Версия для печати

"Темы России и Индии в творчестве В.М.Сидорова" И.Полякова

 

Одна из основных тем в творчестве Валентина  Сидорова – тема России. В те годы, когда он начал печататься,  в годы хрущевской «оттепели», многие поэты писали о родине. Их стихи мы знаем со школьной скамьи, и они стали классикой советской литературы. А вот стихи В.М. Сидорова только сейчас, востребованные временем, начинают свою активную творческую биографию, потому что несут в себе дух, ритмы и вибрации обновляющейся жизни.

«Россия только начинается, - свято верит поэт,-
…И слово главное не сказано
Ее вождями и пророками».

В будущее, «в заоблачные выси» устремлен взор В.М.Сидорова, туда, где сияет «великая твердыня русского духа, где видит он Новую Страну, идущую «непроторенными путями» восхождения.
Но будущее невозможно без прошлого, без истории, без осознания единства всех поколений людей, связанных одной судьбой. И Валентин Митрофанович мучительно переживает «исчезнувшую связь времен»:

« Во мгле и суете ревущей
Дай Бог, чтоб в нас не прервалась
Минувших, нынешних, грядущих
Веков возвышенная связь».

Прошлое необходимо для того, чтобы в нем черпать  опыт для движения вперед. Снова и снова поэт-гражданин напоминает нам уроки из истории Отечества, когда, казалось бы, безвыходные ситуации оборачивались для России новыми победами. Так в стихотворении о нарвском поражении юного Петра 1 он пишет, «что дальней предтечей победы

Конфузия  эта была…
Ну что ж.
Может быть не однажды
Оставив последний редут,
Мы слышать могли, как протяжно
Печальные трубы поют.
Но знали-
Заранее знали-
Мы в горькие дни и года:    
Последняя битва - за нами.
Так было.
Так будет всегда».

Гордость за Россию, восхищение  мужеством и терпением народа во времена тяжелейших испытаний, уверенность в правоте её духовных ценностей пронизывают все стихи  В.М.Сидорова. Эта уверенность передаётся и нам, когда мы читаем:

« Что отведет беду крутую,
Когда качнется шар земной,
Что, о дурном не памятуя,
Она спасёт…Ей не впервой».

Исторические параллели оказываются удивительно точными, а проблемы настолько современными, что кажется, будто не о междоусобице Древней Руси, а о нашем времени, когда землю пытаются вновь растащить по кусочкам новые князьки, с болью восклицает поэт:

«Отечество!
Грядёт твой злейший ворог.
Дымятся кровью реки и ручьи…
Каким платили горем и позором
Мы за раздоры мелкие свои!
Сквозь годы стону полонянок внемлю,
Кричу и докричаться не могу:
Остановитесь!
Не давайте землю
На поруганье лютому врагу!»

Но тревога поэта не безысходна. Именно там, в седом тумане минувших веков, черпает он радостную, несгибаемую веру в народный дух России, в её вселенскую миссию. В стихотворении «Твердыня» В.М. Сидоров раскрывает сокровенный смысл возрождения России, её духовное    предназначение; озвучивает то, что хранится  в душе, быть может, каждого русского человека:
           

«И сила слов,
и сила мысли
России страстная дана.    
Всегда в заоблачные выси
Была она устремлена.                   
И все пути
Из всех столетий,
Сплетясь в светящуюся нить,
Звучат в душе:
«Как жить на свете,
Чтоб чисту быть,
Чтоб святу быть?»

Всем своим творчеством В.М. Сидоров пытается ответить на этот вопрос, пытается донести до нас свою любовь к Родине, уверенность в её прекрасном будущем, свою устремлённость к Свету.
А начинается  Россия для Валентина Митрофановича со своего родного города Семилуки, что в Воронежской области. Здесь он научился видеть и чувствовать красоту русской природы, понял её таинственную «связь вековую с человеческой душой, услышал «звучащее безмолвие снега и «высокую музыку трав».

Скромный провинциальный городок называет поэт «столицей сердца моего», потому что здесь корни его духовной жизни и истоки творчества. Именно сюда вновь и вновь зовёт его сердце не просто, чтобы отдохнуть от житейских бурь, «от праздных мыслей и ненужных фраз», а чтобы увидеть «мир таким, каков он есть, получить «благословенье благоухающего простора; войти  в «круговорот единой вечной жизни».

Всегда остро  переживает В.М. Сидоров разлуку с родной  землёй. Для него «в мире горше нет печали,
Когда под стук стальных колёс
Растает тихо в дальней  дали
Белесоватый свет берёз».
        

Не может жить поэт, не представляет  жизнь свою без этого кусочка России, который он называет «сокровеннейшим центром Руси». Здесь его духовная родина. Здесь источники, которые питают жизнь, дают силы и вдохновение, «струят врачующий свет». Бугор на высоком берегу Дона. На нём трижды бывал Сергий Радонежский, о нём не раз говорила В.М.Сидорову ясновидящая  Ванга. Он служил поэту рабочим кабинетом. Здесь приходили ему необычные стихи; здесь он особенно остро чувствовал и воспринимал ритмы пространства; здесь он беседовал с Музой:
              

«Кто-то чертит посланье и весть
В невесомом и звонком пространстве.
И, как прежде, я именно здесь
Замыкаю кольцо своих странствий…»                                         
       
Духовная вертикаль пронизывает все стихи В.М. Сидорова. Именно она делает их современными,  насущно необходимыми, т.к. сейчас, после долгого перерыва, мы снова подошли к осознанию духовных приоритетов, к осознанию связи  с духовным миром, без которого невозможно дальнейшее развитие.

И не случайно ещё одной ключевой темой в творчестве В.М. Сидорова является тема Индии. Благодаря знакомству с Рерихами, Валентин Митрофанович «прикоснулся к самым истокам индийской культуры и стал горячим сторонником гипотезы о единых корнях народов  России и Индии». В одном из стихотворений цикла «Голубые холмы Индостана» он пишет:
                           

«Книга книг для нас с тобой открыта,
И в безмолвье звёздном и ночном
В языке воскресшего санскрита
Мы глагол славянский узнаем…»


Мысль о родстве России и Индии развивал в конце 19 века выдающийся  индийский философ  Свами  Вивекананда: «Россия станет лидером и поведёт за собой весь мир, но путь ей укажет Индия». И Валентин Митрофанович посвящает ему одну из своих поэм «Вивекананда». В творчестве поэта доминирует идея: «Индия не чужбина, а духовная сестра России». Из-под пера В.М. Сидорова выходят сборники стихов – медитаций «Ступени», «Ключ», а поэма «Песнь о Шамбале» стала действительно радостной песнью духовного сродства:
          

«Пусть сомненья навек замолкают.
В ореоле бессмертных легенд
Русь и Индия, грани смыкая,
Образуют один континент».

Однако, самым известным произведением на индийскую тему стала повесть «Семь дней в Гималаях». Вышедшая в 1982 году, она всколыхнула сознание людей необычными философскими идеями, новизной  жанра, открыла выход человеческой мысли из узкого коридора материалистических  догм  на  простор высокой духовности. Индия предстала перед советскими читателями «великим духовным континентом, носителем внутренней Культуры сердца, средоточием общечеловеческой Мудрости на земле, где обитают не мифические, а реальные люди, расширившие своё сознание до космического. С одним из них судьба свела  Валентина  Митрофановича особенно близко. Это Баба Вирса  Сингх – известный духовный лидер Индии. С Его благословением и  помощью вёл В.М. Сидоров огромную общественно – политическую работу в учрежденной им Международной ассоциации «Мир через Культуру»,  работу, направленную на воссоединение утраченных связей между Россией и Индией.  Именно для  этого В.М. Сидоров в феврале 1997г. организует парламентские слушания «Россия и Индия – стратегическое партнёрство во имя мира»; для этого десятки  раз посещает он ашрам Баба Вирса Сингха в Дели; для этого тщательно готовит визит Махарадж-джи в Россию. К сожалению, визит состоялся уже после смерти В.М.Сидорова, в 2004 году.  

Остаётся только удивляться гражданскому мужеству В.М. Сидорова, с которым, несмотря на непонимание, открытое противостояние и вражду, в самые трудные для России годы, утверждал он основы нового многополярного мира, в котором Россия и Индия, как духовные сёстры, займут  достойное место.

                                                                                          

Ирина  Полякова
Международная ассоциация «Мир через Культуру»