Версия для печати

15 апреля – Международный день культуры. Поздравляем друзей и соратников с юбилейной датой!

 


«Будем же утверждать и Всемирный день культуры, когда во всех храмах, 
во всех школах и образовательных обществах одновременно, 
просвещенно напомнят об истинных сокровищах человечества, 

о творящем героическом энтузиазме, об улучшении и украшении жизни» 
(Н.К. Рерих)

 

Поздравляем друзей и соратников с юбилейной датой!

85 лет назад, 15 апреля 1935 года, по инициативе всемирно известного художника и общественного деятеля Н.К. Рериха был подписан договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников». Это первый в истории международный договор, направленный на защиту культуры и охрану культурного наследия человечества от разрушения в мирное время и во время войны. Идеи Рериха получили мировое признание и поддержку. Они легли в основу создания Гаагской конвенции и целого ряда международных сообществ по сохранению культурного наследия народов Земли. Культура была, есть  и будет  главной движущей силой на пути совершенствования общества, единения людей, синтеза лучших достижений человечества.

 

 

 


В канун Международного дня культуры организована акция «Послание от сердца к сердцу»: http://gmilika22.ru  Международный Центр Духовной Культуры поддерживает алтайских друзей и присоединяется к инициативе. В качестве послания всем читателям сайта мы выбрали фрагмент из книги И.Д. Кобзона и Ю.А. Агешина «Ключ к обновлению, духовному преображению России».

 

«Погружаясь во всеобъемлющее многообразие и сложность бесчисленных определений культуры, выявленных её элементов, составных частей, структурных составляющих, пластов бытия, начинаешь испытывать неудовлетворенность от некоторой незавершённости и хаотичности, содержащихся в законодательстве, но особенно в литературе, размышлений о культуре. Действительно, исследователями культуры выявлено великое множество разнопорядковых составных частей и структурных элементов культуры, которые в своей совокупности как бы и образуют сложнейший феномен человеческого естества – культуру. Пришло время из всей этой накопленной массы знаний и представлений о культуре попытаться выстроить стройное здание культуры. 

Прежде всего, следует определить, что должно быть положено в основание здания культуры. Затем следует разобраться, как соотносятся её отдельные части и элементы между собой. Также крайне важно понять, существует ли какая-либо духовная иерархия во всех этих многообразных элементах культуры. 

Принято различать материальную и духовную культуру.

Духовная культура – первооснова материальной культуры. Она включает в себя процесс духовного творчества, осмысления, анализа, синтеза окружающей действительности. Её результатом является мировоззренческая позиция человека, его культура мышления, культура поведения, культура общения, а также всё многообразие продуктов духовного творчества: произведения философии, литературы, искусства, научные открытия, религии и т.п. Духовная культура включает в себя мораль, воспитание, просвещение, право, государствоведение, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию и другие духовные ценности. 

Духовная культура формирует личность – её мировоззрение, взгляды, мораль, установки, ценностные ориентации. Благодаря ей могут транслироваться знания, умения, навыки, художественные модели мира, идеи и т.д. от индивида к индивиду, от поколения к поколению. Именно поэтому чрезвычайно важна преемственность в развитии духовной культуры. 
Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой. Материальная культура создается в процессе материального производства, и всё, что является результатом производства, будет являться овеществлённой формой культуры. Ни один предмет не может быть включён в человеческую практику без осмысления, без посредства каких-либо духовных компонентов: знаний, навыков, специально подготовленного восприятия. Ни один предмет материальной культуры не может быть создан без сочетания действий «исполняющей руки» и «мыслящей головы». 

Крайне важно во всём многообразии проявлений культуры выявить, что же является в ней главным, определяющим. 

И если культура, исходя из её названия, есть, прежде всего, почитание света (культ – почитание, ур – свет), то что реально, в жизни означает это понятие «Свет»? Отвечая на этот вопрос, мы и подступаемся к рассмотрению главного в культуре, её ведущей первоосновы, всё определяющей доминанты. 

Свет – это прежде всего, свод моральных, этических, социальных норм, правил, основополагающих понятий и институтов – базовых устоев жизни. Это – абсолютные базовые ценности, составляющие основу существования разумной человеческой цивилизации. Действительно, такие ценности, выраженные словами-пассионариями, как «Бог», «мир», «жизнь», «человек», «добро», «благо», «любовь», «красота», «гармония», «чистота», «долг», «честь», «совесть», «честность», «семья», «радость», «справедливость», «гуманизм», «свобода», «вера»,  «светлое будущее», «дружба», «дружба народов», «братство», «порядочность», «бескорыстие», «верность», «равенство», «нация», «социальное единство», «созидание», «творческий труд», «духовное согласие», «плодотворное взаимовыгодное сотрудничество», «вероуважение», «благополучие», «уважение к старшим», «любовь к детям» и некоторые другие являются вечными основами жизни для всех людей нашей планеты, а также духовными скрепами, соединяющими народы. Именно они и составляют сердцевину Духовной Культуры и доминанту Культуры в целом, систему её абсолютных моральных ценностей. Именно эта система абсолютных ценностей и есть главное в культуре, её моральный абсолют.

Моральный абсолют Культуры – это и есть истинный свет, это, как уже указывалось, поистине Светоч жизни. Он существенно значимее и выше любой идеологии, ибо вбирает в себя все высочайшие достижения эволюции, направленные на сохранение и преумножение истинных ценностей жизни. Моральный абсолют Культуры есть конденсат света, всё лучшее и необходимое для того, чтобы жизнь человеческая стала полноценной и прекрасной. Вливание абсолютных ценностей Духовной Культуры в процесс жизни позволяет ей состояться и восходить, определять содержание и характер человеческих взаимоотношений, утверждать разумную позицию людей, удерживать мировое равновесие. По мере утверждения этих ценностей в реальной жизни у человечества начинает усиливаться качество цивилизованности, позволяющее ему не только сохранять единство и непрерывность исторического развития, но и восходить по ступеням цивилизационной зрелости».