Доклад Бегалиева Муратбека - Композитор, Народный артист Кыргызской Республики
Доклад БЕГАЛИЕВА МУРАТБЕКА
Композитор, Народный артист Кыргызской Республики, Лауреат Государственной премии КР им.Токтогула, Ректор Кыргызской Национальной консерватории, Профессор, академик г.Бишкек, Кыргызстан
ВТОРОЙ ВСЕМИРНЫЙ ФОРУМ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТАНЕТ ВАЖНЫМ ЭТАПОМ НА ПУТИ МИРА И СОГЛАСИЯ
Уважаемые члены Международного оргкомитета и гости! Уважаемый Толеген Мухамеджанович!
Ровно 22 года назад я имел честь принимать участие в 1-м Всемирном Конгрессе Духовного Согласия, участники которого обратились к государствам всего мира с призывом объявить 18 октября Днем примирения, взаимопонимания, милосердия и помощи ближнему. За два десятилетия традиция отмечать это день встречами на древней казахской земле вылилась в широкое интернациональное движение. Разрешите мне, постоянному участнику таких встреч, поделиться с вами тем, что особенно волнует.
Уважаемые члены Оргкомитета! Мы встретились сегодня, когда мир находится в опасном дисбалансе, а голоса цивилизаций остро диссонируют между собой. И мы осознаем: от того, каким будет интеллектуальный и конструктивный уровень Второго Всемирного Форума Духовной Культуры, во многом зависит судьба его итоговых решений.
Несмотря на сложность геополитической обстановки, я по-прежнему уверен, что именно в диалоге сохраняется культурный и конфессиональный плюрализм и в то же время единое духовное, гуманитарное пространство. Наш серьезный, глубокий диалог с тех пор, как был учрежден этот Форум, является примером духовного согласия деятелей культуры, искусства, науки, образования из разных стран.
Эта инициатива принадлежит Лидеру нации – президенту Республики Казахстан Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, при поддержке таких крупных общественных объединений, как Ассамблея народа Казахстана и Международный общественный фонд «Конгресс Духовного согласия».
Мой старший друг и коллега Чингиз Айтматов еще во второй половине прошлого века обратился к миллионам читателей со словами: «Человек, помни, кто ты и зачем пришел на эту землю!». Иссык-Кульские форумы под эгидой выдающегося писателя поднимали вопрос о миссии и задачах культуры на пороге нового столетия. Тогда мне посчастливилось выполнить просьбу Чингиза Торекуловича и создать «Гимн Творцу» с девизом: «У каждого народа есть свой голос, вместе они звучат намного сильнее и тверже, как всеобщий Гимн творцу-художнику и молитва Богу»...
Уважаемые члены Оргкомитета!
История Евразии, располагающейся на древних караванных маршрутах Великого Шелкового пути, – пример мирного взаимодействия культур, толерантности и народной дипломатии. Этот опыт, по моему глубокому убеждению, должен быть тщательно изучен. Против насилия, пошлости, наркомании, терроризма надо использовать этический потенциал традиций, культур, религий и знаний. Свидетельство тому – будущий высокий Форум, концепцию которого мы обсуждаем.
Нам в наследство достались не только высокие, как горы, духовные заветы предков, но и чистейшие родники мудрости, изумрудные просторы фантазии... И мы сделаем все от нас зависящее, чтобы передать это неоценимое богатство нашим потомкам! Уверен, что Второй Всемирный Форум Духовной Культуры станет мощным интеллектуальным рывком вперед, по пути мира и согласия.
Предлагаю вниманию уважаемых членов Международного оргкомитета тезисы для обсуждения и вынесения на дискуссию Второго Всемирного Форума Духовной Культуры.
Спасибо за внимание!
ТЕЗИСЫ
для обсуждения на Международном оргкомитете и вынесения
на дискуссию Второго Всемирного Форума Духовной Культуры
1. КУЛЬТУРА – НАИБОЛЕЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНАЯ СФЕРА БЫТИЯ. Террор, война своей мишенью избирают духовность по преступному принципу: «Уничтожить культуру – уничтожить народ». В обществе, где на пьедестал вознесена культура, нет места терроризму и экстремизму. Именно культура должна сыграть решающую роль в мобилизации духовно-творческого потенциала народов. Однако во многих странах мира идут негативные процессы, вызванные коммерциализацией культуры, оттеснением её к области досуга.
2. ИСТОРИЧЕСКАЯ МИССИЯ ТРАДИЦИОННОГО НАСЛЕДИЯ: сохранить духовно-нравственную стабильность общества, не допустить разложения его основных моральных ценностей. Примером может служить великий кыргызский эпос «Манас», которому доступна убедительная сила общечеловеческих истин. За символами кочевья – океан знаний о природе, о человеке, о космосе. Такой опыт имеется в наследии и религиях всех этносов планеты.
3. НОВЫЙ ОБРАЗ ЕВРАЗИЙСКИХ КУЛЬТУР. Культура способна развиваться только в диалоге с другими культурами, который ведет не к утрате самобытности, а к обогащению и росту. Без уважения к другим культурам невозможен и собственный прогресс, основанный на пиетете к родным истокам. «Я хочу, чтобы в моем доме были открыты окна и дули ветры всех культур. Но я не хочу, чтобы этот ветер сбивал меня с ног»! (Махатма Ганди).
4. АКТУАЛИЗАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ. Процессы глобализации ведут к растущему униформизму культурного самовыражения. Одним из способов уйти от обезличивания культур стала тема сохранения и развития исторической и культурной памяти и ее опасная альтернатива – манкуртизм (Ч. Айтматов).
5. У ПОДНОЖИЯ МИРОВОГО ДРЕВА КУЛЬТУРЫ. Детство и юность, талант и патриотизм человек получает вместе с рождением. Поэтому проблемы просвещения, воспитания и образования молодежи, которая находится у подножия мирового древа культуры, так или иначе затрагивают каждое современное общество.
6. НОВАЯ ФОРМУЛА ГУМАНИЗМА И ДУХОВНОСТИ. Природно-техногенные, социально-экономические катастрофы Земли подвергают сомнению гуманитарные и научные открытия, когда-то поставленные на службу человеку. Страдают люди, экология, культура... Но законам диалектики неподвластна истинная Пассионарность. Были, есть и будут те, кто, несмотря ни на что, строит дорогу к Храму. Один из примеров – плодотворная деятельность фонда «Конгресс Духовного Согласия».
7. ВОССТАНОВИТЬ ПРОЦЕСС ДУХОВНОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА. Причиной социально-экономического кризиса стал угрожающий разрыв с духовными корнями и ценностями. Выросло уже не одно «потерянное» поколение. Воспроизводство духовности следует начинать с религии, языка, культуры, образования. Но когда эти начинания оборачиваются гуманитарными катастрофами, разочарование уводит молодежь в виртуальный мир, в Интернет-пандемию. Духовное преображение – корень культуры.
8. ВЕЧНЫЙ КРУГОВОРОТ КУЛЬТУРЫ. Мы во многом несовершенны, но нам Всевышним дарована способность творить, опираясь на тысячелетний опыт. Исповедуя культуру как преображение мира, великие мастера искусства и науки остались в нашей благодарной памяти. Постараемся использовать этот божественный дар во благо Жизни!
9. МИР НЕ ИЗМЕНИТСЯ, ПОКА НЕ ИЗМЕНИТСЯ ЧЕЛОВЕК. Проблема наших дней заключается в противоречии между возрождением духовности и неготовностью общества к восприятию этого феномена в его истинной значимости и полноте. Философы, поэты, ученые и политики пытаются создать новые образы искусств, наук, государственных систем, которые способны осуществить возрождение человека и мира.
10. К ДУХОВНОМУ СОГЛАСИЮ ЧЕРЕЗ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ. Религия и культура – первоистоки духовности. Игнорирование базовых духовно-религиозных ценностей вызвало опасный социально-духовный вакуум. Об этом нас предупреждали пророки. Сможем ли мы извлечь урок из неумолимых фактов истории?
11. ТВОРЧЕСТВО – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ. Всевышний вместе с уникальным даром препоручает творцу миссию доброй воли. Наш мир во многом зависит от силы идей. На фоне всеобщих стандартов недооценка роли художника приводит к необратимым последствиям: нравственной глухоте, беспамятству, героизации антигероев.
12. СЛУЖЕНИЕ ИСКУССТВУ И КУЛЬТУРЕ – СЛУЖЕНИЕ МИРУ. Кризис духовности, который открыл дорогу катастрофическому старту Третьего тысячелетия, под силу разрешить именно человеку, чему бы он себя ни посвятил – науке, искусству или духовному служению. В цивилизации случались и взлеты, и падения, но культура всегда олицетворяла истину, возрождающую человека. Наш мир – творение Культуры и останется таким навеки.