Версия для печати

Роль России в глобальном духовно-общественном процессе объединения Востока и Запада – взгляд извне

Вильгельм Августат, президент  Международной ассоциации «Мир через Культуру»- Европа

Преамбула: Грандиозный общественный эксперимент России, заключавшийся в попытке объединить народы мира исключительно на идейной, политической, материалистической (бездуховной) и мировоззренческой платформе, остался далеко в прошлом. Нечто подобное пытались предпринять США при Рузвельте – «Новый курс», Англия – «Общее благосостояние» и Германия – «Национал-социализм».

Человечество все еще грезит о всемирном государстве, в котором царили бы мир, благосостояние, демократия и жизнерадостность. Но оглядевшись вокруг, мы увидим, что эта мечта, как и прежде, еще очень далека от своего воплощения, более того, культурно-цивилизационные бедствия являются для большинства человечества частью повседневной жизни. Как показало время, общественно-политические цели недавнего прошлого и пути их достижения оказались несостоятельными (поскольку так и не привели к цели). Нынешнее деструктивное развитие, являясь следствием всех упущений, склонилось в сторону нестабильности и упадка почти во всех сферах жизни. Ориентация на другие государства и их общественные системы бессмысленна.


***
«Расцвет России есть залог благоденствия и мира всего мира. Гибель России есть гибель всего мира. Кто-то уже начинает это сознавать. Хотя еще недавно все думали обратное, именно, что гибель России есть спасение мира, и прикладывали свои старания, чтобы разложить и расчленить ее по мере возможности. Велик был страх перед ростом России, и если страх этот по существу имел основание, то все же никто не относил его к правильной причине. Так страшились всяких захватов со стороны России, но никто не сумел предвидеть и учесть последствий того взрыва (многие усиленно помогали ему), который должен был нарушить мировое равновесие. Велики последствия взрыва в России! очищенная и возрожденная на новых началах широкого народного сотрудничества и свободного культурного строительства, Россия станет оплотом истинного мира».

Такой видела Е.И.Рерих роль России для настоящего и будущего всего человечества. Такой же видел ее и Н.К.Рерих. Эти слова, написанные без малого 70 лет назад, наполнены любовью к России и проникнуты верой в ее светлое будущее.

Как же обстоит дело с Россией сейчас, в данный исторический период, и какова ее роль в мировом общественном эволюционном процессе? Мы попытаемся ответить  на этот вопрос как представители Запада.

Россия является с географической и культурной точки зрения практически  целым  континентом. Расположенная  между ЕС и азиатским блоком, она образует  тот важный мост, который  должен вновь объединить искусственно разделенные части Европу и Азию в единую «Евразию»! На фоне этого происходят столкновения интересов различных государств и группировок, провоцирующих эскалацию насилия и войны за сферы влияния. Если не остановить этот процесс решительными и разумными действиями, то учитывая сегодняшний уровень вооружения, развитие химической, биологической  и физической отраслей, человечество вскоре подойдет вплотную  к саморазрушению.

Современное состояние мира совершенно очевидно. Этнические, культурные и мировоззренческие противоречия имеют, главным образом, искусственное происхождение. Они столетиями закладывались в сердца и умы людей и могут быть приведены в гармоничное состояние только  конкретными действиями представителей социальных наук и, прежде всего, усилиями специалистов в области этики. Только на этой основе существующее многообразие станет тем единством, которое имеет решающее значение для восстановления относительной справедливости и мировой гармонии.

Политика последних столетий в сотрудничестве с псевдокультурными учреждениями, которые, к сожалению, больше заботились об укреплении собственных позиций и о расширении своей власти, закладывает разъединительные тенденции. Более того, она посеяла ненависть между различными культурами и этническими группами. Эту «пропасть» возможно преодолеть путем сотрудничества между политикой, обществом и культурными  объединениями, опираясь  при этом на этические, а значит справедливые и приемлемые для всех сторон, нормы. Слава Богу, из года в год сознание этой необходимости растет как у политических лидеров, так и у ответственных лиц этнических и культурных общественных групп.

Как ни странно, актуальное развитие идет на пользу Евразии, а вместе с ней и России. После краха коммунизма, согласно диалектическому закону развития общества, подлежит распаду и его антипод – капитализм. В своем опьянении победой, капитализм очень быстро «вышел из берегов». Время и эволюция работают против него, а войны являются скорее отступлением и попыткой замаскировать тот факт, что кульминационный момент недолгого господства Северной Америки в политическом, экономическом и общественном отношении остался позади. Уже только благодаря этому обстоятельству Евразия (Европа и Азия) приобретают больше возможностей для развития своих идей и новую свободу действий. Более того, у нее возникает долг предпринять конкретные, взвешенные и энергичные шаги, направленные во благо всего человечества и во имя будущего всей планеты.

Поэтому сегодня стоит вновь обратить внимание на казавшиеся когда-то утопией проекты по всемирному объединению, предложенные Платоном, Данте Алигьери, Томасом Мором, Кампанеллой, Кантом, Николаем Рерихом, Леобрандом  и другими философами, занимавшимися социальными проблемами, согласовывая  их с духом времени. Среди них следует выделить именно те пути развития, конечная цель которых – мирное, гармоничное и довольное мировое сообщество. Принципы, которыми при этом необходимо руководствоваться, раскрывались человечеству на протяжении тысячелетий, и Россия в силах предпринять целенаправленные действия в этом направлении.

Сознательное применение ЭТИКИ – общественная необходимость

Чтобы не быть самоцелью, политика должна использовать прогрессивные социологические науки и те потенциалы социологии, юриспруденции и этики, которые способствуют укреплению общероссийского чувства единства. В связи с этим на всех уровнях должна быть обеспечена максимальная справедливость, равноправие, а также прозрачность в отношении этической стороны всех проектов и их осуществления. Хорошая политика является синонимом «культуры»!

Коррупция, образование мафиозных структур, неравенство и несправедливость могут быть преодолены только в том случае, если законодатели (законодательная, легислативная власть) создадут в помощь исполнительной власти этические совещательные и контролирующие комитеты, которые будут представлять интересы общественности.  Этические и культурные группировки, состоящие из различных прослоек населения, могут в каждой деревне, в каждом городе и в каждом районе организовать «круглые столы по вопросам этики», а затем на их базе – «этические советы», в состав которых должны войти все этнические и культурные группы как равноправные члены-участники. Также должны быть интегрированы представители социальных наук (социологии,  правоведения, этики) и обеспечена поддержка со стороны политики.

Постепенно возникнет сеть «Этических комитетов или советов», дополняющая в социальном и культурном смысле существующую политическую структуру на основе добровольности, компромисса  и справедливости. Их дальнейшее иерархическое усложнение вплоть до «Государственного этического совета», оказывающего помощь в качестве совещательного комитета в нахождении оптимальных решений, является общественной необходимостью.

Для сильной России, считающей себя культурным государством, важно логическое, научное и духовное использование ее выдающегося и необыкновенного потенциала и опыта.  Ни одна страна, ни одно государство, ни одно многонациональное сообщество не может предложить такой богатый духовно-душевный опыт и такое разнообразие внутренних общественных, духовно-культурных процессов, устремлений и экспериментов. Ни одному мультиэтническому или  мультикультурному сообществу на Земле  не пришлось испытать столько «радости и страданий», как тому географическому континенту, который сегодня называют «Россией». Однако главная цель еще не достигнута: стать межэтническим и межкультурным государством в его истинном понимании.

Все управленческие структуры Российской Федерации должны в сотрудничестве с представителями гражданского общества и культурными объединениями эффективнее направлять потенциал россиян на исполнение будущей роли России – быть мостом между Востоком и Западом. Если же эти и другие возможности не будут активно использованы Россией сейчас, то она рискует утратить свое глобальное историческое значение, потеряв свою целостность. Если сами россияне не используют эти шансы, то усилившиеся испытания, обрушивающиеся на человечество в виде демографического взрыва, климатических изменений, катастроф и катаклизмов, ускорят возникновение новых центров влияния, которые в большей степени будут соответствовать потребностям общественного развития. Современная ситуация  требует необычайной активности, в противном случае другие народы начнут в духе времени осваивать все то, что является потенциалом и возможностями России. Где та культурно-этическая  альтернатива, которая была бы направлена на благо всей планеты и всего  человечества?
России предстоит найти свой собственный путь. Ей не нужно перенимать и копировать проекты у других стран, которые уже деморализованы вследствие мировых кризисов (мировых войн) и живут без высших, мирных проектов общественного развития, от одного политического срока полномочий законодательных органов до другого.

Россия, как и все народы, должна осознать, что эволюция дает возможности восхождения или нисхождения (упадка) – а для упадка Россия сегодня еще слишком молода, слишком сильна, слишком динамична. Россия может и должна, с рассмотренных ранее позиций, еще многое дать миру и всему человечеству!

Пропасть между «верующими» и «неверующими»

Существующую, в том числе и в России, пропасть между верующими и неверующими, раскалывающую единство общества, нельзя ни игнорировать, ни уничтожать призывами или государственными директивами. Целые поколения получили научное, а вместе с тем «атеистическое» образование и воспитание, и теперь считают себя «неверующими» в религиозно-церковном понимании. В свою очередь «верующие» являются преданными церкви «теистами», и их церкви на протяжении всего своего двухтысячелетнего существования демонстрировали крайнюю нетерпимость и все что угодно, но только не любовь к ближнему. И тем не менее, история религий знает истинных, достойных уважения святых, жизнь которых лишь  подчеркивает огромную пропасть между религиями и образом действий церкви.

Совершенно естественно, что мнение верующих и неверующих по тем или иным вопросам расходятся, поскольку это обусловлено их мировоззрением. Однако, в интересах всех жителей нашей планеты покончить со взаимными унижениями, обособлением, с войнами, которые ведутся с применением психологических методов. Здесь поможет общение и диалоги на социально-научной и этической основе. Образовавшаяся духовная мировоззренческая бездна между верующими и неверующими разрушает семьи и партнерство. Эта в культурном  и общественном отношении позорная и разлагающая антикультура может быть преодолена, например, путем учреждения этических диалоговых центров, в которых будут запрещены споры на мировоззренческие темы. В процессе решений общественных вопросов следует искать консенсус или золотую середину и общий знаменатель, используя знания социологии и этики, только так можно положить конец третьей мировой войне с духовным невежеством.


Россия – восхождение или распад?

Россия,  как и многие другие государства, активно меняется. Множество мыслителей и ясновидящих  предсказывали ей великое будущее. Но это будущее зависит от условий, которые, согласно закону соответствия, русскому народу предстоит выполнить самостоятельно.  Поэтому на нынешних поколениях лежит серьезная ответственность, которая буквально вынуждает их к активным действиям, так как именно сегодня расставляются вехи, которые впоследствии, по закону причинно-следственной связи, будут формировать будущее их стран.

С геополитической точки зрения Россия является гигантом, в человеческом и культурном смысле – она не огранённый алмаз, нуждающийся в тончайшей шлифовке своих политических, экономических, общественных и культурных граней. Научное развитие сраны находится на очень высоком уровне, и это должно существенно облегчить ее выбор самобытной траектории развития. Пренебрежение новыми знаниями, которыми располагают, например, университеты, было бы непростительным легкомыслием. Самым надежным попутчиком и проводником в будущее является знание законов жизни и общества. Подражание другим государствам и народам, импорт и признание их очевидных слабостей «прогрессом», ведет, в лучшем случае, к посредственности, в худшем – к упадку. Россия не нуждается в импорте ни в каком отношении, она разносторонне богата, и, поэтому сама жизнь предопределила ей идти своим собственным, необычным путем.

Запад и Восток стучатся в ворота России, бросая ей всевозможные вызовы. И просто открыть ворота, чтобы неуправляемый «поток» затопил страну, равнозначно самоуничтожению. Поэтому, прежде всего, России необходимо осознать, чего она сама хочет. Затем нужно приступить к осуществлению необходимых проектов, с которыми она справится своими силами, опираясь на внутреннюю экономику страны. Только тогда ей удастся понять и принять решение, для чего, кому и как она откроет свои двери. Нужно сохранить все то, что столетиями росло и формировалось, и охранить то, что сегодня только зарождается. Русский народ очень умен, искусен и предприимчив, он обладает необыкновенной сердечностью, так что «помощь» со стороны, даже в формате выгодных кредитов, которые, в сущности, являются ничем иным, как долгами, неприемлема и неправильна для такой богатой державы.

Вектор развития России «запрограммирован» ее прошлым и духовным характером народа, заключающимся в достижении синтеза. Синтез означает, помимо всего прочего, создание фундамента, объединяющего науку и культуру, с опорой на главные, путеводные элементы мировой духовно-этической культуры.

Для России, как для общественной системы, синтез означает еще и нахождение золотой середины, которая поможет установить для большого многонационального сообщества такие правила и принципы, которые будут приемлемы для всех участников.

Синтез – это  и конкретное слияние естественных наук и законов природы с социальными науками. Этические, гуманитарные и социальные науки должны проверять все принимаемые решения и действия на предмет долговременной пользы или возможного вреда. Следующий аспект синтеза это интеграция этики как науки о жизни, во все процессы, структуры и цели, поскольку для будущего России в том, что касается качества ее граждан, это имеет высочайшее значение.

Мы желаем мужества и прекрасного будущего многонациональному Российскому государству, а вместе с тем всему человечеству и всей планете.

Смелому принадлежит весь мир!