Версия для печати

Совет Федерации предложил Правительству включить в план законопроектной деятельности на 2014 год разработку закона о культуре в РФ

Совет Федерации направил обращение к Председателю Правительства России Дмитрию Медведеву с предложением включить в план законопроектной деятельности на 2014 год разработку Федерального закона о культуре в Российской Федерации. Об этом сообщила Председатель верхней палаты Валентина Матвиенко на заседании Президиума Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации.

«В Год культуры Президентом России поставлена задача подготовить проект основ государственной культурной политики. Работа над этим важнейшим документом уже началась». Для реализации современной государственной культурной политики  необходим прочный правовой фундамент, подчеркнула спикер СФ.

В частности, она выступила за принятие в этом году нового закона о культуре. «На сегодняшний день базовым законодательным актом являются «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», принятые в 1992 году, которые уже выдержали 12 редакций».

Валентина Матвиенко напомнила, что в Государственной Думе уже есть проект такого закона, который можно было бы доработать. «Если мы объединим усилия, сможем сделать хороший законодательный документ».

Председатель Совета Федерации также указала на важность принятия комплекса законодательных мер по сохранению нематериального культурного наследия народов России. «Мы уже не можем игнорировать многочисленные предложения субъектов Российской Федерации по этому вопросу.  Региональное законодательство в данном направлении развивается быстрее федерального».

Валентина Матвиенко призвала проанализировать и привести региональные правовые акты о культуре в субъектах Российской Федерации в соответствие федеральному законодательству, чтобы обеспечить реализацию единой культурной политики.

Глава верхней палаты обратила внимание на вопрос финансового обеспечения развития культуры. По ее мнению, нужно ускорить принятие закона о меценатской деятельности, а также с участием экспертов проработать вопросы, связанные с иными возможностями поддержки культуры. К ним спикер СФ, в частности, отнесла институты национальных лотерей и филантропии, то есть предоставление права предпринимателю направлять часть своих налогов на реализацию социально значимых проектов.

Касаясь второго вопроса повестки – совершенствования организации законотворческого процесса, Валентина Матвиенко выступила за разработку и принятие закона о порядке принятия федеральных конституционных и федеральных законов, а также  закона о нормативных правовых актах. «Это серьезно упорядочило бы на практике систему всего законотворчества», - убеждена глава палаты.

Она также обратила внимание на имеющие место случаи нарушения порядка, установленного федеральным законодательством, Регламентом Государственной Думы по вопросам совместного ведения. В регионах указывают, что иногда в законопроектах, затрагивающих вопросы совместного ведения, между первым и вторым чтением появляются новеллы, которые меняют их концепцию и даже возлагают на субъекты РФ дополнительные финансовые расходы. При этом на согласование в регионы такие законопроекты направляются перед первым чтением, а второй раз не всегда, пояснила спикер СФ.

В этой связи она напомнила о решении Конституционного суда России, в соответствии с которым нарушение регламента и процедур принятия закона может являться основанием для его отмены в случае обращения в Конституционный суд. Валентина Матвиенко предложила обсудить этот вопрос и подумать, как избежать подобных ситуаций в будущем.

Глава верхней палаты российского парламента также проинформировала о новациях в работе Совета законодателей в текущем году. «Мы предлагаем теперь на каждом заседании заслушивать информацию о работе комиссий Совета законодателей. Другое новшество – расширить формат наших встреч, привлекать к нашим мероприятиям государственные и общественные структуры».

Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин также заявил о необходимости сделать шаг вперед в повышении эффективности и качества законотворческой работы. Он согласился с Валентиной Матвиенко в том, что необходимо тщательно определиться с пониманием концепции того или иного закона. «Законы должны опираться на Конституцию РФ, учитывать международные нормы и не дублировать друг друга». Для решения этой задачи глава нижней палаты предложил активнее привлекать к законотворческой деятельности экспертное сообщество. «Мы должны понимать масштаб задач, стоящих перед нами».

Спикер ГД выразил уверенность в том, что подготовленный Советом законодателей Отчет о состоянии российского законодательства повлияет на всю работу парламентариев. «Главная его идея - повышение качества законотворческой деятельности».

Сергей Нарышкин высказался за четкое регулирование правовой национальной системы и эффективность правовых экспертиз в отношении принимаемых нормативных актов.

В заседании приняли участие Министр юстиции Александр Коновалов, Министр культуры Владимир Мединский, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, представители руководства органов законодательной власти субъектов РФ.

*           *          *

Министр культуры РФ Владимир Мединский проинформировал собравшихся о том, какая работа проведена ведомством в прошлом году и какие законопроекты будут представлены законодателям в ближайшее время. По его словам, в Год культуры необходимо уделить внимание, прежде всего, текущим проблемам отрасли.

Владимир Мединский сообщил, что в настоящее время министерством подготовлено 23 нормативных документа в сфере культуры, и сейчас они находятся на согласовании в различных ведомствах. Среди них – правовые акты, регулирующие туристскую деятельность, антипиратское законодательство и другие.

В свою очередь советник Президента РФ Владимир Толстой отметил, что к проведению Года культуры федеральные, региональные органы власти, муниципалитеты подошли с пониманием того, что национальная политика в сфере культуры - общее дело. «Сейчас нам необходимо объединить усилия, чтобы не потерять время для выработки важнейших для страны документов». В связи с этим, он подробно проинформировал членов Совета законодателей о работе над Основами государственной культурной политики.

Председатель Комитета Госдумы по культуре Станислав Говорухин подчеркнул важность общественного и экспертного обсуждения новых подходов в сфере культуры. В частности, при подготовке Основ государственной культурной политики требуется определить основные цели и механизмы в данной области.

Председатель Государственного совета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин заявил о том, что закон о культуре нужен регионам. «Субъекты Российской Федерации готовы принять участие в его подготовке». По словам Фарида Мухаметшина, в новом законе необходимо обратить особое внимание на развитие нематериального культурного наследия, которым богата наша страна.

*         *         *

Для лиц, поступающих на государственную гражданскую службу, может быть введен экзамен на знание Конституции Российской Федерации. Об этом сообщил председатель Комитета Государственной Думы по образованию Вячеслав Никонов. Он подчеркнул, что в настоящее время никто не запрещает проведение подобных экзаменов, но проводятся они далеко не везде и не на должном уровне. «Государственная Дума создала рабочую группу, члены которой размышляют над тем, как содержательно и методически организовать изучение Конституции России кандидатами на госслужбу и систему экзаменов. Но не хотелось бы, чтобы инициатива исходила только из центра — важно учесть в этом случае опыт субъектов Федерации». Вячеслав Никонов пригласил к участию в работе группы членов Совета Федерации, членов Президиума Совета законодателей и представителей регионов.

Один из авторов действующей Конституции России, проректор МГУ им. М. В. Ломоносова Сергей Шахрай уточнил, что сейчас обсуждаются различные формы сдачи экзамена на знание Основного закона страны. «Это может быть индивидуальное собеседование, реферат, анкетирование, тестирование», – сказал он. По мнению Сергея Шахрая, оптимальным вариантом будет компьютерное тестирование – по аналогии с экзаменами на знание правил дорожного движения. Знание Конституции может быть включено в квалификационные требования к должностям государственной службы.

*         *         *

Президиум Совета законодателей рассмотрел вопрос «О совершенствовании законотворческого процесса в Российской Федерации».

Министр юстиции РФ Александр Коновалов отметил, что в современных условиях должны совершенствоваться подходы к организации процесса законотворчества. «В последние два года мы наблюдаем тенденцию активного участия гражданского общества в законотворческом процессе. Это в том числе отражено и в Регламенте Правительства РФ, где предусмотрено обсуждение целого ряда нормативно-правовых актов в общественных советах».

Министр рассказал о проблемах нормотворческой работы. Он обратил внимание на ситуацию с рамочным или декларативным характером ряда принимаемых законопроектов. Имеет место и большое количество отсылочных норм, в том числе к подзаконным актам. Последние часто не готовы, что делает закон по сути бессильным. «При этом качество подзаконных актов, составленных некоторыми ведомствами, оставляет желать лучшего».

Увеличилось количество актов без самостоятельного предмета правового регулирования, сказал Александр Коновалов. «Речь идет о попытках решить отдельные социально-экономические вопросы путем деклараций, хотя проблема часто лежит не столько в области правового регулирования, сколько в области правоприменения».

К сожалению, до сих пор применяется практика так называемого «маятникового регулирования», при которой та или иная правовая норма несколько раз сначала вводится, а затем отменяется, указал Министр. «Среди других проблем – разработка законопроектов о внесении изменений в нормативные акты, которые не вступили в силу; «размывание» федерального закона через принятие к нему поправок, принципиально изменяющих действующие правила; значительное и подчас концептуальное изменение текстов законопроектов ко второму чтению».

Александр Коновалов сообщил, что Министерство юстиции сможет подготовить законопроект о нормативных актах («закон о законах») уже в первом полугодии текущего года. «Вопрос о принятии такого акта поднимался уже неоднократно. В «законе о законах» должно быть прописано, какими должны быть законы и в каком порядке должны приниматься».

Председатель Московской городской Думы Владимир Платонов отметил, что в России действует большое количество субъектов законодательной инициативы, в законодательной деятельности участвуют 83 субъекта Федерации.

В качестве важных задач по совершенствованию нормотворческой деятельности Владимир Платонов назвал развитие электронного документооборота по законодательным инициативам. «Необходимо предложить регионам составить список первоочередных законов, принятие которых для них крайне необходимо. Мы можем использовать потенциал федеральных округов, чтобы регионы консолидировано высказывали свои мнения по тем или иным законопроектам. При разработке федерального закона, касающегося регулирования вопросов совместного ведения, необходимо разрабатывать рамочный закон для субъектов Федерации».

Председатель Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Сергей Попов назвал три направления совершенствования законотворчества: расширение практики «нулевых» чтений, предусматривающих экспертную оценку законопроекта; сопровождение правового акта на всех этапах его рассмотрения в парламенте и мониторинг правоприменительной практики. «Мы все боремся за качество законопроектов. Мы активно используем такой инструмент как Совет непарламентских партий, чтобы обсуждать вместе с ними все законодательные инициативы, получаем много интересных замечаний».

Председатель Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Вадим Тюльпанов отметил, что Регламенты обеих палат парламента не всегда соблюдаются. «Нам приходится рассматривать законы, которые поступают в Совет Федерации буквально накануне заседания. Это не может не отражаться на качестве законодательной деятельности». Он подчеркнул также, что «закон о законах» необходим.

*         *         *

По итогам обсуждения Президиум Совета законодателей принял решение, в котором обратил внимание на необходимость совершенствования регулирования законодательного процесса, активно проводить работу, направленную на повышение качества законопроектов и уровня экспертного обеспечения законодательного процесса, шире привлекать представителей гражданского общества.

Необходимо расширять практику проведения совместных конференций, семинаров, «круглых столов» и иных мероприятий, направленных на обмен опытом законодательной деятельности.

Законодательным органам регионов рекомендовано активно использовать возможности экспертной оценки законопроектов в Совете законодателей, размещать отзывы на проекты федеральных законов, а также поправки к ним на их официальных сайтах.

Признано целесообразным изучить практику работы над законопроектами с точки зрения соблюдения процедуры принятия федеральных законов, регулирующих вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и регионов. Речь идет о согласовании проектов законов с законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации и соблюдении сроков такого согласования.

*         *         *

С информацией о работе Комиссии Совета законодателей по координации законотворческой деятельности и мониторингу законодательства выступил председатель Московской городской Думы Владимир Платонов. Он сообщил, что в 2013 году состоялось 21 заседание Комиссии, которая рассмотрела 22 законодательных предложения. По 19 из них работа уже закончена, по трем оставшимся все процедуры будут завершены в феврале этого года.

Первый заместитель Председателя Совета Федерации Александр Торшин довел до сведения членов Президиума Совета законодателей, что в план работы Совета на 2014 год поступило 150 предложений. Часть инициатив уже согласованы с профильными комитетами Государственной Думы и Совета Федерации.

Главный редактор «Парламентской газеты» Александр Коренников напомнил, что на предыдущем заседании Совета законодателей было высказано предложение всем региональным парламентариям в 2014 году провести отчет о своей деятельности за последние два десятилетия. Такая работа поможет в анализе состояния законотворчества. «Минувший год прошел под знаком 20-летия Федерального Собрания, текущий год может быть посвящен 20-летию региональной представительной власти. «Парламентская газета» может и должна стать главной информационной площадкой для такой работы».



Источник: http://council.gov.ru