Версия для печати

Юрий Агешин: Правовая культура – ключ к преображению правовой сферы России

 

Агешин Юрий Андреевич исполнительный директор  Исследовательского центра частного права при Президенте Российской Федерации, член  президиума Всемирного Форума Духовной Культуры 

 

 

 

Среди неотложных проблем нашего времени одно из центральных мест занимает проблема состояния и уровня правовой культуры в России. Сегодня эта проблема явно недооценивается. В зоне внимания действующей власти другие насущные вопросы правовой действительности: коррупция, терроризм, борьба с преступностью, совершенствование законодательства, укрепление правопорядка и т.п. Но дело в том, что все эти, несомненно, заслуживающие внимания вопросы во многом производны от состояния и качества правовой культуры. Поэтому попытки лечения следствия, не затрагивая глубинную первопричину, оказываются недостаточно эффективными.

Несомненно, важным шагом, способным положить начало изменению ситуации к лучшему, является утвержденный Президентом Российской Федерации 28 апреля 2011 года документ «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан». В этом документе обозначены основные факторы, влияющие на состояние правовой грамотности и правосознание граждан, определены принципы, цели и основные направления государственной политики в этой сфере, намечены меры по повышению правовой культуры лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов. Определены  меры государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения, юридического образования и подготовки юридических кадров; а также в сферах культуры, массовой информации, эфирного и кабельного вещания, рекламной и издательской деятельности.

Утвержденный Президентом документ – хорошая основа для развертывания практической работы по реализации всего намеченного. Однако большинство из поставленных задач и проблем пока носит декларативный характер, нуждается в более глубинной проработке и конкретизации, коллективном обсуждении, более тесной увязке с мерами по духовно-нравственному оздоровлению общества. В этой связи вносится предложение внести в повестку дня неотложных государственных дел подготовку и проведение в октябре 2013 года Всеросийского Форума, посвященного правовой культуре.  Проблема чрезвычайно емкая и сложная. Она требует основательной и достаточно длительной подготовки. Предлагается вынести этот вопрос на широкое обсуждение, преодолеть узкое, утилитарно  прикладное понимание правовой культуры, выявить круг проблем, требующих первоочередного решения, в полной мере осознать постулаты правовой культуры для последующего их воплощения в правовой действительности, сформировать оргкомитет по подготовке и проведению такого Форума, подготовить проекты его решений. Следует особо подчеркнуть, что эффективность такого Форума, его преобразующее воздействие на практику во многом будет определяться нашей способностью рассматривать данную проблему не профессионально узко, а значительно шире - в контексте своевременного понимания мироустройства и тех процессов, которые определяют сегодня состояние человеческой цивилизации, своеобразия и особенностей переживаемого этапа развития, а также в русле открывающихся нам сегодня глубинных закономерностей космической эволюции.

I. Весь минувший век человечество напряженно искало новые Идеи, способные изменять, преображать мир полный противоречий, конфликтов, несправедливости, насилия, невежества. Массовое неудовлетворение существующим положением дел стремительно нарастает. Все более пронзительно и тревожно проявляется в мировом духовном пространстве глубинное беспокойство, поднимающееся к небу со всех краев земли, как от отдельных людей, так и от целых человеческих сообществ. Миру остро необходимы новые подходы, новые стимулы, вдохновляющие человечество на восстановление справедливости, на созидательный труд, открывающие перед ним  долгосрочные, светлые перспективы дальнейшего восхождения по ступеням эволюции.

Нарастающая напряженность во всех ключевых звеньях системы  со всей очевидностью подводит к непреложному выводу: без глубинных преобразований современная человеческая  цивилизация не имеет перспектив. Нужна новая парадигма развития, в основание которой должно быть положено нечто более фундаментальное и значимое для исторических судеб человеческой цивилизации.

В настоящее время в формировании цивилизационного вектора развития господствуют антропоцентристские, потребительские воззрения, вычленяющие человека из мира живой природы, ее глобального обновления и ставящие его в позицию главного потребителя мировых ресурсов и благ. Человек тем самым как бы выводится из действия эволюции и становится не ее субъектом, а объектом, бессознательным ее участником, управляемым извне существом. Преобладание в нынешней цивилизации антропоцентризма  и провоцирует гуманитарный кризис цивилизации, стремительно перерастающий в системный планетарный кризис и влекущий за собой критическое ухудшение всех параметров человеческого бытия, множество проблем и особенно – ухудшение экологической обстановки на планете.

Сегодня, очевидно, что кризисное состояние мира не способно обеспечить его толерантность как устойчивое равновесие Развития и Эволюции. Углубление кризисных явлений все ближе подводит мир к точке непредсказуемой бифуркации или точке катастрофичности. Наша цивилизация, продолжая исповедовать идеологию  потребительства, входит в геосоциальный коллапс. Да и современная наука предоставляет все более убедительные доказательства того, что существуют многообразные связи между возрастающей разрушительной активностью природных стихий и тем, как мы живем, как строим взаимоотношения между людьми и народами, как относимся к окружающей нас природной среде.

Ответная жесткая реакция Природы на агрессивное по отношению к ней поведение людей – чрезвычайно тревожный, но далеко не единственный сигнал, настоятельно требующий от человечества пересмотра многих жизненных констант и неотложных конкретных, практических действий по предотвращению надвигающихся угроз. Человечеству предстоит понять, что дальше так продолжаться не может, что разъединенные народы в неконтролируемом стремлении к утверждению и отстаиванию, прежде всего своей выгоды, своих эгоистических несгармонизированных с Общим благом интересов, неотвратимо ведут мир к гибели.

Сегодня, очевидно, что Миру необходим качественно новый вектор  цивилизационного развития, соответствующий закономерностям космической эволюции, чтобы помочь человечеству вновь органично встроиться  в естественные эволюционные процессы.

Духовная организованность человека всецело зависит от мировоззренческой идеи существования. От этой идеи зависит  также и то, какими качествами станет обладать обновляющаяся цивилизация и каким будет само человечество. Антропоцентризм не принес миру положительного эффекта,  не дал людям счастья, благополучия, мира. Напротив, цивилизация приобрела три отрицательных характеристики: неустойчивость в развитии, агрессивность, трудноуправляемость. Ясно обнажается внутреннее противоречие: с одной стороны Мир движется  к осознанию своей целостности, с ее неотъемлемыми внутренними качествами: общностью и духовным единством, а с другой - его продолжают раздирать порождаемые идеологией антропоцентризма внутренние противоречия и проблемы.

Поэтому вполне закономерно, что на смену отжившим идеалам и ценностям  потребительской цивилизации идет вечная как сама жизнь идея гуманизма. Ибо только она наиболее полно и эффективно способна «работать» на идею целостности мира, выражать сердцевину духовной организации человека целостного мира.

II. Новый вектор, способный вывести человечество из тотального системного кризиса, есть Всечеловеческая Гуманизация как процесс Культурного одухотворения мира.

Новый вектор направлен на формирование универсума, Мира в его целостном, духоматериальном состоянии. Общность и есть универсальное чистое Бытие, вобравшее в себя все лучшие завоевания эволюции мысли и  действия.

Новый преобразовательный вектор цивилизационного развития, утверждаясь и оказывая все возрастающее воздействие на все сферы жизни, будет реально создавать условия и предпосылки, всемерно содействовать многообразному прорастанию в недрах уходящей цивилизации ростков качественно обновляющейся цивилизации. Подобно растению, погибающему от наступления холодов и расцветающему при благоприятных условиях, новая цивилизация может и должна возрождаться, ибо обладает особой потенциальной силой. Раскрывая, развертывая эту силу изнутри во внешнее пространство, человечество будет формировать цивилизацию нового типа.

Сила, о которой идет речь, называется Духовной Культурой, являющейся праматерью всех наук, религий, философий и всего того, что призвано служить опорой для формирования устойчивого и эволюционно развивающегося человеческого сообщества. Именно Духовная Культура представляет основу толерантной цивилизации и утверждает нравственный закон в космопланетарном измерении.

III. Всемирный Форум Духовной Культуры, прошедший в октябре 2010 года в столице Казахстана Астане,  во всем богатстве и многообразии духовных накоплений человечества выделил именно Духовную Культуру в качестве ключевого звена, той решающей точки опоры, которая, в конечном счете, и будет определять развитие человеческой цивилизации. Главным инструментом преображения человеческого сознания, как подчеркивается в решениях Форума, предназначено быть именно Духовной Культуре.

Если мы принимаем, что мир развивается по Единому божественному плану, то Духовную Культуру следует понимать как отражение божественного света в нас. Навстречу эволюционному ритму Света человечество отвечает ритмом Духовной Культуры, приближающим постижение и исполнение космических законов. Обнимающая и пронизывающая Этикой Жизни искусство, науку и религию, Духовная Культура  направляет человечество к лучшей жизни. Её составляют критерии высокой развитости, сочетающие в себе материальную и духовную стороны жизни. Действенное почитание Света есть осознание величия и ритма Духовной Культуры. Только следование её ритму открывает глаза на постижение и пути достижения бессмертия духа, намечает ступени улучшения будущего: освобождение, восхождение и спасение человечества.

Духовная Культура – самое важное и лучшее, что есть у современного человечества, ибо нет иной силы, вмещающей широту действия, чем сила духовного слияния. Истинно спасение в Духовной Культуре, она - нерушимый мост в будущее! Только Духовная Культура, претворяющая человеческое сознание, способна создать условия для жизни в Новом Мире. Именно она является  целеполагающим фундаментом всей системы ценностей человечества, универсальным синтезом стратегических ценностей и смыслов самоутверждения и выживания человека. Только она одна способна убрать все разрушительные противоречия и проблемы, стать ноосферной силой цивилизации, очерчивающей перспективы жизни и утверждающей истину и добродетельность. Два светоносных корня Духовной Культуры: духовность как связь с Богом и Культура, связующая народы в единый организм, всемирное братство, способны дать жизнь новому вектору цивилизационного развития - процессу Гуманизации, одухотворения мира.

IV. Правовая культура – важнейшая составная часть Духовной Культуры. Очень важно понимать, что она не изолированный, автономный сектор культуры, живущий своей внутренней жизнью, по своим специфичным законам, а именно неотъемлемая составная часть единой Духовной Культуры, принципы и постулаты которой пронизывают правовую культуру и определяют ее преобразующую силу. Именно правовая культура формирует в конечном итоге ключевые сегменты государственной жизни: право, законодательство, правосознание, правопорядок, законность, права человека и гражданина. Ее роль и ответственность в практической реализации нового вектора цивилизационного развития поистине бесценна и уникальна. Ибо в правовой культуре заложена стратегия развития правовой сферы.

Показателем состояния и качества правовой культуры является правосознание. Правосознание народа – многослойное явление.  У представителей разных социальных групп, различных ветвей власти прослеживаются существенные различия в правосознании. Имеются профессиональные различия в понимании отдельных элементов права и правопорядка. Хотя в отношении ключевых, базовых элементов права и правопорядка сохраняется единое понимание.

Решающими постулатами, определяющими сам феномен права, остается, во-первых, воплощённое в правовой материи, во всех её звеньях требование справедливости, равной меры и равного юридического подхода, которое в юридической области трансформируется в важнейшее правовое начало – необходимость равновесности, равенства всех перед законом и судом, а отсюда – справедливого права и справедливого его торжества в практических делах и конфликтах – правосудия; и, во вторых, право во всех  его проявлениях – как нормативная система, правосудие, правопорядок  – должно быть пронизано нравственностью. Внутренняя моральность права – одно из важнейших условий его эффективности.

Задача государства - создавать широкое современное российское правосознание. Как его создавать? Прежде всего поднимая, внедряя правовую культуру во все слои населения. В первом приближении выстраивается следующая цепочка: от полноценного современного правосознания юридического сообщества через правосознание элиты, всех ветвей власти – к массовому правосознанию.

Отдельно надо сказать о правосознании власти. Если власть будет стремиться создавать удобное право  «под себя», как это было в девяностые годы, то любые правовые преобразования останутся не более чем фикцией. Идеал стратегии правового развития – это единство массового правосознания и правосознания власти в стремлении защитить правовое государство в современном неустойчивом, быстро меняющемся мире. Такое единство  достигается тогда, когда и массовое, и властное правосознание осознает истину, которая заключается в том, что воплощающаяся в праве справедливость – это первооснова соглашения между всеми социальными группами, включая власть, бизнес, общество в целом, это базовое начало, на которых формируются  фундаментальные правила, по которым должна жить страна. Но для того, чтобы правовая культура смогла выполнить свою особую миссию, ее необходимо очистить от всех деформаций, наслоений и искажений; преодолеть удручающе узкое, утилитарно-прикладное понимание права и правовой культуры, осознать ее неотделимость от культуры в целом, и то, что основная, решающая функция культуры – человекотворческая – в полной мере распространяется и на правовую культуру. Необходимо поднять статус культуры в целом, утвердить ее в качестве высшей ценности современного российского общества. Тем самым, несомненно, поднимется и статус правовой культуры.

Правовую культуру, конечно, в составе культуры в целом,  следует понимать в третьем тысячелетии как первооснову жизненных преобразований, как глубинный двигатель эволюции, как важный мобилизационный фактор нашего времени.

Поворот к культуре, в том числе, конечно, к правовой культуре должен, прежде всего, произойти в правовой политике. Особенно важно, чтобы это происходило в приоритетных направлениях современной правовой политики – этих наиболее важных общественных ценностях, защищенных правом. Именно на них должна быть сориентирована деятельность государства в сфере правового регулирования, именно они должны быть пронизаны принципами и постулатами Духовной Культуры. На сегодняшний день приоритетными направлениями правовой политики являются: дальнейшее развитие и совершенствование права как главной меры справедливости во всей системе правоотношений,  соблюдение и защита прав и свобод личности, формирование правового государства и гражданского общества, совершенствование законодательства и практики его применения, правовое обеспечение диктуемых жизнью преобразований, борьба с преступностью, выработка эффективных антикоррупционных мер, наведение порядка во всех структурах власти, преодоление правового нигилизма, повышение правовой культуры населения.

Именно современная правовая политика должна в полной мере понять, принять Духовную Культуру и неотъемлемую ее  составную часть - правовую культуру как высшую ценность. Именно в политике должно сформироваться осознание, что только Культура служит базисом для построения будущего. Без культуры нет и не может быть должной динамики действий в сфере права.

Правовая политика в новом тысячелетии может быть определена и как ключевое направление государственной этики, освещающей все действия, касающиеся законодательного процесса, действующего правопорядка, внешней и внутренней сторон управления государством. Обновленное современное понимание правовой политики требует от политиков соблюдения нравственного закона и естественной порядочности. Только порядочные люди могут установить порядок в семье, в селении, городе и государстве.

Полагая правовую культуру в основание правовой политики, государство делает правовую политику действенной эволюционной силой, справедливой и целесообразной. Динамика их связей такова: правовая политика вне правовой культуры имеет, как правило,  деструктивный характер и оказывает разрушительное воздействие на правовую культуру; равно и правовая культура без конкретного сотрудничества с правовой политикой есть изоляция и потому обречена на бессилие. В синтезе этих двух сфер – ключ к решению проблемы будущей более совершенной, гармоничной и эффективной организации государственной жизни. Это будущее видится не как техническая или научная проблема, а в первую очередь как этическая. Если политика и/или экономика во всем мире будет агрессивно навязывать экономическую «глобализацию» без предварительного создания необходимого этического фундамента, это приведет к возникновению еще большего противодействия, конфликтам и очередным войнам.

V. Ключевая тема внутренних преобразований в правовой сфере связана с осознанием, принятием и все более широким применением эволюционных  космических законов, лежащих в основе мироздания, человеческой цивилизации и определяющих пути восхождения человечества по ступеням космической эволюции. Современное знание, по нашему глубокому убеждению, позволяет это  начинать делать! По мере постижения космических законов именно они должны становиться той первоосновой, на которой только и должно базироваться субъективное право, действующее законодательство, обновляющийся правопорядок.

Правовая культура настоятельно диктует более последовательное и системное установление в государстве и обществе справедливости – непреложного Закона Эволюции. Пока эта задача решается в России крайне медленно и неоправданно робко. Восстанавливать социальную справедливость, несомненно, надо. Это один из решающих факторов равновесия, устойчивости  в обществе, его способности и дальше восходить по эволюционным ступеням. Уместно напомнить здесь слова великого Платона: «… Не ставить ничего впереди справедливости»

Однако очень важно осознать, что на новом витке развития фундаментальной основой предстоящего преображения мира (в том числе и восстановления справедливости) должен стать не всесокрушающий (и тем опасный для созидательных цивилизационных и культурных усилий) революционный меч справедливости, а, прежде всего всепроникающая, высокоразвитая, созидающая культурность всего человечества. Инструментарий правовой культуры, опирающийся на весь безграничный арсенале Духовной Культуры, чрезвычайно богат и многообразен. Современный этап эволюции человеческой цивилизации открывает перед культурой невиданные возможности. Умелые правовые действия – это тоже своего рода искусство, позволяющее поддерживать гармонию в человеческих  отношениях.

Сегодня политическое, экономическое, социальное, национальное строительство, не опирающееся на культуру, в том числе и на правовую культуру, не учитывающее основополагающих ее начал и выводов, рождает хаос, противоборство, ожесточение, ведет к непредсказуемым результатам, зачастую прямо противоположным задуманному.

Как уже отмечалось, высшее предназначение правовой культуры, как и Духовной Культуры в целом, – созидать, творить человека, его духовный мир. Именно культура составляет то вечное и нерушимое прибежище, где дух человеческий находит пути ко всему просветленному и прекрасному. Она же дает ясный и четкий ответ на самые жгучие вопросы современности: что есть красота, совершенство, культурность, добро, а что, напротив, есть невежество, уродство, дикость, грубость, зло. Как с позиции правовой культуры оценивать, к примеру, существующий в России и мире чудовищный разрыв между богатством и бедностью? Конечно же, откровенно и прямо надо признавать все это - социальным уродством, проявлением крайнего невежества. Соответствующим должно быть и отношение людей к проявлениям этого бескультурья. Обществом должны отторгаться такого рода явления. Однако сохраняющееся в общественном мнении безразличие к подобным фактам и даже определенная к ним терпимость – есть очевидное свидетельство нездоровья общества, низкого уровня его культурности. Вот где гигантский фронт работы для юристов – ученых, практиков, педагогов, воспитателей детей и молодежи, всех культурных людей по выправлению духовной оси народной жизни, формированию общественного мнения по отношению ко всем проявлениям духовного невежества.

VI. В русле нового цивилизационного вектора развития  качественно иначе встает задача поиска путей гуманизации всей правовой сферы. В последнее время приняты меры, направленные на смягчение жесткости наказаний за экономические преступления. Это, несомненно, важный, но, тем не менее, - всего лишь частный аспект проблемы. Жизнь требует иного – системного, целостного подхода к данной проблеме. Сегодня очевидно, что практически  все отрасли права нуждаются в  гуманистических преобразованиях.

Сама жизнь вносит в повестку дня российского законодателя вопрос о расширении сферы правовой защиты моральных устоев жизни общества. Может ли и должно ли право защищать  нравственные устои современного российского общества? Вопрос непростой, требующий серьезного обсуждения, выверенных, взвешенных  решений. Но, несмотря на  трудности, подступаться к его решению крайне необходимо.

VII. В настоящей записке поставлены лишь некоторые вопросы, связанные с возвышением правовой культуры, очищением ее от всех наслоений и деформаций потребительской цивилизации, усилением ее преобразующего воздействия на правовую политику, на правоприменительную практику, на действующее законодательство. Представляется крайне важным начать широкое обсуждение назревших здесь проблем, формирование пакета предложений и инициатив, способных привести всю правовую сферу в соответствие с  велениями Нового Времени, насущными потребностями нашей практики. По итогам осмысления и обобщения всех  высказанных предложений и пожеланий можно было бы в октябре 2013 года провести в Москве Всероссийский Форум правовой культуры, на котором наметить Программу правового просвещения на ближайшее десятилетие.