Версия для печати

Как устроено православное Рождество

Кто такие ветхозаветные святые, о чем поют в храмах, почему сочельник так называется и как понять, что происходит в церкви во время богослужения.

ПОДГОТОВКА

Подготовка к празднованию прихода Христа в мир начинается у православных христиан за 40 дней до Рождества, с Рождественского поста (28 ноября). Он не такой строгий, как Великий пост, предшествующий Пасхе, но тоже очень важный. Через неделю после начала Рождественского поста звучит первое напоминание о том, что приближается праздник, к которому мы готовимся.

Это напоминание связывается с другим событием литургического календаря, праздником Введения Богородицы во храм (4 декабря). На вечернем богослужении Введения впервые начинают звучать слова из Рождественского канона, написанного знаменитым византийским гимнографом Космой Маюмским. Эти слова начинаются радостным восклицанием «Христос раждается, славите, Христос с небес, срящите [то есть встречайте]». Они напоминают христианам о том, чему, собственно, посвящен Рождественский пост.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В день памяти апостола Андрея (13 декабря) в храмах поют стихиры, которые напоминают, что пора подготовиться к скорому великому событию: «Вифлееме, благоукрасися! отверзи врата, Едеме!» — говорится в одной из них («Вифлеем, благоукрашайся; Эдем [то есть рай], открывай свои врата»).

По мере приближения праздника увеличивается и частота упоминаний событий и людей, тем или иным образом связанных с Рождеством.

Во-первых, все чаще упоминаются волхвы, восточные цари-мудрецы, которые узнали о рождении Великого Царя из наблюдений за звездами и принесли новорожденному Христу дары. Церковь как бы побуждает верующих отправиться в путь вместе с волхвами на поиски грядущего Царя: «Волсви, идите видети Спасение, в яслех повиваемое, Егоже звезда показа верху вертепа» (русский перевод: «Волхвы, идите посмотреть на Спасение [то есть на Младенца Христа], которое сейчас пеленают в кормушке для скота и на которое указала звезда над пещерой»).

Во-вторых, Церковь специально посвящает два воскресенья, предшествующих Рождеству, воспоминанию о ветхозаветных святых, праведная жизнь которых сделала их достойными считаться в некотором роде предками Христа по человечеству. Так, за две недели до праздника вспоминаются святые праотцы — в их число входят как мужчины, так и женщины — например, прародители Адам и Ева, пророки (Исаия, Иеремия и прочие), цари, полководцы и правители (Давид, Гедеон, Иисус Навин, Девора), праведники (Авраам, Моисей, Мариам, Рахиль). Церковь призывает почтить их память и вспомнить об их связи с Девой, Которая явилась как бы плодом праведной жизни многих поколений:

 

«Верою праотцев Ты оправдал, в их лице предобручив с Собою Церковь из всех народов. Хвалятся во славе святые, ибо от семени их плод славный, — без семени Родившая Тебя…»

 

Русский перевод о. Амвросия (Тимрота)

 

 

А в последнее воскресенье перед Рождеством вспоминаются святые «отцы» — люди, принадлежавшие к роду, из которого происходил Христос. Их имена звучат не только в песнопениях, но также перечисляются по порядку в отрывке из Евангелия от Матфея, которое читается в этот день: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его…» (Мф. 1:1).

 

«Явилась концам мира праотцев память, света поистине исполненная и зарями благодати сияющая: ибо Христос, Солнце светлое, свыше просияв издалека, сонм звезд ведет, с Ним воссиявший; и Рождество Богочеловека является, в пределах Вифлеема совершающееся».

Русский перевод о. Амвросия (Тимрота)

 

Но, конечно, на первом месте в песнопениях рождественского периода находятся будущая Мать и сопровождающий ее Иосиф Обручник. Гимнографы, подражая создателю псалмов царю Давиду, включают в описание их путешествия в Вифлеем всю природу: «горы и холмы, поля и дебри, восклицайте, исполняясь божественного веселия», «пещера, готовься». Дева Мария сравнивается со светлым облаком, из которого должен излиться благодатный дождь, с приближающейся весной, которая изгонит «зиму безбожия», с агницей, которая родит жертвенного Агнца.

Иосиф Обручник, таинственный, тихий персонаж евангельской истории, о котором нечасто вспоминают, тоже внезапно обретает свой голос. Авторы песнопений вступают с ним в диалог, спрашивая об обстоятельствах странного зачатия. Стихира «Иосифе, рцы нам» начинается таким провокационным вопрошанием: «Иосиф, скажи нам: как Деву, Которую взял ты из Святилища, беременной приводишь в Вифлеем?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Но Иосиф, не смущаясь, дает ответ: «Я пророков исследовал и, откровение получив через Ангела, удостоверился, что Бога родит Мария неизъяснимо; Ему на поклонение волхвы с Востока прибудут, с дарами драгоценными служение совершая. Воплотившийся нас ради, Господи, слава Тебе!»

Итак, эти творения церковных поэтов, встроенные в будничные и праздничные службы, помогают верующим настроиться на определенный лад — радостное ожидание праздника. А за пять дней до Рождества начинается особый период, так называемое «предпразднство», особая подготовка к празднику, когда почти все песнопения выражают радостное ожидание прихода Мессии. Верующие, символически прошедшие в течение поста путь к Вифлеему вместе с волхвами, Марией и Иосифом:
 

«Будем предпраздновать, люди, Христово Рождество, и, вознеся ум к Вифлеему, вознесемся мыслью, и усмотрим Деву душевными очами, идущую родить в вертепе всех Господа!»

Присоединиться к грядущему торжеству приглашаются не только люди, но и всё творение, включая и ангельские силы. Одна из красивейших стихир предпразднства рисует образ ангелов, принимающих непосредственное участие в подготовке самого рождения.

 

«Ангельские силы, пойдите вперед; обитатели Вифлеема, приготовьте ясли, ибо рождается Слово, предходит Премудрость. Принимает приветственное целование Церковь, в радость Богородицы; а мы, люди, скажем: «Благословен пришедый, Боже наш, слава Тебе!»

 

Источник: http://www.culture.ru