Версия для печати

Доклад Ирины Дарневой (Россия) - Член президиума Международной Ассоциации «Мир через Культуру»

Доклад Ирины Дарневой (Россия)
Член президиума Международной Ассоциации «Мир через Культуру»

Вектор перемен
 
В современном мире, впрочем, как и в более древние времена, вопрос разрозненности геополитических полюсов и народов, населяющих их, не перестает быть актуальным. И если раньше эта проблема замыкалась на разности этнокультур,
 верований и языковом барьере в сопредельных территориях, то сегодня она усугубилась внешней и внутренней идеологической борьбой, достигнув своего апокалипсического максимума: мир человеческий претерпевает общий кризис бытия, затронувший все сферы жизнедеятельности, как самих людей, так и планеты. Такая масштабная геосоциальная болезнь является следствием исповедания, но лучше сказать, подчинения некой преобладающей философии власти. Платон дал ей определение «тимократии», а именно отрицательной форме правления, при которой власть принадлежит военным, честолюбцам и корыстолюбцам – привилегированному меньшинству, обладающему высоким имущественным и материальным цензом. Согласно Платону: «Чем больше они ценят дальнейшее продвижение по пути наживы, тем меньше они почитают добродетель», и,
таким образом, тимократия становится олигархией, продвигающей повсеместно философию имперского и материального превосходства, выставляя все более высокие барьеры между народами и государствами, имеющими разный уровень жизни и материального благополучия.
Старый «тимократический» мир, ныне претерпевающий разрушения, придавал значение добродетели в меньшей степени и больше всего уделял внимание установлению своего миропорядка. Отсюда и «судный день» - кризис бытия, где не только власть имущие, но все мы уравнены перед Богом и все в ответе за происходящее.
Попытки решить проблему недобродетельного и несправедливого миропорядка все же предпринимались и предпринимаются до сих пор, например, внедрением демократии – власти народного большинства. Однако Аристотель, ученик Платона, считал демократические виды мирового устройства отрицательными, поскольку они дают право всем участвовать во властном управлении, в том числе и олигархическому меньшинству, имеющему больше возможностей, нежели обычные люди. Несомненно, что эти «возможности» снова возвращают человеческий мир на круги своя, тогда как могли бы значительно улучшить не только человеческую жизнь, но и ситуацию на планете. Но общий кризис бытия говорит об обратном.
Как быть? - тема, открытая для поиска новых решений.
На протяжении всей человеческой истории  люди не оставляли попыток найти оптимальное решение справедливой и добродетельной жизни. Им давались науки и знания, способствующие развитию интеллекта, нацеливающие внимание на материальный прогресс. Познание материи было обусловлено необходимостью освоения земель и регионов биологической жизни: флора и фауна служили источником питания и материальных благ.
Так постепенно формировалась тотемная цивилизация, ограниченная природными ресурсами и их принадлежностью определенным территориям.
И все же вопрос собственной идентификации «кто я?» поднимал взоры мыслителей к небесам в поисках ответа. Небо отвечало языком мудрости и правды. Постигая его, из дикарей и племенных народов мы постепенно превратились в разумное человеческое сообщество, способное не только трудиться, осуществляя материальный прогресс, также и эволюционно восходить к Высшему прообразу и подобию.
Мировые религии и духовные учения служили ступенями этого восхождения, поднимая человеческие устремления от мира вещей и явлений к более Высоким смыслам существования – к добродетели во всех ее проявлениях. Если сопоставить все ортодоксальные религии и общепринятые философии, можно увидеть одну основную линию: они опираются на этико-нравственную экспоненту, как на свод моральных устоев и предписаний в поведении. Но не одна религия не поднимает вопрос мира во всем мире основополагающим фактором сохранения жизни на земле и затрагивает лишь вопросы качественного изменения человека.
Вопреки разности верований, традиций и взглядов, религиозные представления формировали одно направление - Путь к Богу и само понимание Божественного Бытия.
Однако вся мировая история ясно показывает недостаточность религиозного образования человека и самого общества как такого: на протяжении многих веков планета омывается кровью войн и гуманитарных катастроф, гибнут люди и целые страны, возникают все новые очаги военных конфликтов.
Неспособность религий решить этот глобальный конфликт человеческого бытия вполне очевидна, как и очевидна неспособность широко развернутой демократии средствами дипломатии и идеологии, направлять геополитику в русло созидания мира во всем мире. Надо признать и тот факт, что современный человеческий мир  теряет не только свои духовные ориентиры жизни, но и способность устойчивого цивилизационного развития. А именно последнее является залогом мирного будущего самого человечества и планеты. Поэтому на современном этапе остро встает вопрос устойчивого цивилизационного развития в целостной системе международных отношений. В этом заключена стратегия многополярного сосуществования народов, основы которой стоят на общих базовых ценностях жизни – Духовной Культуре, также и на ясных и понятных принципах мирового порядка, отраженных в международных директивных документах.
Следует отметить, что предыдущее столетие, несмотря на напряженную мировую ситуацию с гонкой вооружений, созданием ядерного оружия, Первой и Второй мировыми войнами, революциями и прочими переворотами, континентальными противостояниями, не изобиловало политико-нормативными документами в области укрепления мира и гарантий безопасности. Изучение этого вопроса показывает, что таких директив всего несколько, а именно:
Пакт Бриана-Келлога 1928 года (отказ от войны в качестве орудия национальной политики);
- Декларация 4-х государств СССР, США, Великобритания, Китай (Тегеранская конференция 1943 года);
- Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека 1949 года;
- Заключительное коммюнике Бангдунгской конференции 1955 года;
- Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года;
- Декрет о мире Ленина 1917 года;
- Вашингтонский Пакт Рериха (о защите культурных ценностей) 1935 года.
Все эти документы имеют уже историческую давность, более того их директивный формат устарел и не соответствует глубинному запросу нынешнего века, но в большей степени не отвечает тенденции новой эпохи. Более того, директивы прошлого века действуют в ограниченном доступе, т.е. в условиях военного положения и реалий однополярного мира наций, замкнутого в рамки капитала и борьбы за демократию.    
Грозные вызовы современного периода в связи с достижениями в области научно-технического прогресса в сфере информационных и военных технологий требуют принятия кардинальных мер в решении вопроса мирного сосуществования народов и стран в современных условиях. Несомненно, что новый формат документов будет касаться именно системы отношений многополярного мира, а, следовательно, призван создать новую стратегию и развернутую панораму действия и международной и межгосударственной дипломатии. Поэтому на повестке дня остро встает вопрос о Международном соглашении - Пакте о Мире как документе Новой эпохи и новой стратегии сосуществования народов в условиях многополярного мира.
Уже сейчас вектор перемен требует кардинальных изменений в каждой стране, человеческом сообществе и в самом человеке.  
В Новой эпохе должны решаться стратегические задачи жизни исключением идей, насаждающих однополярное (глобализационное) устройство мира. Эти предложения также поступают от зарубежных специалистов, более того, глобализация широко шагает по планете. Однако, как показывает история, глобализация процессов жизнедеятельности не приводит к положительным результатам, поскольку мир человеческий не может быть однородным и в этом заключена его индивидуальная особенность.
Тенденции же современного человеческого сообщества в плане его дальнейшего развития направлены на преодоление кризисных процессов в мировой экономической системе. Согласно физическим законам бытия человеческий мир изменяется циклично. Как правило, за восхождением наций и народов, отдельных государств, следуют периоды спада, а в критических случаях наступает их полное разрушение.
В настоящий момент мы являемся очевидцами и участниками подобной цикличности. В исторически обозримом отрезке времени на примерах собственных государств, также и других геополитических регионов можно проследить общемировую кризисную ситуацию, которую следует выразить определением «дисгармония существования». повлекших дисгармонию, можно перевести стрелки на тимократию, несовершенство демократии, глобализацию и т.п. Но  на самом деле их примерно столько, сколько живет людей на земле, ведь каждый из нас несет что-то свое этому миру, в той или иной степени нарушая изначальную гармонию жизни. Таким образом, происходит накопление напряженности в разных сферах человеческой жизнедеятельности, что влечет за собой разъединение народов, повышение уровня конфликтности, возникновение на этой почве антисоциальных явлений и противоречий. Вне всяких сомнений, ситуация в мире, как и в нашей стране требует безотлагательного применения антикризисных мер.
Все эти вопросы остро возникают на фоне современного (как его принято называть) мультикультурного пространства, разделенного границами социальных, этнических и национальных различий, взаимопроникающих друг в друга. На этот счет сложилось устойчивое мнение, что национальная культура создает препятствие для взаимодействия этносов и народов других стран и континентов, однако все эти границы являются в большей степени идеологическими и политическими, нежели культурными.
Вопрос мира во всем мире - главный в повестке дня. Для его решения изыскиваются разные формы межкультурного взаимодействия. Как показывает история, попытки создать некий усредненный тип толерантной культуры, приемлемой для всех народов мира, оборачиваются разрушением древних этнических основ, что ведет к потере собственной идентификации народов, тогда как именно эти основы являются коренной жизненной энергией, дающей возможность развиваться этносам и материально, и духовно, а значит, поддерживать гармонию жизни.
В вопросе урегулирования межнациональных и межэтнических отношений, стирания барьеров существования наряду с идеей создания толерантной усредненной культуры существует и другой подход – аккультурация, как слияние народов в одну социокультурную среду. Изначально этот процесс был направлен на ассимиляцию и заимствование элементов культур сопредельными народами для их мирного сосуществования. В дальнейшем он приобрел выраженное преобладающее влияние культуры, позиционирующей себя  доминантной. Здесь возникает более существенный вопрос качества этой доминантной среды, а, следовательно, качества жизни как таковой.
Культура призвана воспитывать поведение человека, взращивать в нем Этику жизни, прививать красоту и гармонию. Аккультурация нынешнего периода ставит задачу смещения акцентов в сторону потребления благ и ресурсов, превращения их в удовольствия жизни. Такая тенденция разрушительно действует на человеческую личность и общество, происходит потеря ценностных ориентиров, что ведет к засилью бескультурья и безнравственности.
Когда не учитываются возможности культурного развития и эволюции во всех областях человеческой жизнедеятельности, включая и самого человека, тогда невозможен подъем наций и народов. Это сполна доказано мировой историей.  
Человечество вполне закономерно сталкивается с проблемами освоения Нового эволюционного витка в развитии мира, поскольку наряду с открытиями в области науки и других жизненно-важных сферах, а также раскрытием духовных возможностей, действуют и старые стереотипы поведения, общественной морали, как и старые формы международных отношений и документов, тормозящие эволюционный прогресс. На передний план выходят вопросы выживания человечества, диалога культур и религий, принятия решений в построении нового международного порядка. Все эти вопросы имеют одну стратегию их решения: развертывание панорамы мирокультурного устройства жизни. Начало ему положено на Всемирном Форуме Духовной Культуры в утверждении идеалов Света, дружбы, единства и духовного согласия.
Мир вступил в новую фазу своего развития, что подразумевает не изыскание креативных форм существования и интеллектуального бытия, а возвращения к незыблемым ценностям Духовной Культуры. Эти ценности представляют собой краеугольный камень жизни, представляющий Добродетель, также они являются фундаментом для построения Нового Мира.
Духовная Культура в современном ее прочтении утверждает Светлую Жизнь не для отдельной нации, этноса, социальной группы, а для всего человечества в целом. Улучшение жизни – задача и мечты каждого человека. Каждый стремится жить в светлом настоящем, тогда как в старом мире мечты и грезы были о светлом будущем. В отличие от культуры, представляющей собой разновидности творчества и этнических особенностей, Духовная Культура содержит сплав всех светлых мыслей человечества, а также извечных основ существования. Мирокультурное устройство жизни определяет дальнейшее человеческое бытие. Невозможно ни методом усреднения культур, ни методом заимствования элементов культур привести человеческое сообщество к единству и согласию. Каждый этнос, нация, раса имеет свои культурные особенности и традиции, но все мы имеем одно стремление к Общему Благу, а, значит, к Свету. Духовная Культура является носительницей Света и Общего Блага. Высший Свет имеет один источник, таким образом, и народы имеют один корень жизни.
Культура народов – неотъемлемая часть мировой сокровищницы Духовной Культуры. Процесс построения мирокультурного пространства определяет приоритетом единство и духовное согласие народов, Культурное достояние человечества. Эта направленность выражает новый цивилизационный вектор, ведущий к гуманизации, одухотворению и улучшению жизни во всех сферах жизнедеятельности. Всемирный Форум Духовной Культуры явился не просто историческим моментом смены парадигмы существования, он поставил своего рода точку для развертывания Новой панорамы жизни – одухотворенного пространства.