Версия для печати

Восхождение к Истине

 

Т.М. Новикова, кандидат философских наук, Международная ассоциация «Мир через Культуру»

 

 

 

 

Восхождение к Истине

Можно ли найти нечто общее для всех исторически сформировавшихся типов мировоззрения, то есть для всей человеческой культуры?
Это нечто общее может быть обнаружено, если принять во внимание существование Древнего знания о мире и человеке, которое исторически частями, по мере развития человеческого сознания, входило в различные сферы культуры - философию, религию, искусство. Первой, кто открыто сказал о существовании Древнего знания, известного части человечества с незапамятных времен, и раскрыл его, была русская женщина-философ - Е.П.Блаватская (1831-1891), давшая тем самым герменевтический ключ к исторической культуре.
Сегодня философия и наука признают существование преднауки, науки древних цивилизаций гиперборейцев, лемурийцев, атлантов, ацтеков, догонов, шумеров и т. д. Человечество знакомо с дошедшими до нас старейшими книгами. В их числе: Китайская классическая книга перемен, Веды (в 4-х книгах), Египетская книга мёртвых, Халдейская книга чисел и другие.
Древнее знание вошло в философию. Все те, кто стал буддой (Будда, VI в. до н. э.), мудрецом (Фалес, VI в. до н.э., один из семи мудрецов Древней Греции), блаженным (Августин Аврелий, IV в.), прошли посвящение в мистериях (Пифагор, VI в. до н.э.), приобрели знание законов и сущности природы, поняли смысл жизни. Они становились учителями человечества.
Платон был первым из философов, кто записал в своих сочинениях в символическом виде Древнее знание. Он называет его - сокровенное,  древнее учение; учение, поседевшее от времени; дедовский закон, сказание глубокой древности, учение мудрых людей. Проведённое сравнительное исследование философии Платона и Е.П.Блаватской показало сходство их основных положений. Эти два философа исходили из единого источника - существующей Древней Мудрости.
Упоминание о Древнем знании можно найти и в религиях. Так в христианстве называются - «заповедь древняя», «тайны Царствия Божия»; «Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего»; «проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков»; тайна домостроительства, сокрывавшаяся от вечности; существует Ветхий Завет, был дан Новый Завет, но есть Вечный Завет и Вечное Евангелие. Это знание не раз выдавалось пророками. В Евангелии от Марка есть такие слова: «... вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним всё бывает в притчах» , то есть в символическом виде.
И в Коране говорится о тайнах неба и земли и утверждается существование первоисточника знания - Матерь Книги, Вечная Книга, Книга Мудрая, Ясная Книга, Книга Бога, Святая Книга.
О существовании тайного, эзотерического знания говорит и искусство, в частности, картины Рафаэля «Афинская школа» (1510-1511), Н.Пуссена «Время, спасающее Истину от посягательств Зависти и Раздора» (1641).
Древнее знание на протяжении истории давалось человечеству. Но встаёт вопрос: почему оно давалось в символическом виде? Как пишет Е.П.Блаватская, оно носит стратегический характер и намного опережает исторически развившуюся науку. Неподготовленные в нравственном отношении люди могут использовать это знание в разрушительных целях.
Е.И.Рерих называет другой, не менее важный аспект. Она пишет: «... немало выдано народам ...<...> Намеренно рассыпаны ... сведения, можно находить их среди памятников разных народов. <...> Людское познание должно, подобно пчеле, отовсюду собирать сведения, чтобы свободно и добровольно сложить из них своё мировоззрение. Только такая трудовая жатва подвинет самоусовершенствование. Многие ждут целых систем миропонимания. Такие люди хотят, чтобы их вели, как слепых ... Мы готовы щедро наделить искрами мировой мозаики, но сложить свой узор должен сам человек».
Как было сказано, Платон записал в своих сочинениях Древнее знание, и на сегодняшний день символизм его записи раскрыт благодаря Е.П.Блаватской. Платон является знаковой фигурой в философии. По выражению П.А.Флоренского, за ним следует прекраснейшая половина всей истории философии. Попробуем проследить присутствие философских положений Платона, то есть Древнего знания о мире и человеке, в Новом Завете, Коране и искусстве.
Основным понятием в философии Платона является «единое», то есть небытие, которое существует прежде бытия. Оно божественно, природа его есть прекрасное. Оно беспредельно, бестелесно, неделимо и не есть жизнь. «... Причина эта одарена разумом и божественным знанием ...». Божественное единое содержит в себе план, законы развития будущей Вселенной. Единое передаст свои особенности («не есть жизнь», божественность-прекрасное, план развития Вселенной) первому уровню Вселенной - уровню «благо», который будет пронизывать всё нарождающееся и станет одинаковой во всём сущностью. Так реализуется закон единства в многообразии.
Единое существует вечно, вне времени. К вечности, кроме единого, Платон относит также вечное движение как способность к взаимодействию и вечное пространство. Таким образом, по Платону, причина возникновения Вселенной троична, но она непознаваема.
И в христианстве причина возникновения Вселенной - Единый Бог в Трёх Лицах, сотворивший Вселенную за шесть Дней и по Своему подобию  человека, имел замысел в Себе - семя будущей Вселенной. Он непознаваем. «Бога никто никогда не видел ...».
Важными положениями в христианстве являются: «... да будет Бог всё во всём»; Бог есть Дух; «...Дух всё проницает ...». Слова Нового Завета утверждают, что божественный дух, имеющий в себе ВСЁ (то есть план развития Вселенной), присутствует во всём - в природе и в человеке.
Философская идея о том, что причина возникновения Вселенной содержит в себе знание о будущей Вселенной, нашла свое отражение и в живописи. Например, на картине Н.К.Рериха «Мадонна Орифламма» (1932) женщина держит знамя, на котором изображены три круга как символы прошедшего, настоящего и будущего времени, содержащиеся в большом круге - вечности. «Всё, что есть, было и будет, вечно ЕСТЬ ...».
По Платону, небытие с бытием образовали причудливое сплетение. Божественное единое, как прекрасное (а прекрасное - красота тождественно справедливому), переходит в идею «благо» - первый уровень бытия (мира умопостигаемых идей - мира эйдосов-природных сущностей), который также не есть жизнь. Идея «благо» есть дух, - подлинное, истинное бытие, получает знание о будущей Вселенной (программу, законы развития) из вечности - причины возникновения Вселенной. Идея «благо» будет пронизывать всё нарождающееся. «... если что-нибудь одно действительно существует, это значит, что существует всё».
Это знание будет содержаться и в человеке, который развивается в своей космической эволюции коэволюционно, параллельно, во взаимосвязи с природой Вселенной, становясь микрокосмом. Люди беременны духовно, - скажет Платон. «... Мы все ещё беременны знанием ...». Этот первый уровень человеческой души станет познаваемым человеком, а знание, содержащееся в нём, перешедшее из вечности, будет неизменяющимся со временем, будет абсолютной истиной. Поэтому смыслом жизни для Сократа и Платона становится: «Познай самого себя!». Это означает, что тогда ты познаешь Вселенную. К сказанному даосизм добавляет: «Лучшие люди древности, следовавшие Пути, достигали невообразимых, удивительных результатов».
Эти же философские положения Платона существуют в исторически развившихся религиях и в живописном искусстве. В Новом Завете читаем: «... вы боги»; «... Дух Божий живёт в вас ...»; «... мы все имеем знание»; «Ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами во век»; «И познаете истину, и истина сделает вас свободными»; «... самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас?» То же самое мы читаем в Коране: «... говори: «Господь мой, // Увеличь во мне познанье!»; «...постигнув истинное // знанье ...».
В мировом живописном искусстве тема познания одинаковой во всем божественной - прекрасной (энергия света, цвета и звука) сущности природы, призыв к её познанию получила отражение у ряда художников. К примеру,  картина Н.К.Рериха «Чудо. Явление Мессии» (1934).
Заметим, что основными, вечными критериями культуры принято считать духовность, нравственность, красоту-прекрасное, справедливость, знание. Из вышесказанного видно, что критерии
культуры совпадают с характеристиками божественной сущности природы, одинаковой во всём. По Платону, это - уровень «благо», который причудливым образом связан с небытием - вечностью. Так философия, основанная на Древнем знании о мире и человеке, становится фундаментом общечеловеческой культуры.
Философия Платона, христианство, ислам, а также и искусство утверждали существование как одних и тех же законов природы, так и одних и тех же духовных познавательных способностей человека, которыми он пользуется при познании мира природных сущностей - мира умопостигаемых идей - метафизического мира.
К числу наиболее важных природных законов относятся закон единства в многообразии и нравственный закон, которому, как единственному из всех законов, свойственна особенность - познание нравственного закона обладает силой вести человека по жизни, человек приобретает попутный ветер судьбы. Так природа добивается, чтобы человечество стало жить по её законам.
Изучение трудов Платона дало возможность собрать всё сказанное им по законам природы. Вот несколько его высказываний по нравственному закону: «... ни в коем случае не следует нарушать справедливость»; «... не ставь ничего впереди справедливости ...»; «...справедливое и полезное - это одно и то же»; «... как только исчезает добродетель, наступает несчастье»; «... все наши законы должны всегда иметь в виду единую цель. И мы совершенно правильно согласились, что цель эта - добродетель».
И в Новом Завете, содержащем десять нравственных принципов жизни, сказано: «Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона»; «... мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его». И в Коране, утверждающем пять основных нравственных принципов жизни, говорится о том же: «Должны блюсти вы строго // справедливость».
И искусство в различных своих видах говорит о нравственном законе. К.С.Малевич в своих работах «Девушка с гребнем в волосах» и «Девушка с красным древком» (1932-1933) изображает красивые женские лица, написанные белым цветом в соответствии с белым фоном картины – пространством совершенного, энергетического космоса. Тем самым он хочет сказать, что если человек живёт по нравственному закону, то он и внешне прекрасен.
Важным законом природы является закон духовной иерархии, утверждающий существование духовных существ, ведущих физическую и духовную эволюцию на земле и в космосе. Платон пишет о них: «... Она (земля - Т.Н.) призвала богов в качестве их наставников и учителей. ... они благо устроили нашу жизнь, учредили каждодневный её уклад, первыми обучили нас ремёслам и показали, как изготовлять оружие и пользоваться им для защиты нашей земли»; «... боги, существующие согласно закону ...».
В Новом Завете названы ступени духовной иерархии. «Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли ...»; «... есть много богов и господ много». В Евангелиях многократно названо существование духовной иерархии как Царства Небесного, Царства Божия, воинства небесного.
В Коране духовная иерархия обозначается местоимением «мы». «Ведь Мы (ни на единый миг) // В отсутствии не пребываем // (От тех миров, что создали // на жизнь.)»; «Как и в былые времена, // На нас - обязанность // спасать всех верных».
И в живописном искусстве имеет место утверждение существования духовной иерархии. Н.К.Рерих в картине «Святой Сергий Радонежский» (1932) внизу делает такую запись: «Дано Св. преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую. Первое при князе Дмитрии. Второе при Минине. Третье ...».
Следующий природный закон, о котором неоднократно говорит Платон - это закон семеричности. «... Чтобы время родилось из разума и мысли Бога, возникли Солнце, Луна и пять других светил, именуемых планетами, дабы определять и блюсти числа времени. Сотворив одно за другим их тела, Бог поместил их, числом семь, на семь кругов ...».
Об этом же законе не раз сказано и в религиях. В христианстве: «Тогда Пётр приступил к Нему и сказал: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?» // Иисус говорит ему: «Не говорю тебе: "до семи", но до седмижды семидесяти раз»  и в исламе: «Он – Тот, Кто создал семь // небес рядами».
Неоднозначно решался вопрос в истории человеческой культуры относительно закона инкарнации. Платон, живший в V-IV веках до н.э., говорит о существовании этого закона. «... человек ... сознательно стремящийся... учиться, пока он жив, необходимо станет более осмотрительным в последующей своей жизни ...»; «... душа бессмертна, часто рождается ...»; «... ведь душа по природе своей настолько сильна, что способна вынести много рождений».
Новый Завет, возникший в I веке, во времена последних веков Древней Греции, в истории претерпевал изменения. Современное христианство не признаёт существования закона инкарнации, хотя в Новом Завете остались положения, говорящие об этом законе. «И проходя, увидел человека, слепого от рождения. // Ученики Его спросили у Него: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? // Иисус отвечал: Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии».
Современный ислам также не признаёт закона инкарнации. Однако, удивительно, в нём много раз говорится об этом законе. «И говорят они: // «Неужто, обратившись // в прах и кости, // Мы будем вновь воскрешены // Как новое творенье?»; «Скажи им: да!»; «Неужто Мы не дали вам // (Такую долгую земную) // жизнь, // Что всякий, (кто того б // хотел), // Одуматься бы мог // и обратиться?».
Если говорить об изобразительном искусстве, то может быть назван триптих Н.К.Рериха «Да здравствует Король!». В центре изображён Великий Учитель Н.К.Рериха и Е.И.Рерих - Махатма Мория, а по сторонам - Н.К.Рерих и Е.И.Рерих в воплощениях XIII века в Германии. Тогда Н.К.Рерих и Е.И.Рерих были мужем и женой – маркграф Эккехард и маркграфиня Ута - почётные граждане г. Наумбурга. Этот исторический факт запечатлён в скульптурных изображениях того времени, дошедших до нас. Жители современного Наумбурга знают об этом и почитают Рерихов.
Из многочисленных природных законов, названных Платоном и Е.П.Блаватской, надо отметить ещё два. Один из них - закон кармы или космической справедливости, который проявляется при нарушении человеком нравственного закона. Платон пишет: «Бог вершит лишь справедливое и благое, а кара, постигающая этих людей, им же на пользу»; «... когда человек в каждом отдельном случае считает виновником своих проступков и многих громадных зол других людей, а не самого себя, и когда он постоянно выгораживает себя, точно он вовсе и не виновен, он лишь по видимости почитает свою душу, на деле же очень далёк от этого, ибо он ей вредит»; «... по закону ни одно наказание не имеет в виду причинить зло. Нет, наказание производит одно из двух действий: оно делает наказываемого либо лучшим, либо менее испорченным».
И в Новом Завете сказано по поводу закона кармы: «... каждый получит свою награду по своему труду». И в исламе то же: «И каждому - та степень // (милости иль кары), // Что соответствует его // деяньям ...»; «Вкусите наказание за то, // Что (на земле) нечестие // творили!».
В живописном искусстве закон кармы раскрыт И.Босхом в его работах, к примеру, триптихе «Воз сена» (1490-1500).
И другой природный закон, о котором следует сказать, это - закон жертвы или космического сотрудничества. Платон о нём говорит так: «... небо и землю, богов и людей объединяют общение, дружба, порядочность, воздержность и высшая справедливость; по этой причине они и зовут нашу Вселенную "космосом", а не "беспорядком" ...»; «Ты не знал, что и у этих людей есть доля в участи Вселенной. Как можешь ты, мужественнейший из людей, думать, что тебе не следует этого знать? Кто не понимает этой причастности, тот никогда не найдёт образца для своей жизни и не будет в силах отдать себе отчёт в том, от чего зависит счастливая или несчастная доля»; «Конечно, самое приятное в жизни - заниматься собственными делами, особенно если кто избрал для себя такую долю, как ты; это совершенно ясно. Но тебе надо подумать о том, что любой из нас не принадлежит самому себе: на одну часть нашего существа рассчитывает Отечество, на другую - наши родители, на третью - иные друзья ...».
И Новый Завет говорит об этом же законе. «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего». И в Коране читаем: «О пророк! Ты поднимай / / уверовавших на сраженье. // И будь из вас хоть двадцать // терпеливостойких, // Им - победить две сотни // человек!».
Закону жертвы, космического сотрудничества посвящена картина М.К.Чюрлёниса «Жертва» (1909). Ангел стоит над звёздным небом на нижней ступени лестницы, олицетворяющей духовную иерархию. С земли поднимаются вверх два потока дыма: светлый символизирует совокупную положительную психическую энергию людей, а чёрный - совокупную отрицающую психическую энергию людей. В небе - светящееся мистическое кольцо - лента змия. Это кольцо вбирает в себя светлый жертвенный дым, чёрный же исторгается из его пределов и опускается на землю. Для космоса, духовной иерархии нужна положительная психическая энергия, как пища, поддерживающая их жизнь.
Философия, основанная на Древнем знании, - фундаментальная наука, познающая законы, сущность природы и человека, изучает и мир становящийся (феноменальный), и мир умопостигаемых идей (метафизический). Философия является одновременно и естественной наукой, и гуманитарной наукой. Когда она познаёт феноменальный мир, она сближается (в своих методах и познавательных способностях человека) с наукой, которая до сих пор познает этот мир, отстав, правда, от своего исторического предназначения. Когда философия познаёт метафизический мир, она сближается с религией.
Философия считает для себя главным самопознание человека. Как было сказано: человек - микрокосм. Если ты познаешь себя, а точнее, свою душу, её первый божественный уровень (это - природная сущность, одинаковая во всем, она содержит в себе знание о Вселенной), то ты приобретёшь основное, главное, наилучшее знание о мире и человеке. И это знание принадлежит науке. Поэтому для человека становится важным развить свои духовные, познавательные способности. И они оказываются одинаковыми и в философии, и в религиях, и в искусстве.
В философских источниках  изложены вопросы гносеологии - теории познания миров Вселенной. Платон отмечает, что инструментом познания является душа человека. В числе духовных, познавательных способностей Платон называет духовное созерцание, духовный слух.
И в Новом Завете читаем: «Когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно»; «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу ...»; «И услышал я голос с неба ...»; «... мне чрез откровение возвещена тайна ...»; «... они Бога узрят».
И в Коране называются те же духовные, познавательные способности человека. «И в откровении открылось // Нуху ...»; «Аллах, поистине, даёт (Себя) // услышать // Лишь тем, кого Своей // угодою сочтёт»; «На возвышающихся ложах // Откроется им созерцанье // (всех вещей)».
И искусство утверждает существование подобных познавательных способностей человека. К примеру, гравюры А. Дюрера «Меланхолия» (ок. 1515) и «Св. Иероним в келье» (ок. 1514).


* * *

«... возникло то, что называется философией, и лучше чего не было и не будет подарка смертному роду от богов» Платон.
На Земле с древнейших времен существует Древнее Знание о мире и человеке. Оно есть собственно философское знание. Это Знание перешло из причины возникновения Вселенной в дух – первый уровень души-сущности природы и человека. Человек способен его познать. Он познает Вечное Значение-Мудрость-Абсолютную истину. Те, кто познал это Знание и следовал ему становился Мудрецом, Учителем.
Древнее Знание пронизывает всю человеческую культуру. Оно вошло в Древние книги человечества, в мифы народов мира, в философию, религии, искусство и даже в сказки. Поэтому неслучайно, что общепринятые критерии культуры такие, как духовность, нравственность, красота-прекрасное, справедливость, знание, считаются вечными. Они совпадают с особенностями одинаковой во всем сущности – духом, причудливым образом связанным с вечной причиной возникновения Вселенной.
Актуальность такого понимания философии в настоящее время возросла до предела. Современные проблемы существования человека, проблемы в экономике и науке требуют скорейшего разрешения. Философия, являясь фундаментальной наукой, может помочь решить существующие проблемы. В частности, наиболее важными ее положениями являются следующие:
- существует основной природный нравственный закон, которому должны быть подчинены все отношения в обществе, в том числе и экономические. Мир должен жить без войн;
- положительная психическая энергия является основной энергией жизни Вселенной и человека. Людей, живущих постоянно с отрицательной психической энергией, Платон называл «мертвыми душами». Человеческий язык – природного происхождения;
- природа Вселенной и человек развиваются коэволюционно, параллельно, во взаимосвязи. Человек становится микрокосмосом. Своей психической энергией он может влиять на природу и на другого человека;
- существует закон Духовной иерархии и с ее стороны постоянно идет помощь людям, особенно тем, которыми она востребована;
- существует закон единства в многообразии, который обосновывает существование во всем одинаковой сущности – божественного духа. Это положение является важным для науки, изучающей пока феноменальный мир, но в будущем наука должна стать метанаукой.
В качестве завещания Платона, ставшего мудрецом, могут быть приняты такие его утверждения: «… знание, с выходом которого из человеческого обихода и выключением его из ряда других ныне существующих знаний человек превратился бы в самое бессмысленное и безрассудное существо» или «… кто послушен нашему учению, тот благоденствует …».