Версия для печати

К 85-летию Эдуарда Балашова

 


25 июня 2023 года Эдуарду Владимировичу Балашову исполнилось бы 85 лет.

Поэт, Философ, человек, постоянно передававший ученикам свою мудрость, свою жизненную энергию, свою доброту.

Не устающий от этой нелёгкой, но благодатной ноши. «Высшая мудрость – это доброта», – говорил он.

Предлагаем вниманию читателей прижизненное интервью с Эдуардом Балашовым, опубликованное в честь его 70-летия в «Литературной газете».

 

 

 

На синеве сердца – ни облачка!

 

– Эдуард Владимирович, 70 – много или мало?

– Для человека это больше, чем нужно. В Тибете считают, что человеческий век равен 60 годам. Если сверх этого даётся ещё время, значит, ты не выполнил свою жизненную задачу. А она заключается в самосовершенствовании. Исповедуя принцип самосовершенствования, то есть внутреннего движения к свету, человек трудится на благо всего человечества. Главное – развить своё сознание для участия в эволюции, в божественном творчестве.

– А в чём, на ваш взгляд, смысл творчества?

– Только творчество помогает встать на путь самопознания. Кто не творит, тот и не живёт, а только готовится к жизни. Через творчество становится возможным общение с Творцом. Открывается доступ к Свету внутри нас, вызволяется духовная сила для того, чтобы создавать новое – вечное. И поэт тоже творец этой реальности, точнее, сотворец. Но реальность надо понимать не как застывшую данность, а как то, что постоянно изменяется, обновляясь. Поэтому, с одной стороны, поэт творит своё, индивидуальное инобытие, с другой – инобытие вообще. Творческая реальность – это увиденное вечно первым взглядом любви. И в то же время это явленный из вечности и творящий новую вечность путь. Но надо понимать: всё, созданное тобою, – твоё и не твоё. Твои лишь несовершенства.

«Земля и небо живут не для себя», – учил Лао-Цзы. Когда не ищем ничего для себя, тогда и находим себя и можем «положить себя за други своя». Не имея – не отдашь.

«Вершина ума – мудрость, а вершина мудрости – доброта», – сказано святым отцом на Западе. А на Востоке добавлено: «Доброта есть конец самого себя». Являя доброту, сердце открывается чистым помыслам. Надо научиться смотреть на мир с доверием, глазами сердца. А если к творчеству прибавить любовь, то мы почувствуем радость приближения к Высшему миру. И тогда возможно достичь благостного состояния, когда, образно говоря, на синеве сердца – ни облачка!

– Эдуард Владимирович, с 1979 года вы руководитель семинара поэзии в Литературном институте. На ваших глазах и с вашей помощью выросло немало поэтов. Что самое важное должен донести учитель до ученика?

– Ученик необходим учителю так же, как и учитель ученику. Но учитель приходит только тогда, когда ученик готов. Научить писать стихи нельзя, но можно помочь раскрыть свой творческий потенциал. Для этого необходимо находить прекрасное в чужих стихах. А уже потом – то, что мешает прекрасному проявиться в полной мере. Только после этого поэт способен увидеть и свои стихи. Но главное – не научиться рифмовать, а осознать, в чём смысл творчества, ведь талант, по Боратынскому, поручение, и речь здесь идёт о высокой мере ответственности автора перед Словом. Ведь каждое слово наше слышат звёзды. Миссия учителя – помочь ученику в раскрытии своего таланта, своей духовной сущности, подвигающей к непрестанному самосовершенствованию.

– Как начинался ваш собственный творческий путь?

– Стихи я стал писать только в двадцать пять лет, хотя поэтические способности обозначились гораздо раньше. Ещё когда учился в Суворовском училище, на занятиях по немецкому языку нужно было делать переводы Гейне, Шиллера и других поэтов. За определённое количество пятёрок весь взвод получал увольнение в конце недели. И я переводил за себя и за своих товарищей, делая по пять-шесть вариантов одного стихотворения, зарабатывая таким образом для всех «увольнение в город».

Потом, когда, окончив Бауманское училище, работал старшим инженером в учебно-тренировочном отряде в аэропорту «Внуково» и уставал так, что приходил домой и проваливался в сон, стихи пришли неожиданно – во сне. Кстати, они всегда так и пишутся, в своеобразном творческом сне, в котором происходит встреча с реальностью. Многие из этих стихов-сновидений позже вошли в книги «Гонец» и «Цветы сновидений».

Я принёс свои стихи в журнал «Юность», там тогда был консультантом Евгений Храмов. Он, посоветовавшись с коллегами, одобрил их и велел отпечатать на машинке. Но так как машинки у меня не было, всё это растянулось на три года, и стихотворения я туда так и не донёс. Зато новых набралось на целую книгу. Пошёл в издательство «Советский писатель», к Егору Исаеву. Он осведомился, где я печатался, и был очень удивлён, услышав ответ: нигде. И пока он возмущался, дескать, у нас известные поэты по пять лет в очереди стоят, чтобы напечататься, начал листать мою рукопись. Вдруг замолчал, покраснел и отдал короткое распоряжение: «Зарегистрируйте!» Так увидела свет моя первая книга «Гонец». После чего я ушёл с довольно высокооплачиваемой работы и серьёзно занялся литературным трудом.

– Художник XXI века и художник XX. Есть ли существенная разница?

– Безусловно. Главная задача XXI века – просвещение. Скажете, это задача всех времён. Да, но каждый век имеет свою особенность. Если просвещение до XXI века было направлено на человека внешнего (макрокосм) и касалось внешних сторон его жизни, то XXI век должен обратить внимание человечества на человека внутреннего, то есть на его душу (микрокосм). Искусство, а вместе с ним наука и религия призваны всеми силами способствовать делу просвещения. Только тогда само слово «просвещение» вернёт себе коренное звучание света. Сегодня необходимо повернуть мышление от частного к общему без насилия, как того требует творческая и творящая эволюция. Корысть всё ещё держит людей в стане частной жизни. Но бескорыстие и бесстрашие откроют истинный путь познания.

Закончился период аналитического творчества. Настало время для синтеза, претворяющего множество в единое, время возвращения в начало через культуру, время раскрытия смыслов, сокрытых в языке. Сегодняшний творец – поэт-строитель, страивающий, соединяющий три мира в человеке (тело – растительный мир, душу – животный мир и дух – божественный мир) в единое целое. Завершилась инволюция – схождение духа в материю, пришла пора эволюции, то есть восхождение, когда материальное претворяется в духовное. Мысль – это тонкая энергия, а жизнь – обмен энергиями, и поэту необходимо постоянно утончаться, чтобы воспринять тонкие творящие энергии, быть их проводником.

Этика призвана стать содержанием творчества нового века. Содержанием искусства должен стать факт преображения человеческого сознания, послушного космическим законам. Поэзия нового времени будет обращена на строительство души человека. Необходимо появление в литературе и жизни положительного героя нового типа, героя духа, способного к обретению гармонии, то есть радостному созвучию всех энергий. Станут необходимы невыдуманные истории и невымышленные герои. Возьмёт верх литература типа святоотеческой: жизнеописания, жития святых.

– Есть ли в связи с этим какая-то особая задача у России?

– Это вопрос необозримый. Миссия России для меня звучит сегодня так: «Русь святая – Россия благословенная». Кстати, имя Русь происходит от санскритского слова «сурья» – солнце. Потому русский можно понимать как солнечный, и это не признак родства по крови, а знак духа, духовной традиции. И пророчество Вивекананды «Россия поведёт за собой весь мир...» я понимаю в духовном смысле – поведёт своим примером. Она станет страной единого пространства духовной культуры, объединившей народы на наднациональном принципе, тогда как на планете должны реализоваться интернациональные взаимоотношения. Все государства объединятся, декларировав свою независимость в ином её понимании: границы закрыты для зла, но открыты для добра.

Для осуществления своей миссии Россия должна озаботиться своим будущим, следуя политике разумного существования: жить всё лучше и лучше, всё лучшее – детям, все дети – наши дети.

Беседу вела Анастасия ЕРМАКОВА

 

Источник: https://lgz.ru/