Пакт Рериха – предтеча ЮНЕСКО
Международному договору – Пакту Рериха о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников – 80 лет. Инициатором и вдохновителем его стал художник, учёный Николай Рерих, пакт был подписан 15 апреля 1935 года в Вашингтоне представителями двадцати одного государства Американского континента. Именно этот пакт подготовил основу создания современной международной правовой системы защиты мирового культурного наследия как в мирное, так и в военное время.
Значение этого договора трудно переоценить. Президент МОО «Международного Центра Рерихов» Александр Лосюков рассказал «Литературной газете», что впервые идея об охране культурного наследия у Николая Рериха возникла ещё в 1899 году. Художник много путешествовал по России, бывал на раскопках, изучал истоки русской культуры. «Человеку, не умеющему понимать прошлое, нельзя мыслить о будущем», – писал Рерих.
Чувствуя приближение Первой мировой войны, художник обращался к верховному командованию русской армии и правительствам Франции и США с призывом о сохранении культурных ценностей и выдвигал идею заключения международного соглашения об их охране во время военных действий. И хотя начало войны не дало возможности её реализовать, Рерих продолжал заниматься этим важным делом.
«Он вынашивал эту идею более 20 лет, и к 1935 году, когда снова нарастало военное напряжение, Рериху удалось заинтересовать проектом американское руководство, и в итоге договор был подписан в Вашингтоне 21 страной», – рассказал Александр Лосюков.
Подписание пакта стало важным шагом в истории человечества. В документе нашла отражение антивоенная идея Рериха «Мир через культуру», подразумевающая не только сохранение сокровищ культуры для будущих поколений, но и международные обязательства, основанные на принципе неприкосновенности культурных ценностей, принадлежащих человечеству. Рерих считал, что все культурные ценности несут духовный заряд и, уничтожая их, человечество уничтожает основу, на базе которой оно может духовно развиваться.
«Увеличивая пространство культуры, человечество уменьшает пространство войны и наоборот. Очень простая, но актуальная в современных реалиях истина, – пояснил Лосюков. – Рерих считал, что только через повышение культурного уровня, не как развлечения, а как духовной всеобъемлющей основы, можно выйти на мирное решение конфликтов и сохранить мир в обществе».
Неоценимая заслуга Николая Рериха состоит в том, что он был первым в мировой истории, кто смог организовать широкое международное движение в защиту всемирного культурного наследия.
Пакт Рериха стал первым и пока единственным международным договором, ставящим приоритет защиты объектов культуры выше военной необходимости. Он направлен на защиту памятников культуры, культурных учреждений не только во время вооружённых конфликтов, но и от проявлений вандализма в мирное время.
Можно сказать, что пакт был предтечей ЮНЕСКО – он стал основой для разработки основных принципов деятельности организации, а также подготовки Международной Гаагской конвенции о защите культурного наследия во время вооружённых конфликтов, подписанной 108 государствами мира в 1954 году.
Отличительным знаком Пакта Рериха стало Знамя Мира. На его белом фоне в красной окружности объединены три красных круга, символизирующие прошлое, настоящее и будущее в круге вечности. Это также три составляющие единого поля культуры – наука, искусство и религия.
Международный Центр Рерихов совместно с Международным комитетом по сохранению наследия Рерихов ведут работу по популяризации в мире миротворческих идей пакта. Проект был начат в апреле 2012 года в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже под патронатом ЮНЕСКО. В его рамках в России, странах Европы и Латинской Америки была показана выставка «Пакт Рериха. История и современность».
15 апреля она откроется в здании Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. В экспозиции будет представлен обширный материал об истории создания пакта и его отличительного флага – Знамени Мира. Это уникальные фотографии, архивные документы из фондов Международного Центра Рерихов, копии картин Николая Рериха, оригиналы которых хранятся в разных музеях мира.
Источник Литературная газета: http://lgz.ru