
На этапе нынешнего исторического развития не геополитические зоны, но общечеловеческий социум становится главным действующим лицом эпохи. Поэтому Культура и Духовность выдвигаются на передний план жизни, поскольку только они могут дать гарантии мирного сосуществования народов, расширить возможности сотрудничества и безопасности, придать созидательный импульс.
Таким образом, не экономический, но социокультурный фактор становится доминирующим в новых условиях бытия.
Историческое время смещает акценты в сторону необходимости поменять приоритеты, направив внимание на возможности выхода из мирового кризиса, в том числе кризисов локальных экономик. Несомненно, что Россия, имеющая не только большую территорию, но и этническое многообразие, является своего рода показательной площадкой в реализации нового пассионарного подъема социума. Для этого у нас имеются как исторические предпосылки, так и возможности формирования стратегии гражданского взаимодействия этносов и народов.
Сегодня много говорится о «русском мире». Это понятие в последнее время стало притчей во языцех. Стоит обратить внимание, что базируется оно на гражданском обществе, имеющем не только общее языковое пространство, но в первую очередь незыблемые, выработанные историческим прошлым нормы морали и этико-нравственные ориентиры развития социума, в совокупности представляющие Духовную Культуру.
Именно такой духовный код, его воспроизведение в нынешних современных условиях постмодерна, и является пассионарной силой формирования русского суперэтноса, вобравшего в себя большое разнообразие народов, их религиозные и культурные традиции. В системе суперэтноса говорить о самоидентичности народа как о базовом состоянии российского общества – означает сузить рамки «русского мира» до национальных интересов. Поэтому перед Россией стоит задача найти формулу взаимодействия всех представителей гражданского общества, включая власть, вне политического, религиозного и национального предпочтения. И такой формулой может быть своего рода русская идея объединения людей на принципе Культуры с большой буквы, а именно этико-нравственной атмосферы и общих духовных ориентиров жизни.
Духовная Культура, как моральное право народа считаться цивилизованным и развитым, дает еще и возможность человеку быть социально адаптированным в многонациональной среде. Именно этико-нравственная среда вытесняет пороки общества естественным образом вне всяких идеологических воздействий и своего рода контрюридических мер. Когда в обществе устанавливается порядок и справедливость на основе незыблемых ценностей, тогда его подъем обеспечен. В этом и заключен созидательный импульс пассионарного толчка, имеющего большую амплитуду действия.
Формула постмодерна «все дозволено» привела общество к искаженным идеалам и ценностям. Но приближение Культурной реальности заставляет вновь обратить внимание на возможность прогресса с позиции этики жизни, иначе – социальный спад неминуем.
Вопрос «русской идеи» сегодня становится не просто актуальной темой, но в большей степени необходимостью перевести ритм жизни с уровня социального спада на новый виток развития общества. Следует отметить, что «русская идея» не может носить имперский характер, поскольку наряду с материальными и научно-техническими достижениями Россия имеет богатейший духовный опыт неконфликтного сосуществования народов на одной территории, в том числе и на территориях сопредельных. И этот опыт касается не только геополитического формата, замкнутого в идеологические рамки социализма и коммунизма. Исторически он оказался краткосрочным периодом. В большей степени духовный опыт многонационального народа стоит на понятии «святая Русь», что выражает в себе принцип веротерпимости и уважения человеческого достоинства, принятие духовных целей жизни основополагающим фундаментом развития социума. Этими целями являются дружба, милосердие, добродетель, мир, гармоничное существование и другие светлые мысли, идеи. Еще Достоевский говорил: «Мы предугадываем, что характер нашей будущей деятельности должен быть в высшей степени общечеловеческим…» Остается добавить, что таким общечеловеческим ориентиром является Духовная Культура как доминанта мировоззрения обновляющейся России.
Неслучайно Россию называют «семьей народов». Несомненно, эта формула возникла на почве единых ценностей и общих интересов. На протяжении веков красной нитью в истории проходит мысль о поиске справедливого устройства жизни, опирающегося на этическую и духовную константу в мировоззрении, которая дает возможность народу быть соборным и социально единым.
В новом историческом времени социальное единство становится базовым состоянием государства. Вне социального единства невозможно строить будущее страны. И если Культура определяет приоритеты развития страны, то социальное единство как идея жизни - дает возможность реализовать построение государства нового типа. Новизна здесь заключается в равноответственном обществе, которое может сложиться в условиях принятия Духовной Культуры в качестве государственной основы.
Потребность русского человека в самоопределении не сводится только лишь к конституционному праву. Это выражается в желании быть полноправным членом государства и социума, а по сути, быть своим в ансамбле народов и этносов. Духовная Культура выступает посредником между государством и людьми, проживающими на одной территории. Исторические шаги России от разрозненных княжеств, ведущих междоусобную борьбу, к государству нового типа - закономерное движение времени. Здесь нельзя стоять на месте, рассуждая о «русском мире» и «русской идее» с позиции поиска философского камня. Время обязывает нас отвечать на его вызовы сегодня и сейчас, а значит, совершать поступательное движение к будущему.
В жестокой схватке идеологий, которая столь бурно и разрушительно проявляет свои силы в наши дни, ничего не остается, как поставить на пьедестал жизни главными Культуру и Духовность. И историческое предназначение России заключено в том, чтобы созидательный пассионарный толчок дал не только подъем станы и народа, но выразил миротворческую идею светлого настоящего нашей планеты.
Духовная Культура представляет собой мирные инициативы, несущие обновление всему человеческому сообществу. Мировоззрение мира и созидания – древнейшая первооснова бытия, на которой только и возможно совершать движение в будущее. Культура с большой буквы есть, по сути, формула жизни, поскольку в ней заложен Культ Света в качестве морального кодекса человеческого бытия.
Духовная Культура выражает красоту духа народа. Эта истина неоспорима. Сегодня она снова возвращает нас к первоистокам жизни на Земле, обращая внимание на вечные и незыблемые ценности человеческого существования.
Мир и его будущность, как и перспективы нашей страны, тесно связаны с понятием общей гармонии существования. Она не должна стать утопией идеалистов и мечтателей, но найти своих сторонников и созидателей, дабы развернуть панораму жизни, которая, согласно святому Писанию, была «светом человеков». А «свет человеков» и есть действие союза Духовности и Культуры в повседневном процессе нашей жизни. Да будет Свет!