Версия для печати

Философские основания государственной культурной политики

Поддерживаю  начинание – разработать Закон о Культуре. В проекте приказа «Основы государственной культурной политики» высказывается необходимость в исследовании таких важных вопросов, как -
- гуманизация образования (с. 3),
- эстетическое восприятие мира ( с. 3),
- защита русского языка (с. 4),
- необходимость разработки науки о культуре ( с. 17).
В проекте Федерального закона о культуре (с. 183) были названы также два важных положения. Во-первых, на с. 31 хорошо названа Статья 32 – «Обязанности государства по созданию условий для реализации талантов» и, во-вторых, на с. 104 в пункте 2) сказано – «признание важности взаимосвязи между культурой и развитием».
В целом, однако, представленный проект Федерального закона о культуре не удовлетворяет современным представлениям о такой сфере деятельности, как культура. В данном проекте культурная деятельность понимается достаточно узко. Она практически сводится к сфере искусства. Культурные ценности на с. 5 сведены к нравственным и эстетическим. Ничего не сказано о религиозных и философских ценностях, а также - о науке.
Хотела бы предложить  философские разработки по данным вопросам.

Философские основания государственной культурной политики

«… исследуя космос и из наук божественных
выводя науки человеческие …». Платон. «Тимей».
«… все наши законы должны всегда иметь в виду единую
цель. … цель эта – добродетель». Платон. «Законы».
«Как вы … понимаете природную справедливость?»
Платон. «Горгий».

Сегодня собственно философским знанием следует считать Древнее знание о мире и человеке. О существовании этого знания говорит Платон. Он является знаковой фигурой в философии. По выражению П.А.Флоренского, за ним следует прекраснейшая половина всей истории философии. Платон называет это знание – сокровенное, древнее учение; учение, поседевшее от времени; дедовский закон, сказание глубокой древности, учение мудрых людей.
Упоминание о Древнем знании мы находим и в религиях. Так в христианстве называются – заповедь древняя, тайны Царствия Божия, «Мудрость мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего»; «проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков», тайна домостроительства, скрывавшаяся от вечности. Существует Ветхий Завет, был дан Новый Завет, но есть Вечный Завет и Вечное Евангелие. И в Коране говорится о тайнах неба и земли и утверждается существование первоисточника знания – Матерь Книги, Вечная Книга, Книга Мудрая, Ясная Книга, Книга Бога.
О существовании тайного знания у человечества говорит и живописное искусство, признанное царицей искусств. В частности, - картины Рафаэля «Афинская школа» (1510-1511), Н.Пуссена «Время, спасающее Истину от посягательств Зависти и Раздора» (1641).
Древнее знание на протяжении истории давалось человечеству в символическом виде в мифах, в древних книгах. Среди философов много тех, кто познал это знание. Это – Будда, Лао Цзы и Конфуций, Пифагор и Фалес, Сократ и Платон, Эмпедокл, блаженный Августин Аврелий, Фома Аквинский, Дж. Бруно, Парацельс и многие другие. Платон был первым из философов, кто записал в своих сочинениях Древнее знание в символическом виде.
Первой в истории, кто открыто сказал о существовании Древнего знания, известного части человечества с незапамятных времен, и раскрыл его, была русская женщина – философ – Е.П.Блаватская (1831-1891), давшая тем самым герменевтический ключ к исторической культуре. Встает вопрос: почему это Древнее знание давалось в символическом виде? Как пишет Е.П.Блаватская, оно носит стратегический характер и намного опережает исторически развившуюся науку. Неподготовленные в нравственном отношении люди могут использовать это знание в разрушительных целях.
Е.И.Рерих – последовательница философской концепции Е.П.Блаватской называет другой, не менее важный аспект. Она пишет: «… немало выдано народам … <…> Намеренно рассыпаны … сведения, можно находить их среди памятников разных народов. <…> Людское познание должно, подобно пчеле, отовсюду собирать сведения, чтобы свободно и добровольно сложить из них свое мировоззрение. Только такая трудовая жатва подвинет самоусовершенствование. Многие ждут целых систем миропонимания. Такие люди хотят, чтобы их вели, как слепых … Мы готовы щедро наделить искрами мировой мозаики, но сложить свой узор должен сам человек».
Для того, чтобы убедиться, что Древнее знание пронизывает всю историческую человеческую культуру, назовем общие положения, содержащиеся в таких источниках духовной культуры, как философия, Новый Завет, Коран и живописное искусство.
Основным понятием в философии Платона является «единое». Оно есть небытие, существует прежде бытия. Оно божественно, природа его есть прекрасное – красота, которая тождественна справедливому. Небытие беспредельно, бестелесно, неделимо и не есть жизнь. «… Причина эта одарена разумом и божественным знанием …». Божественное единое содержит в себе план, законы развития будущей Вселенной. Единое непознаваемо.
Единое существует вечно, вне времени. К вечности, кроме единого, Платон относит также вечное движение, как способность к взаимодействию, и вечное пространство. Таким образом, по Платону, причина возникновения Вселенной троична.
И в христианстве причина возникновения Вселенной – Единый Бог в Трёх Лицах, сотворивший Вселенную за шесть Дней и человека - по своему образу и подобию. Христианский Бог имел замысел в Себе – семя будущей Вселенной. Но Он непознаваем. «Бога никто никогда не видел …».
Философская идея о том, что причина возникновения Вселенной содержит в себе знание о будущей Вселенной, нашла свое отражение и в живописи. Например, на картине Н.К.Рериха «Мадонна Орифламма» (1932) женщина держит знамя, на котором изображены три круга как символы прошедшего, настоящего и будущего времени, содержащиеся в большом круге – вечности. «Всё, что есть, было и будет, вечно ЕСТЬ …», - говорит Е.П.Блаватская.
По Платону, небытие с бытием – миром природных сущностей образовали причудливое сплетение. Вечная причина возникновения Вселенной передаст первому уровню бытия, который Платон назвал «благо», свои особенности. Этот первый уровень становится божественным, природа которого – прекрасное – красота – справедливость, не есть жизнь; он содержит в себе знание о будущей Вселенной. Этот уровень будет пронизывать все нарождающееся и станет природной сущностью, одинаковой во всем.
И в христианстве важными положениями являются: «… да будет Бог всё во всём»; Бог есть Дух; «… Дух всё проницает …». Слова Нового Завета утверждают, что божественный дух, имеющий в себе ВСЁ (то есть план развития будущей Вселенной), присутствует во всём в природе.
Это знание будет содержатся и в человеке, который развивается, по Платону, в своей космической эволюции коэволюционно, параллельно, во взаимосвязи с природой Вселенной, становясь микрокосмом. Люди беременны духовно, - скажет Платон. «Мы всё ещё беременны знанием …». Этот первый уровень человеческой души станет познаваемым для человека, а знание, содержащееся в нём, перешедшее из вечности, станет неизменяющимся со временем, будет абсолютной истиной, мудростью. Поэтому смыслом жизни Сократа и Платона становится: «Познай самого себя!» Это означает, что тогда ты познаешь Вселенную. К сказанному даосизм добавляет: «Лучшие люди древности, следовавшие Пути, достигали невообразимых, удивительных результатов».
Эти же философские положения Платона присутствуют в религиях и в живописном искусстве. В Новом Завете читаем: «… мы все имеем знание»; «… самих себя исследывайте». То же самое мы читаем в Коране: «… говори: «Господь мой, // Увеличь во мне познанье!»; «… постигнув истинное // знанье…».
В мировом живописном искусстве тема познанья одинаковой во всём божественной-прекрасной (это есть энергия света-цвета и звука) сущности природы, призыв к её познанию получила отражение у ряда художников. К примеру, - в картинах Н.К.Рериха «Чудо. Явление Мессии» (1934); В.Т.Черноволенко «Устремленность» (1927-1930).
А теперь, наконец, мы должны заметить, что основными, вечными критериями культуры принято считать – духовность, нравственность, прекрасное, красота, справедливость, знание. Из вышесказанного видно, что вечные критерии культуры совпадают с характеристиками божественной сущности природы, одинаковой во всём. Так, философия, основанная на Древнем знании о мире и человеке, становится фундаментом общечеловеческой культуры. И это – правильно. Культура, как вторая природа – все, что создано руками человека, должна соответствовать первой, естественной природе. Если она не соответствует естественной природе, то она уже не культура, а – антикультура, действующая по отношению к природе разрушительно.
Актуальность такого понимания философии в настоящее время возросла до предела. Современные проблемы существования человека, проблемы в экономике, науке и, в целом, в культуре требуют скорейшего разрешения. Философия, являясь фундаментальной наукой, естественной и одновременно социально-гуманитарной наукой, может помочь решить существующие проблемы.
*
Полагаю, что в подготавливаемых Вами документах о Культуре должны быть названы такие важные философские положения:
- На Земле с древнейших времен существует Древнее знание о мире и человеке. Это знание природного происхождения. Тот, кто его познавал, становился Мудрецом, Учителем.
- Древнее знание пронизывает всю человеческую культуру. Оно вошло в Древние книги человечества, в мифы народов мира, в философию, религии, искусство и даже в сказки, принцип которых – добро побеждает зло.
- Существует основной закон природы – нравственный закон, поэтому мир должен существовать без войн, без различного рода насилий.
- Существование природного нравственного закона является методологическим основанием для всех социально-гуманитарных наук.
- Согласно нравственному закону, основными отношениями между людьми в обществе должны стать нравственные отношения. Этому закону должны быть подчинены все другие отношения между людьми, в том числе и экономические отношения.
Чтобы решить существующие в обществе экономические проблемы, нужно экономические отношения между людьми сделать отношениями развития человека. Нужно в первую очередь в обществе производить таланты людей; целью общества должно стать всестороннее развитие личности.
- Наука – основа экономики. По выражению К.Маркса, вся наука, то есть, естественная и социально-гуманитарная наука, должна стать непосредственной производительной силой общества. Наука будущего, по Марксу, наука о человеке. Е.П.Блаватская добавляет: «Без метафизики … истинная наука недоступна». Если сейчас наука изучает феноменальный, видимый, мир, то в будущем она будет изучать метафизический мир и станет метанаукой. Наука будет связана с нравственностью.
- Основной энергией жизни Вселенной и человека является положительная, созидательная, объединяющая людей психическая энергия. О ней в истории философии сказано не раз, к примеру, Платоном, В.И.Вернадским, П.Т. де Шарденом, Е.И.Рерих. Эта энергия первая проявляется при начале развития Вселенной. Высшее её проявление – божественная любовь. Эта энергия связана с природным нравственным законом. Людей, живущих постоянно с отрицательной, разрушительной, разъединяющей людей психической энергией, Платон называл «мертвыми душами».
- Психическая энергия человека проявляется в его чувствах, эмоциях, мыслях, в его речи. Платон утверждает, что человеческий язык, алфавит является природным происхождением. Поэтому сквернословие должно быть запрещено человеческой культурой.
- Человек и природа Вселенной развиваются коэволюционно, параллельно, во взаимосвязи. В результате такого развития человек становится микрокосмом. Это понятие, введенное Демокритом, означает, что в человеке есть всё то, что есть во Вселенной, в том числе и все природные энергии. Человек своей психической энергией может влиять на природу и на другого человека. Как пишет Е.И.Рерих, человек своей отрицательной психической энергией может вызывать природные катаклизмы.
- Существует закон Духовной иерархии и со стороны последней постоянно идёт помощь людям, особенно тем, кем она востребована.
*
В качестве завещания Платона, ставшего мудрецом, могут быть приняты такие его утверждения: «… возникло то, что называется философией, и лучше чего не было и не будет подарка смертному роду от богов» («Тимей»); «… знание, с выходом которого из человеческого обихода и выключением его из ряда других ныне существующих знаний человек превратился бы в самое бессмысленное и безрассудное существо» («Послезаконие»).

Новикова Т.М. – доцент, кандидат философских наук,
член Международной ассоциации «Мир через Культуру».