В своей деятельности Международный центр Духовной Культуры и Совет по Духовной Культуре Ассамблеи народов Евразии и Африки реализуют разносторонние проекты, направленные на содействие осознанному Единению народов посредством народной дипломатии на основе духовно-нравственных ценностей. С 14 по 27 октября 2024 года делегация Международного центра Духовной Культуры и Совета по Духовной Культуре Ассамблеи народов Евразии и Африки посетила Индию (Дарджилинг, Юксом, Пеллинг, Калимпонг, Дели). Индия является одной из древнейших стран мира. Ее не без основания считают колыбелью человечества.
САКРАЛЬНЫЙ СИККИМ
Программа визита в Сикким стала для членов делегации ярким знакомством с миром Гималайских вершин и красавицей Канченджангой, с новыми знаниями о таинственном тибетском буддизме и жизни в буддийских монастырях.
Сикким — небольшой индийский штат, находящийся в предгорьях Гималаев, между Непалом, Тибетом и Бутаном. Особая атмосфера закрытого и уединенного штата, бывшего в прошлом отдельным королевством, дополняется богатым разнообразием и красотой природы. Горная извилистая дорога, проходящая через джунгли и небольшие деревеньки, подчеркивает сакральность и величие Гималаев.
Изначально Сикким был заселен тибетскими племенами и, соответственно, основной религией Сиккима был буддизм. С середины XIX века регион стал заселяться непальцами, и к настоящему времени они составляют большинство населения.
Сикким можно назвать местом единства религий. Хотя основная часть населения исповедует буддизм, здесь нашлось место и индусским святыням, и христианской церкви, что подтверждает мысль о культурном и религиозном единстве.
Первым местом посещения в Сиккиме стал монастырь Ташидинг с пещерой Падмасамбхавы. Это духовный центр Сиккима, относящийся к буддистскому ордену Нингьяпа. Монастырь построен в 18 веке и известен своими Святыми Чортенами (Ступами) и мистической «Священной Чашей».
В пятнадцатый день первого месяца года по тибетскому календарю (по европейскому календарю это февраль-начало марта) в Ташидинге проходит главный религиозный праздник Сиккима — бхумчу (буквально означает «горшок с водой»), во время которого происходит предсказание событий будущего года. Для этого избранные ламы открывают сосуд с водой, хранящийся в специальном помещении в Ташидинге. Если сосуд наполнен до краев, то в предстоящем году ожидаются неприятности. Если сосуд пуст, ожидается неурожай. Срединный вариант, когда сосуд заполнен наполовину, обещает год - годом процветания и изобилия. После церемонии святая вода из сосуда распределяется между многочисленными участниками праздника, сосуд же заполняется свежей водой и, закрытый вновь, размещается в хранилище для предсказаний на следующий год.
Остановившись в Юксоме, члены делегации познакомились с историческим центром этой первой столицы Сиккима, где в 1642 году состоялась коронация первого Чогьяла (правителя) Сиккима тремя буддийскими монахами. Об этом событии напоминает созданный из камня Трон Норбуганг. Правители Сиккима носили титул Чогьял («Дхарма раджа») — праведный правитель, царь дхармы.
Cлово «Юксом» в переводе с местных наречий означает «место встречи трех лам». По традиции, великий лама прибыл в Юксом с Севера, из Тибета, два других ламы пришли с запада и юга, а первый Чогьял, Пунцог Намгьял, с востока.
Юксом расположен на высоте 1680 м и окружен лесистыми склонами Гималайских гор. Отсюда ранним утром на восходе солнца перед участниками группы открылся вид на гряду Канченджанги. Название «Канченджанга» происходит от тибетского слова, означающего «великая снежная крепость из пяти пиков». Юксом подарил знакомство с одним из пяти пиков Кабру (Kabru, 7338 м).
В Юксоме группа посетила еще один из старейших монастырей Сиккима – Дубдай, расположенный на вершине холма, с которого открываются завораживающие виды гор. В монастырской библиотеке собрана большая коллекция древних манусткриптов, а стены монастыря украшены росписями тантрических божеств.
Много впечатлений подарило посещение водопадов «Пхамронг» и «Канченджанга», а также Священного озера «Кхичипалри». Озеро почитается священным как буддистами, так и индуистами, поэтому там довольно много паломников. Считается, что вода Кхичипалри исцеляет многие болезни, поэтому озеро называется «исполняющим желания». В буддийской традиции окрестности озера считаются священным местом обитания богини Тары, а само озеро благодаря очертанию, напоминающему человеческий след, будто отображает отпечаток ноги богини Тары.
После переезда в город Пеллинг делегация посетила старейший монастырь Сиккима – монастырь Пемайёндзе (его название переводится как «Пречистый лотос»), расположенный на высоте 2085 м. Монастырь основан в 1705 году монахами ордена Ньингмапа, основателем которого был гуру Падмасамбхава. В дальнейшем восстановлен после повреждений во время землетрясений в 1913 и 1960 годах. Внутри монастыря стены украшают чудесные фрески. Одной из основных достопримечательностей монастыря является расположенная на вернем этаже семиярусная деревянная скульптура, представляющая небесный дворец Падмасамбхавы и его обитателей – «райские кущи» Гуру Падмасамбхавы.
Следующий день в Пеллинге, несмотря на дождливую погоду, запомнился посещением монастыря Санга Чаолинг, который называют «Островом эзотерического знания», и великолепной большой статуи бодхисатвы Авилокитешвары, а также осмотром руин второй древней столицы бывшего королевства Сикким – Рабдундзе.
Завершился тур по Сиккиму долгожданным подарком – чистым небом. Обычно в Сиккиме облака цепляются за склоны гор и туман в большинстве случаев – это нижний край облаков, что видно при переездах по серпантину дорог. В последний же день в Пеллинге было идеально чистое небо, и Канченджанга открылась полностью благодаря ночному дождю, который осадил водяную взвесь.
Первые лучи солнца осветили в золотой и розовый цвета вечные льды вершин великой горы, которая в самых разных традициях приравнивается к божеству, и олицетворяет Матерь Мира. Канченджанга – третий по величине восьмитысячник планеты. Она является главной святыней сиккимцев и хранит в себе «пять сокровищ».
Вид этой красивейшей горы вдохновил Николая Рериха на многие картины, изображающие Канченджангу. Николай Константинович был гениальным художником. Его полотнами восхищался и восхищается весь мир. Он хорошо знал этнографию народов многих стран мира, был прекрасным историком и считал, что история призвана объединять людей, открывая их глубинные исторические связи и общие культурные корни. И всегда он придерживался принципа разнообразия в едином, находя в разных культурах общие духовно-нравственные ценности, отмечая, что в содружестве и сотрудничестве нужно опираться на единое историческое наследие народов, на их совместный опыт культурного синтеза. В своих картинах и статьях языком красок и образов Николай Константинович стремился донести взаимное признание этого единства.